20.08.2019
Главная тема, Наша академия
Новосибирск – Кобург: юбилейный проект
Завершился пятый весенний визит делегации студентов Университета прикладных наук и искусств города Кобурга (Германия) во главе с профессором Эдуардом Герхардтом в НГУЭУ. Студенты из Кобурга приехали в Новосибирск в рамках международного образовательного проекта, который уже несколько лет реализуется двумя вузами-партнерами. Участники команд встречаются дважды в год — весной, когда в НГУЭУ приезжает группа из Кобурга, и осенью, когда студенты нархоза едут в Германию с ответным визитом. Все остальное время работа ведется дистанционно.
Неделя в НГУЭУ
Проектная неделя в НГУЭУ, по словам иностранных гостей, всегда пролетает очень быстро. За семь дней студенты из Германии успели поработать над проектом для крупной европейской компании Vodafone и насладиться насыщенной культурной программой.
По традиции, сложившейся за годы сотрудничества, делегация из Германии встретилась с ректором НГУЭУ Александром Новиковым. На встрече обсуждались вопросы взаимодействия вузов и планы совместной деятельности. В этом году в состав делегации вошел также профессор Университета Вюрцбурга Кристиан Яниш.
В рамках проекта представители Германии посетили достопримечательности столицы Сибири: побывали в Новосибирском зоопарке, увидели знаменитый балет «Лебединое озеро» в НОВАТе, побывали на экскурсии в Технопарке. Студенты встретились с Генеральным консулом Германии в Новосибирске Петером Бломайером, продегустировали русские национальные блюда, побывали с экскурсией на заводе «Экран». Параллельно с культурной программой студенты работали над проектом. Профессор Эдуард Герхард прочитал студентам НГУЭУ три лекции на русском языке.
В последний день визита немецкие студенты представили программы обучения Университета прикладных наук и искусств города Кобург. Они подготовили для коллег из НГУЭУ виртуальный тур по вузу: показали корпуса, студенческую столовую, общежитие, места отдыха и досуга. Собравшиеся в аудитории студенты и преподаватели узнали об особенностях взаимоотношений между преподавателями и студентами в Германии, о культуре страны, национальных праздниках.
Профессор Университета прикладных наук и искусств города Кобург Эдуард Герхард ответил на вопросы студентов НГУЭУ. Ребятам было интересно больше узнать о ценах на обучение, реализации программы Erasmus+, возможностях, которые открываются перед студентом, имеющим опыт зарубежных коммуникаций.
Эдуард Герхард: «Задача преподавателя в Германии — мотивировать студента»
Прошло семь лет с того дня, как НГУЭУ и Университет прикладных наук и искусств города Кобург (Германия) начали сотрудничать. Профессор Эдуард Герхард рассказал о том, с какими сложностями обычно сталкиваются ребята в начале совместной деятельности, как менялся формат взаимодействия университетов за время работы и как прошла проектная неделя студентов в этом году.
— Расскажите, с какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе работы над проектом?
— Каждый год есть одна и та же сложность — найти подход к команде. Ведь изначально это незнакомые люди. И нам нужно срастить их как единое целое. Сначала у студентов трения, недопонимания. Но в итоге команда делает хороший проект, показывает результат.
— Как проходила работа над проектом в этом году?
— Ребята получили задачу от европейского мобильного оператора Vodafone. Этой компании важно знать, как развивается рынок не только в Германии, но и в других странах. Если говорить более конкретно, то ребята анализировали перспективы развития немецкого и российского телевидения. Это телекоммуникационный рынок, классическое телевидение, стриминговые сервисы. Они разработали два подхода проведения анализа. Первым делом представители проектной группы сделали контент-анализ — провели мониторинг публикаций телекоммуникационного рынка, провели сравнительный анализ контента сервиса, изучили эмпирическую базу. Студенты из двух стран вместе разработали вопросы для анкетирования. Вопросы были связаны с медиапотреблением. Выяснилось, что традиционное телевидение постепенно исчезает. Большинство участников опроса ответили, что не смотрят телевизор, так как отдают предпочтение стриминговым сервисам. Пользователи выбирают данные платформы, так как они могут сами подбирать наиболее удобный момент для потребления того или иного вида информации.
