В третьем чтении депутатами Госдумы был принят закон о внесении изменений в седьмую статью Федерального закона «О рекламе». Теперь на рекламу услуг по написанию дипломных и курсовых работ государство поставило такой же запрет, как на рекламу табака, наркотиков и купли-продажи человеческих органов. За рекламу данных услуг гражданам грозит штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей, должностным лицам — от 4 до 25 тысяч рублей, а юридические лица должны будут заплатить от 100 до 500 тысяч.
Проблема несамостоятельного выполнения студентами квалификационных работ обсуждается в образовательном сообществе не первый год. О том, как к этому относятся преподаватели и студенты НГУЭУ, узнавала корреспондент «Нашей Академии».
«Недоразумение, которое нужно искоренять»
Проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Ромашин предположил, почему многие студенты пользуются такими услугами, и как избежать этого, а также рассказал, какие платформы создали в зарубежных странах, чтобы избежать плагиата и заимствования:
— Существование данного явления очень отрицательно сказывается на качестве образования. Мы понимаем, что при обучении в учебном заведении студент должен освоить те компетенции, которые определены в стандартах подготовки этого специалиста. И эти компетенции должны быть всесторонне развиты. Студент должен уметь самостоятельно выполнять производственные функции. А как он сможет их самостоятельно выполнить, если он не способен к самостоятельной подготовке курсовой или дипломной работы? Та работа, которую студент покупает в какой-то компании, ему не принадлежит. Задумайтесь только, он не пишет её самостоятельно, это не его мысли. И, если честно говорить, качество у этих работ очень сомнительное. Эти работы просто штампуют по шаблонам. В них нет глубины, новизны, актуальности.
Мы обучаем студентов и стремимся к тому, чтобы у них помимо профессиональных компетенций появились такие важные качества, как умение мыслить, логически размышлять, принимать обоснованные решения. Те студенты, которые заказывают работы, чаще всего их даже не читают. Я, как доцент кафедры педагогики, психологии и правоведения НГУЭУ, часто общаюсь со студентами. Были случаи, когда в дипломной работе одного парня шел рассказ от лица девушки. В позапрошлом году я был в комиссии на защите выпускных квалификационных работ в одном университете Новосибирска, и меня повергло в шок то, что два студента защищают одну работу. Причем работа слабая, не стоит даже тройки. Ребята думали, что если они будут представлять свои работы в разное время (до и после обеда), то никто не обратит внимания на то, что состав их исследований идентичен. Но это заметили все. Есть еще другой тип студентов — честные ребята. Они говорят: «Да, я эту работу купил», «Ой, вы знаете, я была очень занята», «У меня не было времени». Я искренне считаю, что такое явление в нашей стране — это недоразумение, которое нужно искоренять.
В ведущих вузах развитых зарубежных стран такой практики не существует. Мне довелось общаться с преподавателями, которые обучают студентов в Европе, в Америке. И я точно могу сказать — у них нет такой практики. Я знаю, что в Европе есть система, которая отслеживает недобросовестное заимствование в онлайн-режиме. Ребятам необходимо выполнить работу на определенной платформе. Студент пишет реферат, берет чей-то текст. И как вы думаете, что происходит? Данная система сразу же выделяет скопированный из чужого источника текст и определяет его как инородный. Онлайн! Что-то вроде: «Дорогой мой, мысль не твоя! Покажи автора этой мысли!» У нас, к сожалению, нет еще таких платформ. Зачастую даже руководителей в разных органах власти в бизнесе ловят на том, что они занимаются компиляцией. Но опять же! Здесь хоть какая-то умственная работа, а мы с вами говорим о готовой работе «под ключ». Студент заплатил деньги, подписал договор, и вот он уже готов идти на защиту и выдавать чужие мысли за свои. Я думаю, что это несправедливо.
Определить авторство работы, которую принес студент преподавателю, очень просто. Стоит только с ним поговорить. Мне достаточно задать студенту два-три вопроса по параграфу, и я сразу понимаю, он писал или нет.
Не пытайтесь сделать работу на 300 страниц, пусть она будет в какой-то степени корявая, но пусть она будет ваша! Ваша мысль — вот ценность.
Беда студентов состоит в том, что они не верят в свои силы. Когда я общаюсь с ними, я часто слышу: «Я боюсь, что я неправ». Я вижу, что они боятся совершить ошибку. Одна из причин, почему люди обращаются к сторонним организациям —это неуверенность в своих силах. Ребята, поверьте, вы способы сделать все сами! Я считаю, что если вы дошли до четвертого курса, то у вас уже есть опыт, знания и силы, чтобы подготовить качественную выпускную работу. Важно начать. Напишите первую страницу. Не давайте оценку себе. Просто напишите хоть что-то, а дальше действуйте, как скульптор, — отсекайте все лишнее.
