28.03.2018
Наша академия, Главная тема
Предпринимательское образование — тренд!
НГУЭУ организовал круглый стол «Предпринимательское образование» на выставке «УчСиб-2018» на базе МВК «Новосибирск Экспоцентр». Он был посвящен вопросам популяризации предпринимательства и развития предпринимательского образования в России. «Наша Академия» решила рассказать, какие именно вопросы обсуждали. Публикуем доклады спикеров конференции.
Юрий Рубин, президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП), ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия».
— В настоящее время Национальная ассоциация обучения предпринимательству совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка разрабатывает проект профессионального стандарта предпринимателя. Сейчас ведутся все необходимые процедуры, связанные с тем, чтобы обнародовать эту работу и оценить, насколько общество готово воспринимать этот документ.
Есть несколько составляющих актуальности разработки профессионального стандарта предпринимателя. Выделю две основные: первая — люди не должны бояться заниматься бизнесом. Прежде всего, молодежи нужно относиться к этому виду деятельности, как к любой другой работе. Необходимо формировать уважение к предпринимательству как к профессии. Вторая — в России нельзя создавать образовательные программы, если нет стандарта. В этом плане у нас в стране возникает парадоксальная ситуация: запрос на предпринимательскую деятельность существенный, но система формального бизнес-образования отсутствует. Этому не учат ни в колледжах, ни в университетах. Часто под предпринимательством понимают состояние души, характер, врожденные задатки или иные метафорические вещи, но, на мой взгляд, пришло время сделать предпринимательство профессией. Очень отрадно слышать, что об этом говорит и руководство страны.
Для того чтобы сформулировать предпринимательство как профессиональную деятельность, мы должны понять, во-первых, в чем ядро профессиональной идентичности этой деятельности. Врач, например, отличается от учителя или металлурга — так и предприниматель функционально должен отличаться от представителей других профессий. Он должен выполнять действия, которые не выполняют другие. Во второй статье Гражданского Кодекса Российской Федерации предпринимательство трактуется следующим образом: это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В этом определении правильного мало. Потому что нет самого главного — ответа на вопрос, чем же все-таки занимается предприниматель. Не вступая в конфронтацию с Гражданским Кодексом, мы предложили свое определение этому виду деятельности: «предпринимательство — конструктивная, осуществляемая инициативно, с принятием на себя ответственности за любые риски, деятельность людей в конкурентной среде по созданию, ведению, развитию собственного бизнеса, устойчивому поддержанию его безопасности и своевременному прекращению для обеспечения производства и продажи новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, для формирования, совершенствования рабочих мест и содействия занятости людей, для несения социальных обязательств перед гражданами, обществом и государством, а также для получения доходов и иных выгод».
В этом определении мы выделяем четыре компонента содержания профессиональной деятельности предпринимателя. Первый компонент — создание, ведение, развитие собственного бизнеса, устойчивое поддержание его безопасности и своевременное прекращение для обеспечения производства и продажи новых товаров, выполнения работ, оказания услуг. Второй — деятельность для формирования и совершенствования рабочих мест, а также содействия занятости людей. Третий — деятельность для несения социальных обязательств перед гражданами, обществом и государством. Четвертый — это деятельность для получения доходов и иных выгод. Эти четыре задачи и есть ядро профессиональной идентичности предпринимателя, это те задачи, которые стоят только перед предпринимателем. Этим определением мы выводим то, что требует от нас профессиональный стандарт.
В соответствии с методологией профессиональных стандартов мы выделяем следующие обобщенные профессиональные функции предпринимателя.
Первая, соответствующая пятому уровню квалификации — индивидуальное предпринимательство без оформления юридического лица в различных отраслях производства и продажи новых ценностей (товаров, услуг, работ).
Вторая обобщенная профессиональная функция предпринимателя, которая соответствует шестому уровню квалификации — предпринимательская деятельность по обеспечению бизнеса юридического лица.
Третья, соответственно с седьмым уровнем квалификации, — предпринимательская деятельность по обеспечению наукоемкого, инновационного бизнеса юридического лица на национальном и международных рынках.
Четвертая, с восьмым уровнем, — предпринимательская деятельность по обеспечению крупного диверсифицированного или специализированного бизнеса юридического лица.
Эти функции соответствуют методологии профстандартизации и включают в себя трудовые функции.
