03.04.2019
Гость номера, Наша академия
Галина Бурганова: «В педагогику я пришла осознанно из мира бизнеса».
Галина Бурганова — руководитель Центра предпринимательства лицея № 22 «Надежда Сибири». Ее ученики — двукратные призеры международного конкурса школьных предпринимательских компаний в Германии, победители нескольких всероссийских и региональных чемпионатов. Она приняла участие в форуме «БизнесТут», который проходил в НГУЭУ, и рассказала корреспонденту «Нашей Академии», зачем школьникам изучать предпринимательство.
— Галина, почему вы решили учить школьников предпринимательству? Как началась ваша история?
— Стоит отметить, что в педагогику я пришла осознанно из мира бизнеса. Я работала в кадровом агентстве федерального уровня директором по административной работе. Мои родители — учителя, с самого детства я периодически была включена в разные педагогические проекты. Однажды мне позвонили в кадровое агентство, в котором я работала, с просьбой закрыть вакансию тьютора в лицее. Вакансия была закрыта в тот же день. Мной!
Выбрала эту профессию, потому что именно она позволяет стать инженером человеческой души и работать с очень тонкими механизмами во благо детей.Учитель — это еще и тот, кто своим примером подвигает детей на качественные изменения.
У меня два высших образования. Первое — СИУ РАНХиГс при Президенте РФ по специальности «Управление персоналом». Второе — факультет технологии и предпринимательства НГПУ. Что касается различных дополнительных образований, то их не счесть, поскольку я очень жадная до знаний и выбрала для себя путь непрерывного образования. Только если ты сама горишь жаждой знаний, можно зажечь своих учеников.
— Как появилась секция по предпринимательству, в которой вы преподаете? Она уже существовала в лицее, или вы стали ее основателем?
— Я являюсь основателем и идейным вдохновителем Центра предпринимательства для школьников. Лицей поддерживает развитие этого направления.
— Ключевой вопрос. Зачем все-таки школьникам изучать предпринимательство? Что ребятам дают знания и опыт, которые они получаютв центре?
— А зачем изучать русский язык или математику? В наше время качественных знаний лишь по стандартным учебным дисциплинам уже давно недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным. Финансовая грамотность — базовая компетенция. Чем раньше это поймут дети, тем больше у них будет времени для достижения результата. Позволю себе процитировать Элвина Тоффлера: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
— Расскажите о своей дисциплине «Технопредпринимательство».
— «Технопредпринимательство» — это та дисциплина, которая дает детям возможность пройти путь от генерации своей бизнес-идеи до реализации ее на практике в результате полученных инженерных компетенций. Как следствие, дети получают опыт начинающего предпринимателя.
— Сегодня ваши ученики являются победителями всероссийских и даже международных конкурсов по школьному предпринимательству. Расскажите о том, как вы готовите ребят, что помогает им опережать соперников со всего мира?
— Освоение компетенций будущего — залог успеха. К таким компетенциям относятся критическое, стратегическое и креативное мышление, умение работать в режиме высокой неопределенности, саморегуляция и другие.
И, безусловно, важным фактором является то, что я пришла в педагогику из мира бизнеса, именно поэтому я не учу ребят предпринимательству по учебникам, а погружаю в высококонкурентную среду.
— Как вы думаете, ребята, которые занимаются в секции предпринимательства со школьной скамьи, продолжат свое дело во взрослой жизни?
— Я не ставлю перед собой такую задачу. Для кого-то предпринимательство в школе — лишь важный этап получения компетенций и колоссального опыта, а для кого-то это начало пути и полигон для предпринимательских проб.
— Расскажите о достижениях ваших учеников.
— Они двукратные призеры Международного конкурса школьных предпринимательских компаний в Германии, в котором принимали участие представители 14 стран мира (в 2017 и 2019 годах). Заняли первое место на Всероссийском конкурсе проектов профессионально-предпринимательской реализации школьников «ПрофСтарт», третье место на региональном этапе чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, компетенция «Предпринимательство». Победили во Всероссийском образовательном конкурсе «Мой первый бизнес» — «Капитаны» (ФРИИ), Межрегиональном форуме развития предпринимательских компетенций учащихся школ и колледжей «Ты предприниматель», который проходил в НГУЭУ. Также у нас есть победитель конкурса инновационных проектов в образовании, который проводился департаментом образования мэрии Новосибирска. Тема проекта — «Профориентационная навигация». По профориентации лицею присвоен статус федеральной экспериментальной площадки на 2017–2020 год (Сколково, Москва). А еще мы выступали и помогали в организации встречи по технологическому предпринимательству со слабослышащими студентами.
— Вы активно сотрудничаете с НГУЭУ. Что вам в нем нравится?
— В 2015 году я пришла к руководству НГУЭУ с предложением об открытии классов при университете, в которых школьники могли бы обучаться один день в неделю на базе университета. Университет активно поддержал эту идею, и уже с сентября 2016 года было создано два класса при нархозе. Один с социально-экономическим направлением, а другой с юридическим уклоном. В 2018 году выпускники классов при НГУЭУ дали положительную оценку этому виду обучения. Они подчеркнули, что эта возможность помогла им адаптироваться к студенчеству, найти новых друзей и повысить качество знаний по профильным предметам.
— 20 марта вы присутствовали на форуме «БизнесТут» в НГУЭУ. Чем это было полезно?
— Мы очень благодарны сотрудникам НГУЭУ за то, что нас, впрочем, как и наших коллег из других организаций, приглашают на различные конкурсы по развитию предпринимательских компетенций. Что касается форума «БизнесТут», то это был полезный опыт по моделированию бизнес-процессов. Лицеисты в игровой форме получили важный опыт.
— Вы — лауреат городского конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют» и автор инновационных разработок. Расскажите, что является для вас главной мотивацией при участии в крупных конкурсах, работе над инновационными проектами, что является вашей движущей силой?
— Я верю в то, что, занимаясь инновационными разработками в сфере образования, я делаю вклад в наше с вами будущее. Ведь дети — это наше будущее, и от того, каким будет это поколение, зависит многое.
— Ваши пожелания школьникам и студентам, которые хотят, но боятся встать на путь изучения предпринимательской деятельности.
— Если вы боитесь встать на путь предпринимательства, то бизнес — это не ваша история. Как минимум, по двум причинам: первая заключается в том, что предпринимательство всегда связано с рисками, а значит, бояться придется всегда! А вторая — если вы искренне всем сердцем чего-то желаете, то вы найдете в себе силы для реализации задуманного, и ничто вас не сможет испугать. Слушайте свое сердце, друзья!
Наталья Филиппова
Гость номера, Наша академия