«Очень сложно контролировать деятельность сотен тысяч разных аккаунтов»
Заведующая кафедрой маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Любовь Шадрина поделилась своим решением данной проблемы:
— Нечистоплотные компании все равно будут продолжать свою деятельность. Некоторые из них будут прятаться под маской репетиторства, консалтинга. Но НГУЭУ с этой проблемой знаком и активно борется. Расскажу на примере нашей кафедры. Для каждого студента мы разрабатываем индивидуальный план, на постоянной основе проводим консультации. План разрабатывается с такими деталями, что эту работу становится просто невозможно купить или где-то скачать. Мы даем конкретные задания и отслеживаем, как студент выполняет их, со всем ли он справляется, понимает ли о чем речь. Кроме того, никто не отменял систему «Антиплагиат», которая применяется для проверки всех видов работ. Данная система позволяет посмотреть, откуда были заимствованы материалы, в каком процентном соотношении. Это, кстати, относится не только к тексту, но и к различным схемам, графикам. Мы смотрим на все эти показатели и делаем выводы. Бывает, что студенты пытаются обмануть систему, но преподаватели учатся гораздо быстрее. Профессорско-преподавательский состав может легко вычислить заказчика дипломной работы. Чем больше преподаватель общается со студентом, тем быстрее выявляется нечестный подход студента к работе.
Я считаю, что для эффективной борьбы с этой проблемой сама идея заказа диплома, реферата или курсовой работы должна стать для студента аморальной.
Мы защищаем вуз изнутри. Но если посмотреть вокруг, то что мы видим? Реклама в социальных сетях есть. Невозможно контролировать деятельность сотен тысяч разных аккаунтов. Все, что связано с рекламой в интернете, представляет собой большую неопределенность. В нормативно-правовых документах такой вид рекламы пока никак не регламентирован. Сейчас мы получили запрет рекламы на телевидении, радио, в периодических изданиях, на листовках — это первый этап. Я думаю, что следующим этапом развития этой миссии должен стать запрет в социальных сетях. Должно пройти время. И должны произойти изменения в ценностях людей. Я за то, чтобы покупка диплома воспринималась обществом как что-то совершенно неправильное. Вот мы видим беременную женщину с сигаретой, и мы осуждаем её. С заказными дипломами должно быть то же самое. Это должно презираться обществом. Ведь что это за профессионал своего дела, если он купил диплом?
«Добросовестность — это не только моральная, но и правовая категория»
Декан юридического факультета НГУЭУ Дмитрий Савченко проанализировал вышедший закон с точки зрения его юридических аспектов:
— Идея более точного законодательного ограничения подобной деятельности, безусловно, назрела. Но ее реализация в принятом законе не безупречна с юридической точки зрения. Ведь в законе речь идет только о запрете рекламы. Может создаться впечатление, что государство считает вредным привлекать дополнительное внимание к этому виду деятельности (ведь именно ради этого и осуществляется реклама), но в это же время не исключает само ее осуществление. О прямом запрете самой деятельности в этом законе не сказано. Установление такого однозначного запрета и конкретных видов административного наказания за его нарушение — назревший шаг развития нашего законодательства, который может быть реализован и на уровне закона Новосибирской области.
Вместе с тем, и в настоящее время не должно быть сомнений в том, что любая деятельность, направленная на введение в заблуждение государственной аттестационной комиссии по вопросу об авторстве представленной в комиссию работы является неправомерной. Добросовестность — это не только моральная, но и правовая категория. Обман других лиц, а тем более государственных комиссий, неправомерен. И для студентов он влечет жесткие меры дисциплинарной ответственности, при этом несамостоятельность в подготовке работы, безусловно, не позволяет студенту получить положительную оценку.
А сделки, заведомо совершаемые с целью обмана государственной аттестационной комиссии, признаются недействительными и влекут меры ответственности, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами. Именно такой характер имеют сделки по оказанию услуг, о которых идет речь. Они заведомо направлены против принципа добросовестности как одной из основ правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК России), и потому находятся под общим юридическим запретом.
«Главное, все-таки, это его любовь к своему делу»
Будет ли полностью ликвидирована реклама дипломных и курсовых работ на заказ в общественных местах и социальных сетях, пока неизвестно. Студенты-старшекурсники НГУЭУ выразили свое отношение к этому явлению, а также объяснили, что для них значит слово «профессионализм».
Майя Манишина, студентка четвертого курса факультета государственного сектора:
— Такая реклама встречается постоянно, меня больше раздражает сам факт наличия рекламы во многих группах, чем конкретно эта тематика. Даже если ее не будет, это все равно не изменит спрос: дело же не в ней, а в студентах, которые не хотят тратить время на написание работ. Мне как человеку, который не пользуется такими услугами, не важно, рекламируют их или нет. Мое отношение к этому нейтральное.
