17.11.2023
Итогом обсуждения стало совместное с уполномоченным по защите прав предпринимателей, Минэкономразвития Новосибирской области и областной прокуратурой решение: проработать и предложить дополнительные критерии для оценки уровня административного давления на бизнес в регионах страны. Пока этот показатель формируется только на основании данных опроса предпринимателей, проводимого Агентством стратегических инициатив.
Как в настоящее время можно оценить взаимодействия государственных институтов и бизнеса в части регулирования и контроля первыми второго? В какой степени бизнес зарегулирован законодательно, не наблюдается ли перекосов и злоупотреблений? Такие вопрос стал лейтмотивом круглого стола в НГУЭУ «Влияние права на достижение национальных целей в сфере экономики: возможности, пределы препятствия», в котором приняли участие представители юридической общественности.
Итогом обсуждения стало совместное с уполномоченным по защите прав предпринимателей, Минэкономразвития Новосибирской области и областной прокуратурой решение: проработать и предложить дополнительные критерии для оценки уровня административного давления на бизнес в регионах страны. Пока этот показатель формируется только на основании данных опроса предпринимателей, проводимого Агентством стратегических инициатив.
- По результатам этого опроса Новосибирская область занимает не лучшее положение в части критерия административного давления, - поясняет декан юридического факультета НГУЭУ, модератор круглого стола Олег Шерстобоев. - С этой целью мы и собирались, будем работать над тем, чтобы улучшить положение региона по данному показателю.
В настоящее время, как озвучил в своём докладе соорганизатор мероприятия, бизнес-омбудсмен Новосибирской области Николай Мамулат, регион, согласно текущему критерию, занимает 72-ю позицию из 89 имеющихся, что сильно превышает среднероссийский уровень. При этом с федерального уровня власти – от президента РФ и Генпрокуратуры – озвучиваются инициативы и ведётся работа по ослаблению давления в отношении бизнеса, принято немало соответствующих федеральных законов.
- Сейчас намного меньше предпринимателей, которые нарушают какие-то нормы, чем ранее, - говорит уполномоченный. - Предприниматели стали другими, особенно после пандемии. Они начали жить вместе с государством. Раньше этого не было, в 90-е годы никто на государство не смотрел, старались выполнить контракт, получить деньги и всё, зная, что никто тебя не защитит. А случилась пандемия, все закрылись, и открылись потом только благодаря власти, государству.
По словам омбудсмена, ещё наблюдаются некоторые «перегибы» со стороны властных структур в отношении предпринимателей. Например, даже если предприниматель проходит подозреваемым по уголовному делу, то его отправляют в СИЗО вместо домашнего ареста. За период нахождения там, вне зависимости от результата рассмотрения дела в судебной инстанции, бизнес приходит в упадок, люди теряют работу, страдает репутация самого коммерсанта, что в дальнейшем может сказаться на взаимодействии с контрагентами. В то же время, есть и другие факторы, пока остающиеся за пределами внимания авторов рейтинга. Например, по информации представителей прокуратуры, многие предприниматели обращаются за защитой своих прав только, когда уже начинают нести убытки. Директор центра финансово-экономической экспертизы Ольга Беломысцева и адвокат Михаил Гарин сообщают о случаях расправы с бизнес-конкурентами посредством тёмных пятен в процессуальном законодательстве уже на стадии судебных разбирательств. Эти и ряд других моментов участники круглого стола также намерены учесть при подготовке предложений.