— Что дает ребятам участие в таком проекте?
— У нашего совместного проекта с НГУЭУ четыре главных цели. Во-первых, научить студентов работать над проектами. Мы должны рассказать им о классических методах исследования, о нововведениях, о том, как строится всё изнутри. Во-вторых, нам необходимо научить студентов работать в интернациональной команде. Английский язык чужой для всех участников проекта, важно научиться излагать мысли на нем, понимать своих коллег, защищать проект на английском. В-третьих, культурная компетенция. Ребята должны узнать традиции стран-партнеров, особенности межличностного общения, узнать о том, чем живут люди в другой стране. Четвертая цель — решение конкретной задачи проекта.
— В этом году в команде студентов из Кобурга были взрослые студенты. Это так необычно, ведь у нас ребятам на втором-третьем курсах примерно 20 лет.
— Да, в этом году в команде из Германии были взрослые студенты. Некоторым из них 27, кому-то 30. Это связано с тем, что у нас ребята к учебе относятся совсем по-другому. Вот у вас есть традиция — ребенок оканчивает школу, после этого сразу поступает в высшее учебное заведение. У нас по-другому: после выпуска из школы многие ребята принимают решение путешествовать по миру, изучать новые страны или просто работать. У нас большой процент таких людей. Они сначала смотрят на мир, а потом идут учиться в университет. Некоторые получают профессиональное образование сразу после школы (не высшее), работают, и, если им захочется, поступают в университеты, и даже участвуют в международных проектах. У нас есть два взрослых студента в проекте — Мариус Сюнкель (27 лет) и Виктория Рилль (30 лет). Они сначала окончили школу, получили первую профессию, а теперь решили заняться высшим образованием.
— Пять лет — пять групп студентов. Были ли препятствия на пути к реализации проектов?
— Да! Все группы разные. В прошлом году, например, были ребята, которые постоянно хотели развлекаться! Как только заканчивалась ежедневная работа над проектом, ребята ехали гулять: клубы, бары, рестораны. Конечно, утром им не очень хотелось вставать рано и начинать работу над проектной деятельностью.
Группа этого года другая. Никто не ходил в бары, они просто хотели больше свободного времени. Но все ребята очень сознательные и умные. Несмотря на все личные желания и ритм работы, они все всегда справлялись с поставленной задачей.
— Правда ли, что в Германии преподаватель не имеет такого большого влияния на студента, как в России?
— Задача преподавателя в Германии — мотивировать студента. Никаких личностных отношений. Это исключительно партнерские отношения. Между студентом и преподавателем очень большая дистанция. Я не знаю лично своих студентов, так как читаю лекцию в аудитории, где 80 человек. Я стараюсь на лекции дать общую мотивацию для всей аудитории, но никак не персональную кому-то одному. Я вижу, что в НГУЭУ у преподавателя и студента совсем другая связь. У нас этого нет. Я не знаю своих студентов по имени.
Я вижу плюс в вашей системе. Преподаватель намного быстрее может увидеть проблему студента и использовать нужный рычажок, чтобы помочь ему решить ее. В нашей системе образования обучение в университете — это исключительно личная деятельность студента. Он должен сам сделать диагностику своей проблемы и обратиться к преподавателю за помощью. Да, у нас есть лекции для маленьких групп студентов, и я могу узнать их лично. Но таких лекций очень мало.
В Университете прикладных наук и искусств города Кобург есть специалист, к которому можно обратиться за подсказкой по расписанию, экзаменам, организационным вопросам. Но это не преподаватель.
Для немецких студентов участие в международном проекте НГУЭУ — это возможность наладить личную коммуникацию с профессором, который руководит группой. Это своеобразное сближение.
— НГУЭУ и Университет прикладных наук и искусств города Кобург начали свое сотрудничество семь лет назад, а проектная работа началась пять лет назад. Расскажите, как изменился проект за это время?
