14.02.2018
Наша академия, Главная тема
Дайте два!
На выходе из нархоза у некоторых выпускников — два диплома! И речь не о курсах переподготовки или программе «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций» — это действительно два высших образования. Как так получается? Рассказываем!
Что предлагает нархоз?
— В НГУЭУ параллельно на второе высшее образование можно поступить, обучаясь на любом курсе, — рассказывает проректор по учебной работе Владимир Ромашин. — Комбинации встречаются разные, кто-то выбирает два бакалавриата, кто-то совмещает обучение на бакалавриате с получением специальности, некоторые заканчивают два специалитета. Нужно сказать, если студент выбирает два смежных направления, то по некоторым дисциплинам есть возможность получить перезачет. Если направления совершенно разные, то ему придется сдавать зачеты и экзамены по всем дисциплинам.
По словам Владимира Ромашина, совмещать тяжело, поэтому направления необходимо разводить по формам обучения — очная, очно-заочная, заочная.
— Получать параллельно два образования по одной форме нет смысла, толку из этого не выйдет: ведь в конечном итоге придется принять решение, какое образование важнее, — говорит проректор. — Конечно, есть вариант перейти на индивидуальную программу обучения, но для этого нужны весомые основания: например, проявить незаурядные способности при освоении дисциплин и получить ходатайство из деканата.
Владимир Ромашин отмечает, что каждый год вузы выпускают огромное количество специалистов, и практически все они выходят из университета с определенным уровнем знаний по своей специальности. Есть ФГОС и профессиональный стандарт, определяющие «портрет будущего специалиста»: каким должен быть бухгалтер, юрист или экономист — согласно им вузы и готовят студентов.
— Работодатель же ждет, что к нему придет соискатель, который не будет балластом для компании, а станет генератором интересных идей и проектов, — подчеркивает Владимир Ромашин. — Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и полезным для работодателя, выпускник не должен ограничиваться только знаниями, которые он получил непосредственно по своей специальности, он должен иметь дополнительные навыки. В нашем вузе их можно получить через систему дополнительного образования либо параллельно обучаясь на еще одном направлении подготовки. Но для этого должна быть мотивация, которой, к сожалению, многие наши студенты отчасти лишены. Американские студенты, например, очень отличаются от российских: они больше замотивированы в получении различных компетенций: там образование не такое доступное, как у нас, и, заплатив огромную сумму за обучение, американский студент старается впитать в себя как можно больше знаний, чтобы впоследствии компенсировать потраченные на обучение деньги высокооплачиваемой работой. Большинство же российских студентов в вузе учатся только ради диплома. Который, наверное, все-таки в недалеком времени станет формальностью. Говоря честно, уже сейчас многие работодатели решают, подходит им специалист или нет, по результатам испытательного срока и качеству выполненных задач, а не по наличию диплома и его оценкам. Поэтому те, кто сегодня пользуется возможностями университета по развитию себя как профессионала — большие молодцы.
Кто может перейти на индивидуальный план?
Согласно Положению об обучении по индивидуальному учебному плану, при освоении образовательных программ высшего образования — бакалавриата, специалитета и магистратуры — на индивидуальный план могут быть переведены:
• обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (при предоставлении соответствующих документов);
• действующие студенты-спортсмены, выступающие в составе сборных команд Российской Федерации, участвующие в длительных учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям международного и российского уровней (при наличии ходатайства Министерства спорта, физической культуры и туризма);
• обучающиеся, проявляющие незаурядные способности в изучении специальных дисциплин предметной подготовки и научной деятельности, дальнейшее развитие которых требует самостоятельного распределения учебного времени (при наличии ходатайства факультета по результатам промежуточной аттестации студентов);
• обучающиеся, получающие параллельное второе высшее образование (при предоставлении справки об обучении уставленного образца);
• обучающиеся, которые имеют среднее профессиональное образование или высшее образование (при предоставлении соответствующего документа об образовании).
Мнения
По данным отдела организации приемной кампании НГУЭУ, чаще всего студенты принимают решение осваивать две образовательные программы на факультете корпоративной экономики и предпринимательства и юридическом факультете НГУЭУ. «Наша Академия» решила узнать, что на этот счет думают деканы.
Сергей Филатов, декан факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— Параллельное получение двух высших образований не носит массовый характер, скорее, единичный. Сегодня законом «Об образовании в Российской Федерации» разрешено одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ. Он не ограничивает количество таких программ. Но здравый смысл подсказывает, что разумнее остановиться на двух. При этом очно студент может учиться лишь на одной основной профессиональной образовательной программе, вторую он должен осваивать в заочной или очно-заочной форме. В некоторых вузах студентам разрешается поступить на вторую образовательную программу только после прохождения определенного этапа: студент должен демонстрировать хорошую успеваемость в течение семестра или даже года. Я считаю, что это правильный подход, и на это обязательно нужно обращать внимание.
В целом, если человек одновременно успешно осваивает две образовательные программы, то это свидетельствует о том, что он расширяет свой профессиональный и личностный потенциал. Безусловно, такой выпускник вуза на рынке труда будет иметь дополнительные конкурентные преимущества. Но при этом, выбирая программы для параллельного изучения, нужно четко представлять, как они будут дополнять и усиливать позиции друг друга. На мой взгляд, направления подготовки «Экономика» и «Юриспруденция» — отличное сочетание. Также «Экономику» или «Менеджмент» могут эффективно дополнять компетенции из IT-сферы.
Дмитрий Савченко, декан юридического факультета НГУЭУ:
— По поводу одновременного получения высшего образования по двум направлениям или специальностям у меня мнение неоднозначное. Считаю это возможным только в порядке исключения и только при достаточно высоком уровне подготовки студента. Рекомендовать это в массовом порядке я бы не стал.
Лучше, если разные направления подготовки относятся к одной укрупненной группе специальностей. Например, обучаясь на бакалавриате по «Юриспруденции», можно одновременно осваивать программу по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» или по специальности «Правоохранительная деятельность». Эти направления дополняют друг друга, а некоторые дисциплины есть возможность перезачесть или переаттестовать. Близка к юридическому бакалавриату и специалитету также образовательная программа по специальности «Экономическая безопасность».
В иных случаях совмещение образовательных программ достаточно затруднительно, требует повышенных интеллектуальных способностей и волевых качеств. Студенту необходимо их адекватно оценить. И, безусловно, совмещать можно только программы, осваиваемые в разных формах обучения, когда студент по одному направлению подготовки учится на очной форме, а по другому — на заочной.
В целом большинству студентов я бы рекомендовал сначала получить образование по одному направлению, а затем уже поступать на второе. Так, на мой взгляд, разумнее.
Наша академия, Главная тема