06.02.2017
Ректор Александр Новиков о том, почему некоторые преподаватели высшей школы не умеют преподавать, а также о том, как связаны «Академия педагогического мастерства» НГУЭУ и профессор Бинс из «Гарри Поттера».
Мало кто знает, но я прочитал всю серию книг о Гарри Поттере (кроме последней — пьесы). Мне эти книги очень нравятся, потому что там достаточно много вещей, которые можно соотнести с реальным образованием, его проблемами и задачами.
Взять, например, уроки зельеварения, когда студентам нужно было написать подробное эссе о неудавшемся зелье и проанализировать свои ошибки — чем не технология организации самостоятельной работы, которую стоит взять на вооружение? Или, например, «Выручай-комната» — это же отличная идея для научной библиотеки: студент приходит туда, задает через электронный сервис вопрос, который ему нужно решить, а система выдает ему список книг, которые будут в этом полезны.
Но сегодня я хотел бы остановиться на другом примере.
Те, кто читал книгу, а не только смотрел фильм, наверняка помнят Бинса — профессора-призрака, преподававшего историю магии.
Он был настолько поглощен своими мыслями и оторван от реальности, что даже не заметил, как умер, — просто однажды «оставил» свое тело в кресле и отправился на урок. Свой предмет — основополагающий, задающий некую систему знаний — профессор Бинс читал совершенно неинтересно, большинство учеников Хогвартса его даже не слушали.
К сожалению, эта ситуация гораздо ближе к действительности, чем хотелось бы. Я вспоминаю свой студенческий опыт: у нас был такой профессор — признанный специалист в своей области, но он читал лекции очень монотонно и не заботился о том, понимаем ли мы его. Почти никто не ходил на его пары, хотя предмет был важный и нужный. Хорошо, что семинары вел другой человек, который восполнял наши пробелы в знаниях.
Бывает, конечно, и наоборот — преподаватель очень яркий, умеет сделать из лекции настоящее шоу, но, если спросить у студентов, о чем он рассказывал, мало кто вспомнит суть. Обе эти крайности связаны чаще всего с тем, что в вузах — как это ни парадоксально — преподают те, кто не умеет профессионально преподавать, те, кто педагогические навыки приобрел путем проб и ошибок. Их преподаванию не учили.
Среди преподавателей высшей школы действительно мало людей с педагогическим образованием, у большинства есть специальное образование, есть опыт реальной работы, но нет навыков, позволяющих этот опыт передать студентам. Они просто не знают, как подать материал.
Ко мне, например, недавно обратился один представитель бизнеса, который читает студентам курс, рассчитанный на весь семестр. Прошла половина семестра, а он, как ему кажется, выдал уже весь необходимый материал, — что делать дальше? С такой же проблемой сталкиваются многие начинающие преподаватели, которые не могут правильно рассчитать учебное время и объем материала, не знают, как его лучше представить.
Я помню свои первые занятия. Я только окончил университет, работал в Академии наук, мне всегда хотелось преподавать, и я устроился на условиях почасовой оплаты в техникум. У меня была одна пара в неделю — «Применение математических методов в экономике» у студентов, обучающихся на последнем курсе. В группе были в основном женщины примерно 40 лет (а мне тогда было 22 — то есть, студентки были почти вдвое старше меня) и один мужчина, который работал санитаром в психбольнице! При этом мои занятия поставили в пятницу последней парой, которая начиналась вечером, в половине девятого, когда женщинам уже нужно было домой — заниматься делами, кормить семью. То есть условия более чем далекие от так называемой «зоны комфорта». И я тогда столкнулся с большими сложностями и очень быстро понял: все, что я рассказываю своим студентам про различные математические модели, — как об стенку горох. Во-первых, у них был низкий уровень математической подготовки, а во-вторых, они просто были уверены, что им это не надо. И тогда я попытался как-то приблизить материал к жизни, объяснять его на простых примерах, на реальных проблемах, с которыми можно столкнуться на работе и дома и которые можно решить при помощи математических методов. Тогда студентам стало поинтереснее, в итоге они даже научились решать некоторые задачи. Помню, что я еще был лояльным преподавателем и в конце семестра поставил всем тройки и четверки — и ни одной двойки! — за старание. Как бы то ни было, этот опыт работы в сложной ситуации оказался очень полезен в дальнейшем.
А вообще проблему недостатка педагогических навыков каждый решает по-своему. Кто-то начинает изучать вопрос, вникает в педагогическую литературу и быстро перестраивает курс. Кто-то, пройдя два или четыре «сезона», учится на своих ошибках и приобретает в итоге необходимые навыки. А кто-то оставляет все, как есть.
Нас, руководство НГУЭУ, конечно, не устраивает такая ситуация. Мы хотим, чтобы преподаватели нашего вуза стремились к совершенству — и чтобы помочь им в этом, мы открыли «Академию педагогического мастерства».
Основная идея этого проекта, запущенного управлением дополнительного образования по инициативе проректора по учебной работе Владимира Николаевича Ромашина, в том, чтобы усилить профессиональные компетенции преподавателей и научить их педагогическим приемам.
Что особенно приятно — на это предложение откликнулось достаточно много преподавателей НГУЭУ. За всеми подавшими заявки стоит признать некоторую долю смелости — они не побоялись сказать, что в чем-то не так сильны, как хотелось бы. Это наши новаторы, готовые двигаться вперед. В итоге был проведен конкурс, и мы отобрали 21 участника проекта. Среди них есть ассистенты кафедр, аспиранты, а есть люди с многолетним стажем, которые тоже хотят развиваться. В таком разнородном составе группы, на мой взгляд, большой плюс: участники будут смотреть на все с разных позиций, а это будет полезно каждому.
К тому же сейчас мы должны говорить не только о классических моделях преподавания, но и о новых — в частности о применении в образовательном процессе электронных технологий, развитии дистанционного образования при помощи внедрения и освоения системы MOODLE. И на самом деле, здесь оттачивать мастерство может быть даже удобнее: есть люди, которым сложно выступать перед полной аудиторией, но они могут разработать интересную презентацию, выстроить некую систему освоения материала. А потом, опираясь на эти наработки, уже и к студентам выходить будет проще!
Я — за обучение и поиск педагогических новаций!