— Да! Семь лет мы ведем совместную деятельность с НГУЭУ. И в этом году у нас первый юбилей — работа над пятым проектом. Пять команд. Пять лет плотного сотрудничества. Мы начали с небольшого формата. Это были короткие экскурсии в другую страну. Но сотрудничество расширялось! Сейчас ваши студенты уже учатся у нас в магистратуре и на бакалавриате. У нас живая кооперация. Вот, например, две девушки из нашего университета собираются учиться у вас. Когда я приехал в НГУЭУ семь лет назад, многие российские коллеги не говорили на английском. А сейчас! Несколько дней назад мы проводили круглый стол с преподавателями нархоза, и все присутствующие преподаватели свободно говорили на английском. Мы очень рады, что есть развитие в этой сфере. Ведь если ваши преподаватели будут читать лекции на английском языке, то нашим студентам будет легче приехать к вам. И их число будет увеличиваться, а значит, наши интернациональные связи будут расширяться.
Новосибирск и Вюрцбург: университетские связи расширяются
В рамках визита немецкой делегации в НГУЭУ состоялись переговоры с профессором Университета Вюрцбурга Кристианом Янишем, который в этом году впервые приехал в нархоз. Университет Вюрцбурга — один из старейших в Германии и знаменит тем, что в нем в разное время работали 14 нобелевских лауреатов, включая немецкого физика Вильгельма Рентгена, открывшего рентгеновское излучение. Корреспонденту «Нашей Академии» профессор рассказал о своей деятельности и о проектах, которые он хотел бы реализовать совместно с преподавателями НГУЭУ.
— В Университете Вюрцбурга я преподаю дисциплину «Бизнес-информатика». Главная сфера моей деятельности — диджитализация и цифровизация процессов и данных. Я учу студентов улучшению работы с данными, упрощению процессов с ними. В первый день нашего визита в НГУЭУ состоялся круглый стол, посвященный совместной деятельности Университета Вюрцбурга и НГУЭУ. Я встретился с преподавателями разных кафедр вашего университета и первым проректором, чтобы обсудить варианты нашего взаимодействия. Мы рассмотрели несколько направлений сотрудничества. Первое — участие в студенческих конференциях. Второе — реализация проекта по типу сотрудничества с Кобургом— студенческий обмен. И третий вариант — это разработка профильного проекта, связанного исключительно с бизнес-информатикой. Кроме того, мы думали о проведении форума, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща могли бы работать над решением какой-либо проблемы. Один из профессоров предложил подумать над брендированным проектом в сфере информационных технологий. Пока это планы. Но проект, который будет реализован уже в ближайшее время, — это международные студенческие конференции.
«У нас преподаватель не является таким большим авторитетом для студентов»
Корреспондент «Нашей Академии» поговорила со студентами Кобургского университета. Они поделились своими впечатлениями о работе над проектом, рассказали о том, что их удивило в нархозе.
Никлас Шмидт, курс «Индустриальная экономика»:
— Мне очень понравилось работать вместе со студентами из НГУЭУ. Мы с ними очень хорошо ладили. Я научился быть более собранным и пунктуальным. Это побочный эффект от работы в проекте. Время начала каждой нашей рабочей встречи было прописано по минутам. Это новый опыт для меня. А еще мне очень понравилась русская кухня. А особенно блинчики, вареники и пельмени!
Леони Крехь, курс «Экономика предприятий»:
— В рамках проекта я выступала с презентацией о нашем вузе перед большой аудиторией. Для меня это достижение, так как рассказывать нужно на английском языке, это дополнительная полезная практика для меня. Я изучаю английский уже лет десять, и мне необходима практика, чтобы довести свой уровень до совершенства.
Я заметила, что русские студенты очень открытые, дружелюбные, с ними можно говорить о чем угодно. В рамках проекта мы были на праздничной программе в лагере «Юбилейный». Мне безумно понравилась концертная программа, которую для нас подготовили: танцы, песни, поэзия. У нас вообще такого нет!
Единственное, что меня расстроило, когда я оказалось в НГУЭУ — это отсутствие кофейного автомата. У нас в университете кофе можно купить почти на каждом углу.
Виктория Рилль, курс «Экономика предприятий»:
— Меня очень удивило, что у вас так много мероприятий, конкурсов. Особенно меня впечатлило, что ректор вашего вуза дает сертификаты студентам за разные заслуги. Это очень приятно. У нас, к сожалению, такого нет. У нас все очень холодно: люди друг другу всегда помогают, но нет такого тепла, как в России. Это чувствуется.У нас и учебный процесс происходит иначе. Я прихожу в университет, здороваюсь с одногруппниками, учусь и уезжаю домой. Никто никуда вместе не ходит, у всех свои дела.
