26.12.2018
Прожектор, Наша академия
Вячеслав Яковлев: «Ресторанный бизнес — это бизнес для интеллектуалов»
Вячеслав Яковлев — основатель коктейль-баров Friends, Twiggy, паба Jack London, стрит-фуда «Кунгфо»и кафе «Мамин Сибиряк».Своей уникальной историей успеха ресторатор поделился с участниками внеучебной траектории НГУЭУ «Бизнес и предпринимательство».
— Вячеслав, как проходили ваши студенческие годы?
— Я учился в НГУ на экономическом факультете. Тогда еще не было юриспруденции, но было отделение правоведения. Получается, что я учился на экономическом факультете, но база у меня юридическая. Можно сказать, что у меня юридическое образование.
— А что вам дало обучение в вузе?
— Фишка в том, что все в мире меняется с такой скоростью, что университеты просто не успевают схватывать на лету. Самое главное, что мне дал вуз, — это правильную систему ориентирования, систему ценностей. А еще в университете я узнал методологию обучения. И это дает возможность изучать все, что ты хочешь. Продолжать учиться всю жизнь. Среди студентов моего вуза было много амбициозных ребят с грандиозными целями. И это окружение задавало определенную планку. Я научился «раскладывать» информацию, структурировать её.
— А что вы думаете об оценках в вузе?
— Оценки — это полная фигня. Нужно учиться в любом случае, стараться. Я знаю людей, которые учились в вузе на три и четыре. И что вы думаете, добились успеха те, кто закончил с красным дипломом? Нет. Гораздо большего в жизни добились первые. Что такое красный диплом? Это подтверждение того, что вы знаете пройденный материал. Который, скорее всего, к моменту вашего карьерного становления уже устареет. Он будет просто не актуальным. Даже возьмем мою профессию — законы принимаются каждые полгода, год. То, что мне рассказали о гражданском праве на 1-м курсе, к 5-му курсу уже будет не актуально. А в настоящее время тем более. Нужно фокусироваться на самой системе обучения, расширять своё восприятие информации, и уж точно не переживать об оценках. Гораздо важнее — уделять внимание тому, чем вам действительно нравится заниматься. Углубляться в этот процесс.
— Когда вы пошли работать?
— На третьем курсе я уже начал работать на фондовом рынке. После этого я пришел в крупную российскую инвестиционную компанию «Тройка Диалог».
— Вы считаете нормальным совмещать работу и учебу?
— Я считаю, что погружаться в реальную жизнь нужно как можно быстрее. Практика, практика, практика. Если вы не собираетесь развиваться в академическом направлении, то вам нужно как можно быстрее врываться в жизнь вне учебы.
— Когда вы поняли, что готовы начать свое дело?
— Это был 2011 год. Мне 25 лет, я сижу в кожаном кресле в компании «Тройка Диалог», я брокер, работаю на фондовом рынке уже около пяти лет. Всё прекрасно: карьера, перспективы... Но мне стало просто скучно и тесно, неинтересно, рутинно. Статусная перспективная карьера меня перестала привлекать. Не уверен, что сейчас так. Но в наши времена все мечтали работать в крупных компаниях и желательно в Лондоне. Но я понял, что я очень не хочу сидеть в офисе. Ежедневная рутина вгоняла меня в печаль. И тогда я понял, что хочу попробовать открыть свое дело. Какое — я еще не знал, но понимал, что у меня есть потенциал, и необходимо его направить в нужное русло. Мне не нравилось, что я не могу управлять своим временем. Раздражало то, что я должен согласовать свой отпуск со взрослым мужчиной, который старше меня. Мне не нравилось, что я должен просить у кого-то отпустить меня в отпуск. Мне казалось, что это как-то не очень круто. Мне хотелось быть свободным, не зависеть от кого-то другого. Зависеть только от своих собственных интересов. Я понял, что у меня дефицит общения. Мне хотелось общаться с разными людьми, быть с ними рядом, создавать им хорошее настроение. Но при этом мне хотелось чего-то креативного. Среди людей, где я работал, ходили разговоры о том, что ресторанный бизнес — это непрестижно. Многие считают, что это ниша для начинающих «стартаперов». Я пригляделся к этому бизнесу и понял, что хотел бы заняться им.
— А чем вас зацепила сфера гостеприимства?
— Ресторанный бизнес — это бизнес деталей, это большая корпорация в миниатюре. В нем много процессов, без которых не обойтись. Технологический процесс, производство напитков, работа с гостем, управление финансами и т. д. Этот бизнес показался мне очень интеллектуальным и интересным. Ресторанный бизнес — это бизнес для интеллектуалов. Рестораторы не торгуют едой, рестораторы торгуют эмоциями и впечатлениями. Признайтесь, вы же не ходите в определенные заведения только из-за блюд. Ведь есть тысячи мест, куда можно прийти и съесть бургер, например. Можно приготовить бургер в сто раз вкуснее у себя дома, ну правда. Но вы идете в определенное заведение, потому что там есть что-то. И вот это «что-то» создает ресторан. О чем речь? А речь идет о наборе элементов: атмосфера, блюда, ваше восприятие, ваши ассоциации с местом. Я открыл этот бизнес ради людей, ради общения.
— Какие были сложности?
