04.10.2018
Главная тема, Наша академия
Неделя туризма в НГУЭУ:развитие, практика, планы
Всемирный день туризма —праздник, учрежденный Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году, отмечается он 27 сентября. В большинстве стран мира проходят слёты туристов, праздничные мероприятия и тематические фестивали. Кафедра бизнеса в сфере услуг НГУЭУ третий год подряд проводит в преддверии праздника «Неделю туризма» — мероприятие, которое объединяет представителей туристического и гостиничного бизнеса Новосибирска, преподавателей и студентов. О том, как прошел праздник в этом году, какие изменения его ждут в будущем и как обстоят дела с подготовкой кадров туристического бизнеса, узнали корреспонденты «Нашей Академии».
«Неделя туризма–2018»:как это было
— Если наш мир — это большая книга, то тот, кто не путешествует по нему, читает только одну страницу, — считает доцент кафедры бизнеса в сфере услуг Эльвира Климова. — Идея проведения «Недели туризма» — это результат любви к путешествиям, познанию мира и себя, к студентам и активной жизненной позиции, которая отличает всех преподавателей нашей кафедры. И каждый год организаторы включают новые форматы проведения встреч, мастер-классов и презентаций. Не стал исключением и этот год.
В рамках проекта в этом году традиционно прошли круглые столы, конференции и мастер-классы от ведущих специалистов туристического бизнеса Новосибирска. А традиционная общегородская студенческая бизнес-игра для обучающихся по программам среднего профессионального образования в этом году содержала нестандартное задание: ребятам предстояло спроектировать в командах будущий туристский кластер. Ведущие игры — преподаватели кафедры бизнеса в сфере услуг —отметили серьезную подготовку и креативность гостей мероприятия: студентов Новосибирского кооперативного техникума имени А.Н. Косыгина, Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса, Сибирского университета потребительской кооперации. По словам одного из организаторов игры Ольги Леушиной, использование метода проектирования позволило применить теоретические знания основ туристики в практической плоскости, прочувствовать остроту конкуренции и проверить уровень сформированности компетенций обучающихся.
В рамках «Недели туризма» прошла региональная студенческая научно-практическая конференция, организаторами которой выступили новые преподаватели кафедры бизнеса в сфере услуг Анна Попова, Тамара Приходько и Наталья Щетинина. Темы докладов отличались глубиной анализа проблем, творческим подходом к представлению материала. Проведение подобных конференций помогает раскрыть научный потенциал студентов, обменяться мнениями, подискутировать на злободневные вопросы.
Впервые в рамках «Недели туризма» была организована встреча первокурсников со всем преподавательским составом кафедры, проректором по учебной работе Владимиром Ромашиным, руководителем проекта «Предпринимательский университет» Денисом Обуховским, директором по продажам и сотрудниками санаториев «Краснозерский» и «Доволенский», директором по персоналу NovosibirskMarriottHotel Еленой Валиулиной и другими представителями туристического бизнеса.
Заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг Лариса Нюренбергер рассказала первокурсникам о перспективах обучения, коллективе кафедры и возможностях, которые открываются перед ребятами, обучающимися на направлениях «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис».
Доцент кафедры бизнеса в сфере услуг Эльвира Климова считает, что такой формат не только полезен с точки зрения организации учебного процесса, но и несет огромный положительный заряд, психологически настраивает ребят на сотрудничество с кафедрой с первого курса, позволяет почувствовать себя в стенах вуза, как дома.
Студенты не только познакомились друг с другом, но и получили наиболее полную информацию «из первых рук» об особенностях подготовки, организации учебного процесса и внеучебных траекториях, возможностях практики и будущего трудоустройства.
Подготовка кадров: практика и трудоустройство
Отдельный содержательный блок «Недели туризма» — это вопросы профессиональной ориентации и компетенций, практики, стажировок и трудоустройства выпускников. В настоящее время ощущается острая нехватка специалистов в сфере организации туристской деятельности. Доцент кафедры бизнеса в сфере услуг Иван Севрюков объяснил, почему:
— Во-первых, вузов, которые готовят данных специалистов, становится все меньше. Многие кафедры в других университетах прекратили свою деятельность из-за неудовлетворительных результатов аккредитации. Во-вторых, многие выпускники уходят в другие индустрии. Важно понимать, что это специфическое направление, требующее обширных знаний. И каждый работодатель хочет получить высококвалифицированного специалиста. И «Неделя туризма» как раз для этого: здесь представители компаний знакомятся со студентами, а студенты понимают, хотят ли они связать свою жизнь с данным видом деятельности.
На «Неделе туризма–2018» состоялась встреча студентов НГУЭУ с руководителем нового на новосибирском рынке международного туроператора TUI Светланой Кичигиной, которая рассказала о туристских направлениях, конкурентных преимуществах компании, возможностях зарубежных стажировок и о практике для студентов «нархоза».