На студентов, которые хотят писать работы самостоятельно, эта реклама никак не влияет. А те, кто пользуется такими услугами, и без рекламы найдут куда обратиться. Считаю, что каждый сам решает: для галочки писать диплом или что-то действительно изучить для себя. Профессионализм определяется практическими знаниями, а подкрепляется — дипломом.
Арина Корыткина, студентка четвертого курса юридического факультета:
— Я не против и не за. Я не думаю, что отсутствие рекламы данных услуг сократит количество работ, написанных за деньги. Насколько мне известно, люди, которым нужна помощь в написании работ, находят таких людей и без рекламы. Наличие диплома имеет значение, но не первостепенное. Все-таки, начиная работать по специальности, на которой обучаешься, становится очевидным, что теоретических знаний не хватает. Для начала нужны личностные качества, такие как целеустремленность, настойчивость, заинтересованность в том, что делаешь. В своей совокупности в последующем это дает хороший опыт, который действительно может помочь в карьерном росте. Что касается профессионализма — он определяется и наличием диплома, и практическими знаниями. В тандеме они приведут к качественному результату (конечно, если образование качественное). Реклама подобных услуг встречается достаточно часто, но я на неё реагирую, пожалуй, как на спам.
Алёна Дикау, студентка четвертого курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— Вопрос об эффективности принятого закона достаточно спорный. С одной стороны, я понимаю и поддерживаю позицию депутатов о том, что студенты должны выполнять работу исключительно самостоятельно, работать с информацией, извлекать пользу для себя и получить практические навыки, необходимые для дальнейшей карьеры. Но диплом — это лишь документальное подтверждение, намного важнее стать профессионалом в своем деле и овладеть необходимыми компетенциями. С другой стороны, подпольные организации всегда были и будут, и изощренные студенты найдут способ свести к минимуму собственные усилия по написанию работ.
Дмитрий Семенов, студент четвертого курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— Рекламу такую видел, но никогда не прибегал к подобного рода услугам в силу ненадобности. Подобный закон в некотором роде полезен, хоть и бессмыслен, так как, например, курсовая, являясь одной из форм промежуточной аттестации теряет всякий смысл, если в вузе не преподаются дисциплины на должном уровне, а это уже вопрос образования в России. Профессионал определяется компетенциями, высокими качеством и скоростью решения поставленных задач, что формируется как в процессе обучения, так и в ходе приобретения практического опыта.
Наталья Орёл, студентка четвертого курса,факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
—Я никогда данными услугами не пользовалась, поэтому введение данного закона не повлияло на мое психологическое состояние и успеваемость. Я поддерживаю такие нововведения. Реклама курсовых и дипломных работ в интернете встречается довольно часто и порой раздражает и выводит из себя. Также немаловажным считается то, что студенты в университете должны развивать себя, а пользуясь подобными услугами, они просто убивают в себе задатки аналитического и свободного мышления.
Анастасия Полоневич, студентка четвертого курса юридического факультета:
— Такое нововведение, как недопущение рекламы услуг по написанию дипломов и курсовых работ, может поспособствовать появлению у учащихся желания проявить себя, подойти к работе самостоятельно. А это, кстати, полностью отвечает изначальным задачам образования. Но я не считаю, что запрет рекламы данных услуг решит эту проблему. На законодательном уровне установится запрет рекламы, но заказные работы по-прежнему останутся актуальными. Некоторые могут подумать: «Если кто-то может сделать, а у меня есть деньги, то почему бы и нет?». Нужно прививать студентам желание написать работу самому, вложиться. Ведь осознание того, что ты сделал работу сам, не может не радовать. Ценность самостоятельно проделанной работы и навыки, которые ты приобретаешь, не купить в офисе с вывеской «КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМЫ дешево». Вот и именно, что «дешево», а знания — они бесценны. Это труд, каждая работа, в которую ты вкладываешься, принесет свои плоды. Если не сейчас, то позже обязательно. А труд, который мы проделываем, будучи студентами, в последующем станет профессионализмом.
Наличие диплома имеет значение, если за дипломом будут накопленные знания, складывающиеся на протяжении обучения, включая самостоятельный труд студента.
Если будут учтены все условия, чтобы студент хотел учиться, черпать знания, то и заказные работы станут не актуальными, а когда они станут не актуальными, то реклама будет не нужна.