— Про это можно говорить очень долго. Первая трудность состояла в том, что мы с моим приятелем никогда сами не были рестораторами, мы никогда не состояли в этом бизнесе. Вторая наша большая сложность — это недостаточное количество денежных средств. У меня был один миллион. У моего друга денег не было, и он решил занять у родителей миллион. По плану проект должен был обойтись нам в 6 миллионов. Но мы ошиблись — 12. Почти год мы искали инвесторов, получали тысячи отказов. Профессиональные рестораторы, которые уже на рынке много лет, говорили нам: «Коктейль-бар? Ребята, это никому не интересно. Люди пьют водку и пиво». Но мы продолжали верить в свою идею, стоять на своем. Открою вам одну тайну про предпринимательство. Никто не ждет ваших классных идей, вы никому не нужны. Честно. И я никому не нужен. Нет никакого дяди, который хочет дать вам денег на ваш умопомрачительный проект. Предпринимателем из вас станет тот, кто умеет жить в ощущении риска. Тот, кто имеет много терпения. Потому что жить придется в неопределенности. Но если ты искренне веришь в свою идею, то всё получится.
— Как вы разрабатывали концепцию ваших коктейльных баров?
— Мы столкнулись с проблемой. В Новосибирске не было интеллигентного места, куда молодой человек мог бы приехать, чтобы пообщаться, познакомиться с новыми людьми, расслабиться, найти вторую половинку. У молодежи было два варианта: пойти в клуб, чтобы напиться или пойти в какое-нибудь сомнительное место, где тебе могут сломать нос. Новосибирску очень не хватало нормального места для общения и приятного времяпрепровождения молодежи от 23 до 30 лет. Не было места, где бармены тебя встречают, работают с тобой, ищут твой вкус. И, главное, не было места, где отношение к алкоголю было бы такое же, как к определенному блюду. Как к десерту, например. Алкоголь — это не способ опьянеть, это способ получить гастрономическое удовольствие. Важно продолжать верить в свое дело. Если идея будет хороша, если она будет проработана, просчитана, если вы будете сами в восторге от нее, то вы добьетесь результатов.
— Как вы думаете, можно ли научиться предпринимательству?
— Нет никакого места, где учат, как быть предпринимателем. В нашем мире его просто не существует. Стэнфорд, Гарвард — там учат совсем другому. Там учат тому, как быть классным менеджером, хорошим управленцем. Но предпринимателем можно стать только в результате реальной практики.
— Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям?
— Получайте удовольствие от того, что вы делаете, любите свое дело. Я думаю, что это обязательный момент. Потому что свое дело — это очень тяжело, это намного сложнее, чем быть офисным работником. Зачем любить свое дело? В тот момент, когда вам будет трудно и тяжело, только ваша слепая вера в свою идею поможет вам.
Не бойтесь проигрывать. Какое у нас в России отношение к ошибкам? Если ты сделал что-то не так, как положено, тебе поставят двойку. Всё, с этого момента ты неудачник, двоечник, лузер. Нам с самого раннего детства мешают экспериментировать, запугивают. Я думаю, что в этом причина того, что многие в России не хотят заниматься предпринимательством. Все боятся быть неудачниками. Все хотят получать только пятерки. Пойти в предпринимательство — это пойти в поле, где много мин. Все об этом знают. Но вот что я хочу сказать: допускать ошибки — это норма. К ошибке нужно относиться спокойно. Это часть эксперимента. Да, это не очень приятно. Но если вы не будете ничего делать, то не будет ошибок, не будет знаний, не будет опыта и, следовательно, не будет успеха.
У меня было очень много ошибок, просто огромное количество. Я много раз терял большие суммы денег, потом они возвращались. Это бесконечный процесс обучения. Поймите, что ошибки — это не так страшно.
Раньше крупные компании планировали стратегию развития на пять-десять лет вперед. В настоящее время все поменялось. Теперь большие корпорации стоят планы максимум на три года вперед с ежеквартальным пересмотром планирования. Это о чем-то говорит. Весь наш мир меняется настолько быстро, что даже крупные компании с огромными возможностями меняют свой подход к бизнесу. Они понимают, что нужно пробовать, изучать, исследовать. Нужно экспериментировать, нужно ошибаться. Без этого не будет успеха. Ведь если вы решаете учебную задачу, и у вас что-то не получается, вы не перестаете думать, не бросаете на пол пути к результату. Не получилось? Попробуй еще раз! Относитесь проще к своим неудачам. Вы относитесь к ним с таким страхом, потому что это осуждается обществом. Пора избавляться от детских травм и установок.
— Поделитесь своим любимым изречением.
— «Если ты не любишь свое дело, то у тебя ничего не получится». «Пробуй и ищи. Всегда». «Вкладывайтесь и развивайтесь в свои сильные стороны, потому что пока вы будете прокачивать свои слабые стороны, кто-то будет развивать свои сильные стороны». Третье хотел бы пояснить подробнее. У каждого человека есть то, что он делает хорошо, и то, что он делает плохо. У каждого человека есть таланты. И нужно прокачивать именно их. Зачем тратить драгоценное время на то, что не нравится? Сфокусируйтесь на том, что у вас получается, и станьте лучшим в своем деле!
— Какие книги повлияли на вас как на предпринимателя?
— Книга «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале и «Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора» Александра Остервальдера. Многие предприниматели не знают об этих книгах, но многие из тех, кто добился успеха, точно читали их.
Прожектор, Наша академия