— У всех студентов профильного направления есть возможность пройти у нас стажировку или производственную практику. Мы предлагаем работу в офисе на безвозмездной основе. Стажировка — от двух до четырех недель. И это своеобразная подготовка к практической деятельности. Ребята наблюдают за работой сотрудников, знакомятся с процессом обсуждения с туристом выбора направления, бронированием направления, выдачей документов, узнают как происходит маркетинговое продвижение компании в разных странах. Конечно, мы будем давать практические навыки: как встречать туристов, как их сопровождать в поездках, как отвечать на негативные вопросы. Обучим работе с документацией. Хотела бы подчеркнуть, что есть необходимые качества для работы в туризме — оптимизм, высокий интеллект, желание учиться, стрессоустойчивость. Да, у нашей профессии очень красивый «фасад», но работа с людьми требует крепкого психического здоровья. Нужно уметь искать подход к каждому туристу. Никогда нельзя поддаваться панике, никогда нельзя раздражаться. Улыбка, улыбка и еще раз улыбка!— говорит Светлана Кичигина. —Производственная практика занимает более длительное время, это, как правило, летние месяцы. В этом случае практикант может присутствовать в офисе в качестве отдельной рабочей единицы или отправиться в зарубежные страны в качестве трансферного гида, отельного гида или аниматора.
Доцент кафедры бизнеса в сфере услуг Эльвира Климова подчеркнула, что создание системы зарубежных стажировок является одним из перспективных направлений развития кафедры бизнеса в сфере услуг:
—Сегодня ведется активная работа по формированию нормативно-правовой базы, проходятвстречис работодателями, подготавливаютсядоговоры о сотрудничестве. Есть студенты и преподаватели, которые уже прошли стажировки за рубежом. Уверены, что мы справимся с этой задачей, и зарубежные практики студентов станут еще одним конкурентным преимуществом вуза.
На межвузовском круглом столе «Первые знания, первый опыт, первые проблемы!» обсудили проблемы зарубежной практики. Студенты выслушали мнения ребят, которым удалось поработать в международных туристических компаниях за границей. Живое обсуждение особенностей и трудностей, с которыми студенты сталкиваются на практике, позволило сформулировать ряд предложений как по подготовке к предстоящей практике, так и по организации практической деятельности непосредственно на местах практики, взаимодействию с потенциальными работодателями и руководителями практики от туристических предприятий.
Так, опытные товарищи советовали студентам, желающим пройти практику за границей, избавиться от иллюзий относительно деятельности зарубежом:там их ждет самая настоящая работа, а не бесплатный отдых. Также нелишним будет выучить иностранный язык и овладеть профессиональной терминологией — все это сделает практику более продуктивной.
Эксперты «Недели туризма» НГУЭУ пригласилистудентов на практику, выдвинули свои требования к потенциальным работниками объяснили студентам, что необходимо для того, чтобы попасть к ним в команду.
— Мы регулярно принимаем участие в мероприятиях «Недели туризма» НГУЭУ с целью расширить возможности студентов в этой сфере, — говорит методист Сибирской академии туризма Елена Шаклеина.—Они могут пройти дополнительное обучение по нашим программам, получить специальность гида-экскурсовода и возможность стажировки за рубежом. Это дает им шанс на практике повысить свой уровень английского языка, изучить еще один язык, приобрести навыки организаторской работы. В дальнейшем с полученными знаниями студенты смогут работать и в России, и за рубежом.
Важным мероприятием в рамках «Недели туризма» стала презентация NovosibirskMarriottHotel, в которой сотрудники отеля смогли познакомить гостей с организационной культурой, принципами работы с персоналом, условиями прохождения практики и дальнейшего трудоустройства. Встреча закончилась не только подписанием договора о сотрудничестве, но и согласованием возможных дат проведения мастер-классов на базе отеля для обучающихся по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм».
—«Неделя туризма» в НГУЭУ для меня как эксперта в HR-сфере — отличная возможность напрямую пообщаться со студентами, которые обучаются гостиничному делу, ведь это наши потенциальные сотрудники, — отмечает менеджер по персоналу отеля Marriott в Новосибирске Яна Марьина. —Кстати говоря, уже есть пара студентов вашего университета, которые успешно проходят практику в Marriott. Тем не менее мы хотим расширить связи с НГУЭУ и приглашаем студентов к нам на стажировку.Для нас, работодателей, в первую очередь важно, чтобы студенты владели английским языком — это гарантирует им быстрый карьерный рост в гостиничном деле. По возможности стоит «присмотреться» и к другим иностранным языкам. Кроме того, нужно развивать свои коммуникативные навыки: быть открытым, иметь желание помогать людям и получать от этого удовольствие.
Юрист и помощник руководителя в отеле Marriott в Новосибирске Анита Болонева подчеркнула, что получить работу в таком престижном отеле, как Marriott,—реально.
—Мы всегда рады новым сотрудникам и практикантам, готовы отвечать на вопросы и формировать правильное представление о предстоящей работе. Безусловно, гостиничный сервис сегодня имеет тенденцию к развитию, и в Новосибирске количество отелей с разным уровнем сервиса только увеличивается. Это перспективная сфера для карьерного роста.
Анастасия Смирнова,
Наталья Филиппова
Главная тема, Наша академия