Например, последняя четвертая включает такие трудовые функции:
1. обеспечение бизнес-процессов в собственном крупном диверсифицированном или специализированном бизнесе на стратегическом уровне в качестве участника юридического лица;
2. обеспечение бизнес-процессов в собственном крупном бизнесе на международных рынках;
3. решение задач исследовательского характера, связанных с повышением эффективности бизнес-процессов в собственном крупном бизнесе и укрепление его конкурентной устойчивости.
Если сравнить это с тем, чем занимаются менеджеры, экономисты, специалисты в области инноваций и т. д., мы увидим, что в перечне трудовых функций выделяется то, чего нет ни в одной другой профессии. Потому что, в первую очередь, предприниматели — люди, которые являются управляющими, собственниками бизнеса, они работают в своем бизнесе, остальные — в чужом.
Термин «трудовая функция» исходит из того, что предпринимательство — разновидность трудовой деятельности. Предприниматели — те люди, которые работают 24 часа в сутки, поэтому мы считаем их деятельность трудовой. Исторически так сложилось, что под трудом понимается наемный труд, но, наверное, это несправедливо по отношению к предпринимателям! Они ведь тоже работают!
То, что я вам представил — функциональная карта, она готова, но нужно доработать еще трудовые действия трудовых функций, тогда этот большой проект будет вынесен на обсуждение. Что такое трудовые действия? То, из чего состоят функции. Например, сейчас мы разрабатываем трудовые действия к функции «Развитие бизнеса в составе юридического лица».
В Национальной ассоциации обучения предпринимательству и Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка наблюдается единодушие в понимании целесообразности формирования такого стандарта как основы в дальнейшем для образовательной стандартизации и формирования образовательного государственного федерального стандарта системы СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Александр Новиков, ректор НГУЭУ:
— Одна из главных задач, стоящих сегодня перед образованием, — это формирование активных, способных к проявлению инициативы людей, у которых есть понимание того, что только от них зависит их будущее. Многие черты характера, которые помогают состояться в жизни, закладываются еще в молодости, поэтому вузам важно понимать, кого они готовят. Существует много точек зрения, но, на мой взгляд, сегодня нужно готовить не просто экономистов, а инженеров бизнеса — людей, которые владеют технологиями организации бизнеса. Если мы будем успешно готовить таких специалистов, многие ошибки, которые совершают начинающие предприниматели, либо сократятся, либо исчезнут совсем. Но прежде нужно ответить на три серьезных вопроса: кто будет готовить инженеров бизнеса, чему их учить, и как учить!
Если посмотреть на структуру преподавательского состава, то можно уверенно сказать, что многие не имеют опыта работы в бизнесе и вне вуза. Это бесспорно хорошие преподаватели, но они не могут научить студентов бизнесу. Чему они учат? Тому, что сами знают, а это в большинстве случаев устаревший материал. Поэтому проблема обновления преподавательских кадров серьезна. Как учить? Сегодня много форм и подходов к обучению — нужно выбирать такие, которые помогут любому человеку получить знания и навыки, позволяющие понять, что нужно делать для того, чтобы состояться в жизни.
НГУЭУ, отвечая на вышеперечисленные вопросы, в прошлом году претерпел изменения. В прошлом году мы создали сразу три новых факультета, закрыли 21 кафедру из 29, открыли взамен 19 новых, обновили преподавательский состав. Еще одним шагом к созданию атмосферы предпринимательского вуза стало открытие студенческого бизнес-инкубатора, где практически каждую неделю проходят интересные мероприятия, в числе которых встречи с реальными предпринимателями. Благодаря реструктуризации, сейчас наш вуз стремительно развивается, и траектории этого развития направлены на то, чтобы наши выпускники были востребованы на рынке труда. Для этого мы приводим условия подготовки в соответствие с требованиями работодателей.
Евгений Нехорошков, декан факультета мировой экономики и права Сибирского государственного университета путей сообщения:
— В своем докладе я хотел бы затронуть другую сторону развития предпринимательского образования — формирование предпринимательских знаний и навыков у студентов отраслевых вузов. Такие вузы имеют свою специфику, и важно понять, как в них выращивать предпринимателей.
