03.04.2019
Гость номера, Наша академия
Вуз будущего
В следующем учебном году НГУЭУ запустит систему кампусных курсов — сквозных дисциплин, которые будут изучать все студенты 1–2 курсов. О причинах нововведения, задачах, поставленных перед разработчиками курсов, и о других инновациях в образовательном процессе «Нашей Академии» рассказал проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Ромашин.
— Владимир Николаевич, скажите, это уникальная разработка НГУЭУ или кампусные курсы уже существуют в том или ином виде в других вузах?
— По большому счету, сквозные курсы — не новшество, они были всегда. Это общие для всех или большинства студентов дисциплины, которые должны заложить универсальные компетенции, необходимые специалисту с высшим образованием вне зависимости от его направления подготовки и сферы, в которой он будет работать. Традиционно к таким курсам относятся БДЖ, философия, иностранный язык и другие. Но сегодня ситуация в мире и образовании меняется, и подходы к пониманию и формированию универсальных компетенций тоже должны измениться.
— Каким образом?
— Раньше новая профессия появлялась раз в 20 лет, потом этот период сократился до 5 лет. А сегодня сколковские аналитики говорят о том, что новая профессия появляется каждый год! Уже есть и атлас новых профессий, и атлас устаревающих профессий, идет много споров о том, какие из них умрут в ближайшее время. С этим можно соглашаться, можно не соглашаться, но отрицать, что мир стремительно меняется — нельзя.
Сейчас даже появился такой термин: «инфляция знаний». Всегда считалось, что знание вечно — нет, оно тоже устаревает, причем чем динамичнее становится жизнь, тем выше инфляция знаний. Отсюда сложность в организации образовательного процесса: перед нами стоит задача готовить специалистов, которые будут востребованы на рынке труда — но через четыре года этот рынок может измениться до неузнаваемости!
— Получается, выпускник выходит с дипломом, а он уже устарел?
— Да! И чтобы этого не произошло, нужно сформировать у студента главный жизненный навык — умение учиться. В этом, на мой взгляд, основная задача современного образования: дать человеку навыки, сформировать те компетенции, которые позволят ему адаптироваться к меняющейся действительности.
Я иногда со своими студентами провожу форсайт-сессию «Каким должен быть вуз будущего?». Чего только они ни придумывают — от огромного количества компьютеров до космических тарелок. Но вуз будущего — не в этом! Его можно создать, только изменив учебный процесс. К примеру, возьмем учебник, в нем задача: «дано», «найти» — проблема поставлена, условия заданы, ищи решение! Чаще всего даже формула, которой нужно воспользоваться, очевидна. А что, если я предложу задачу, в которой нет «дано» — в ней нужно самому оценить условия, найти проблему и предложить решение. Тупик!
— Причем на практике чаще всего с такими задачами и придется столкнуться.
— Вот именно! И не только тем, кто работает на себя. Если я сейчас вернусь в бизнес, мне нужен будет менеджер, который скажет: «Владимир Николаевич, вот это плохо. Я предлагаю сделать вот так, это приведет к такому результату». То есть человек сможет управлять своим направлением работы. Но таких — мало, большинство готово прийти на работу, если там дадут четкую должностную инструкцию, без инициативы. Но такие специалисты уже не нужны, это вчерашний день. Нужны те, кто может развиваться и развивать всё, что попадает в его зону ответственности. А для этого нужно уметь учиться!
— Интересно, что все выпускники НГУЭУ, чье построение карьеры пришлось на турбулентные 1990-е годы, в своих «Историях успеха» (почитать их можно на сайте НГУЭУ — прим. ред.) говорят о том же. Больше всего им пригодилось в жизни умение учиться.
— Совершенно верно. Я даже на себя это проецирую: меня, например, никто не учил быть проректором. За свою жизнь я кем только не был — и военным, и брокером на бирже, и бизнесменом, и преподавателем. Меня к этому не готовили. Но в меня были заложены компетенции, которые позволяли мне развиваться в новой сфере. Эти фундаментальные, универсальные компетенции, которые «над профессией», были важны всегда. Но сегодня их значение как никогда выросло — даже по сравнению с 1990-ми.
Мы выделили восемь ключевых курсов, которые позволят сформировать у студентов актуальные для современной жизни универсальные компетенции: «Основы предпринимательства», «Бизнес-коммуникации», «Проектный менеджмент (управление проектами)», «Логика и критическое мышление», «Принципы и методы исследований и принятия решений», «Лидерство и командное развитие (личностная конкурентоспособность)», «Основы работы с большими данными», «Финансовая математика».
— Некоторые названия пересекаются с тем, что и раньше было в программах — логика, управление проектами, математика… Где гарантия, что это будут новые курсы, отвечающие поставленной задаче, а не старые под новым названием?
— Вы не совсем правы. Во-первых, те дисциплины, которые вы называете, не были сквозными — например, проектный менеджмент изучали будущие управленцы, BigData — айтишники и так далее. Сейчас мы переработаем их для всех студентов 1–2 курсов.
Во-вторых, все эти дисциплины — заказ вуза с позиции необходимости формирования у студентов предпринимательского мышления, которое как раз и позволяет быстро анализировать ситуацию, адаптироваться и развиваться.
В-третьих, мы провели конкурс на разработку курсов, на который поступило 28 заявок, среди разработчиков — преподаватели НГУЭУ и других вузов, практики, бизнес-тренеры. Конкурс проводился как раз для того, чтобы уйти от шаблонности, создать конкуренцию. Многим преподавателям не нравится, когда я так говорю, но я уверен, что нам нужно создавать конкурентную среду, потому что без этого нет развития! И этот эксперимент показал, что мы на верном пути: в своих заявках участники предложили много оригинальных подходов, новых идей. Я рад был увидеть такой творческий подход к задаче!
— Насколько я знаю, кампусные курсы — не единственная точка роста. Какие еще инновации происходят в образовательном процессе НГУЭУ?
— Мы участвуем в пилотном проекте министерства образования Новосибирской области — проведении демонстрационного экзамена с использованием технологий WorldSkills по компетенциям «Программные решения для бизнеса», «Предпринимательство», «Администрирование гостиниц» и «Туризм» у студентов, обучающихся по программам СПО. Я присутствовал на защитах проектов по компетенции «Предпринимательство» — это было очень интересно! Студенты представляли свои бизнес-идеи, это, конечно, не полноценные стартапы, но уже некая попытка попробовать себя в качестве предпринимателя! Что особенно важно — для студентов это дополнительная нагрузка, но они очень ответственно к ней подходят, по-настоящему вкладываются в проекты. В апреле пройдут экзамены, куда мы пригласим внешних экспертов, в том числе и из других регионов, они будут оценивать, насколько наши студенты соответствуют стандартам WorldSkills — вот это круто, это современный подход!
В рамках развития дистанционного образования мы уже запустили один курс на платформе Stepik.org, а сейчас с Геннадием Геннадьевичем Ляскиным планируем выйти на Coursera — если вы понимаете, что это значит! Идей громадьё!
Юлия Торопова
Гость номера, Наша академия