Никита Юрьев, студент четвертого курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— Реклама таких услуг встречается. Но если закон вступил в силу, то это должно прекратиться. Я думаю, что данный закон полезен. Некоторые люди и не помышляли купить работу, а глядя на рекламу, могут задуматься об этом. Безусловно, заказные работы снижают качество образования. Этой меры недостаточно, потому что те, кто хочет купить работу, купит! Необходимы изменения в организации учебного процесса, изменения в нормативах, заданных на учебный год. Вот, например, у нас, в НГУЭУ, теперь план курсовых работ и рефератов разрабатывают индивидуально для каждого студента. Каждая работа должна отвечать на поставленные задачи. Купить работу в таком случае просто невозможно. Но это недоработанное и неэффективное решение проблемы, потому что надо пересматривать учебный план в целом.
Человек с дипломом — не обязательно хороший специалист, но человек без диплома — точно не хороший специалист! Безусловно, на профессионализм влияют и теоретические, и практические знания. Но главное — это его любовь к своему делу. Человеку должно нравиться то, чем он занимается. Он должен понимать, кто он есть в этой жизни, и какую социальную миссию он несет. В наше время это проблема. Сейчас многие получают дипломы для галочки, потому что так положено, они не знают, какими навыками обладают. Они не могут ответить себе на вопросы: «Что мне делать в этой жизни»? «Кто я такой?», «Что у меня хорошо получается?». Это очень печально.
Елена Пономарева, студентка четвертого курса юридического факультета:
— Отношусь к таким нововведениям только положительно. Необходимо понимать и осознавать тот факт, что получение образования не должно базироваться на таких услугах. Подобное отношение к получению высшего образования выливается в низкий уровень подготовки кадров. С данными услугами я знакома, были предложения по написанию дипломной работы. Но я прекрасно понимаю свою цель и иду к ней. По моему мнению, престиж диплома значительно упал. Теперь многие работодатели обращают внимание на опыт. Я прекрасно понимаю, почему. Потому что нет уверенности в том, что диплом — результат твоей честной работы. Что ты сформированный специалист. Обидно, конечно, что сложилась такая практика.
Илья Богачук, студент четвертого курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— К сожалению, реклама данных услуг встречается часто. Даже там, где рекламы не должно быть. Пишут в личные сообщения, предлагая данные услуги. Я категорически против рекламы заказных дипломов. Полностью поддерживаю данный закон. В настоящее время диплом о высшем образовании очень важен для людей. Сейчас иметь просто«корочки» без навыков, без теоретической базы бесполезно. Мне кажется, что уже сейчас огромная конкуренция на рабочие места среди выпускников. И если человек хочет чего-то добиться, то как минимум диплом он должен написать собственными силами, используя практику и теорию, полученную в результате обучения в вузе. Профессионализм и компетенции определяются и наличием диплома, и практическими навыками.
Виктория Курганкова, студентка третьего курса факультета государственного сектора:
— Да, я часто встречаю рекламу услуг по написанию дипломов, курсовых и прочих работ. К тому же знаю большое количество людей, которые часто пользуются такими услугами. Лично я против как оказания таких услуг, так и использования их. Качество услуг очень низкое, все работы делают по одному шаблону. Сказать, что диплом определяет уровень профессионализма специалиста — не могу. В наше время наличие диплома определяет наличие образования. Я сама сейчас пишу диплом и считаю, что этот этап должен пройти каждый студент САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если не писал диплом, считай, что не был студентом. Вышедший закон несет только положительный характер.
Валерия Пермякова, студентка четвертого курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— Реклама услуг по написанию контрольных, курсовых и дипломных работ встречалась мне довольно часто, и мне всегда казалось, что она незаконна. В последнее время перестала ее видеть, возможно, как раз из-за изменений в законодательстве. К принятию данного закона отношусь положительно, удивительно, что он появился только сейчас. Суть курсовой и дипломной работ заключается в систематизации знаний, полученных за годы обучения в вузе, а также в получении навыков работы в профессиональной сфере, но покупка диплома сводит эти цели на нет. Часто диплом —это единственный документ, по которому работодатель может судить о навыках вчерашнего студента. Обладает ли соискатель этими профессиональными качествами, покажет время, но борьба с несамостоятельным написанием различных итоговых работ — это хорошая попытка свести к минимуму вероятность принять на работу «кота в мешке».
Наталья Тонких, студентка четвертого курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства:
— Я думаю, что запрет рекламы «Напишем твой диплом» мало что изменит. Тот, кто хотел заказать, все равно найдет и закажет. Конечно, это некий соблазн, «спасательный круг», но в то же время и медвежья услуга. Мне такая реклама не раз попадалась, но я не собираюсь пользоваться такими сомнительными услугами.
Если рассуждать о важности диплома в жизни человека, то можно сказать следующее: наличие диплома не означает, что ты все знаешь и умеешь, он может быть «пустой», просто корочка для галочки. Но в наше время для многих эта галочка важна (имею ввиду работодателей), и они, скорее, возьмут сотрудника с дипломом, нежели без.
Наталья Филиппова
Главная тема, Наша академия