Развитие предпринимательского мышления у студентов — это вызов времени, глобализации и конкуренции. Сегодня вузы должны соответствовать темпам мирового развития и быть конкурентоспособными на рынке образования. Помимо этого от университетов ждут конкурентоспособных выпускников. В настоящее время мы видим, что вузы конкурируют не только между собой в пределах одного города, но гораздо шире. Ведь наиболее четко прослеживается тенденция, что сильные абитуриенты уезжают получать образование в Москву, Санкт-Петербург, а кто-то и вовсе выбирает зарубежные университеты. Важно формировать компетенции с целью повысить конкурентоспособность университетов.
Решить эту задачу взял на себя проект «5-100», его цель — максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг. В рамках проекта этим вузам дополнительно выделили федеральное финансирование на развитие лабораторной базы, в том числе и связанной с формированием инновационных разработок, их продвижением на рынок. Если мы говорим об отраслевом образовании, то, в первую очередь, в проект «5-100» вошли также вузы Минобрнауки. Программа заканчивается в 2020 году и будет рассматриваться перспектива вхождения в подобные проекты и других отраслевых университетов.
Скажу об эволюции университетского образования. Сначала были университеты 1.0, которые оказывали только образовательные услуги, затем появились университеты 2.0 — исследовательские. Сейчас идет пора университетов 3.0, о которых мы говорим как о новом предпринимательском виде университетов, которые могут ориентироваться на развитие, в том числе и лабораторных баз и технологического предпринимательства. По сути, университет 3.0 представляет из себя формирование предпринимательской экосистемы внутри себя, которая бы обеспечила в реальной перспективе и конкурентность вузов, и конкурентоспособность выпускников, которые бы уже в период обучения занимались бизнес-проектами, а, возможно, даже уже имели монетизированные стартапы.
В СГУПС десять факультетов как чисто инженерной подготовки, так и гуманитарного блока. Факультет мировой экономики и права существует уже более 20 лет, он создавался как ответ на вызовы времени. Для подготовки современных кадров, которые бы обладали определенным мышлением, в том числе, как оказалось, и предпринимательским. 10 лет назад мы не говорили об этом, но наши студенты уже тогда погружались в бизнес-проекты. Кто-то запускал реальные стартапы. Сегодня наши студенты также продолжают во время обучения пробовать себя в бизнесе.
Но что же является основой для предпринимательства в отраслевых вузах? Это те исследовательские проекты, разработки, патенты, которыми обладает университет. Здесь приведу в пример наш университет. С учетом специфики и принадлежности к отрасли для нас ключевой задачей является объем хоздоговорных работ. Сейчас заказы поступают от Западно-Сибирской железной дороги, но стоит задача расширять спектры работы и находить более эффективное применение разработкам вовне.
Возвращаясь к проблеме развития предпринимательского образования в отраслевых вузах, мы говорим о том, какие компетенции необходимы студентам, в том числе молодым ученым, которые могут эффективно монетизировать свои разработки. Необходимы знания экономических основ, а также нужны представления об управленческих компетенциях. В СГУПС совершенно точно такие навыки и знания формируются у студентов, которые обучаются по целевым направлениям. Для целевиков есть объем дополнительных программ, который идет через институт повышения квалификации. Для остальных студентов такое количество программ не представляется возможным. Но ведь эти компетенции им также необходимы — или все-таки нет? Нужно понять, стоит ли формировать их повально у всех студентов либо более эффективным путем будет формирование команд, которые будут заниматься стартапами, разработками и продвигать их. Успех любого бизнес-проекта — команда, каждый член которой должен обладать определенными компетенциями. Для того чтобы более целенаправленно и детально формировать предпринимательские компетенции, мы в рамках стандарта «Экономика» ведем обучение по профилю «Предпринимательская деятельность», где защита ВКР предполагается как конкурс грантов. То есть успешные выпускные работы получают финансирование на реализацию своего проекта.
Важно сказать, что предпринимательские знания и навыки могут быть заложены у студентов не только в рамках образовательных программ, но и за счет мероприятий. Например, мы ежегодно проводим турниры, которые посвящены решению бизнес-кейсов. В настоящее время мы выстраиваем эффективную коллаборацию среди различных факультетов, чтобы можно было монетизировать какие-то разработки наших студентов. Это происходит сверх образовательной программы. Но такие мероприятия находят отклик у студентов и преподавателей. Сочетание компетенций специалистов с предпринимательским мышлением может также помочь достичь успеха.
Светлана Чарочкина
Наша академия, Главная тема