Линда Айрих, курс «Экономика предприятий»:
— Когда я приехала в Новосибирск, у меня появилось ощущение, что я тут уже была! Но я здесь впервые. Кажется, что я уже ходила по всем этим коридорам и улицам. Это очень приятное чувство. Для меня участие в международном проекте — это новые знакомства, новые знания, новые компетенции.
Мариус Сюнкель, курс «Экономика предприятий»:
— Мне очень понравились наши коллеги из НГУЭУ. У нас сложилась отличная интернациональная команда. Мы очень быстро подружились, сблизились. В нашем кругу царила очень приятная атмосфера. Меня поразила дисциплинированность русских студентов. Во время лекции студенты очень внимательно слушают преподавателя. Еще меня удивило то, что профессор может заставить своих студентов что-то делать. Меня это безумно смутило. У нас преподаватель не является таким большим авторитетом для студентов, как здесь.
Сейчас эпоха социальных сетей, и я думаю, что очень важно уметь общаться с людьми. Участие в проекте подарило мне возможность прокачать себя в этой сфере. Ведь общение — это искусство. Говорить с человеком один на один очень важно. А особенно интересно общаться с людьми другой национальности. Ты учишься решать проблемы, конфликты — это делает тебя лучше.
Еще меня удивила система отопления в Новосибирске. Почему-то в одной аудитории тепло, в другой очень тепло, а в третьей — холодно.
Юлия Миллер, курс «Экономика предприятий»:
— Русские студенты очень терпеливы, легко идут на компромиссы, дисциплинированны. Видно, что русские ребята очень целеустремленные, готовы работать, чтобы добиваться успеха. Мне понравилось у вас.
«Первое, что меня привлекло — это возможность бесплатно съездить за границу»
Следующим этапом работы команды будет поездка студентов НГУЭУ в Кобург. Они отправятся туда в ноябре 2019 года, чтобы продолжить работу над проектом для европейского мобильного оператора Vodafone. В этом году в Кобург поедут Вероника Данилова, Влад Дерябин, Никита Родионов, Маргарита Трусова и Егор Чеглов. Для того чтобы отправится в Германию, ребята прошли конкурсный отбор. При отборе жюри учитывало знание английского языка, успеваемость, внеучебную активность и мотивацию. Студенты НГУЭУ рассказали об опыте участия в международном проекте.
Вероника Данилова, студентка третьего курса НГУЭУ направления «Экономика»:
— Работа в команде. Этим словосочетанием можно описать всё: как то, что привлекло меня в этом проекте изначально, так и то, без чего невозможен данный проект априори. Для меня проект стал возможностью узнать, какие подходы и методы используют студенты, обучающиеся на смежной специальности в университете другой страны, пообщаться с людьми, имеющими совершенно иные восприятие действительности и менталитет, и решить наши общие задачи. Ожидания оправдались: работа велась по совершенно новой для меня методике управления проектами (Scrum), которой нас научили студенты из университета Кобурга. Я уверена, что позже, здесь в России, буду применять эту методику при исполнении проектов в команде. Как лидер траектории «Международные связи» я знала о возможности участия в таком проекте заранее, еще на первом и втором курсах, но принять участие я решила лишь на третьем: волновалась, наверное, что уровня языка не хватит для коммуникации в работе над проектом. Если говорить о языке (общались мы на английском), то порой действительно не хватало опыта в использовании пассивного профессионального словарного запаса в устной речи. К концу недели, конечно, взаимодействие шло гораздо легче, чем в первый день: еще один большой плюс в копилку проекта.
Эта неделя была максимально продуктивной: работа над проектом сменялась обменом знаниями и закреплялась непрекращающейся тренировкой английского языка. Настрой на осень боевой: с нетерпением пребываю в ожидании ноября, чтобы снова появилась возможность работать одной большой командой над проектом, но уже в другом направлении деятельности.
Владислав Дерябин, студент третьего курса НГУЭУ направления «Банковское дело»:
— Впечатления от проекта исключительно положительные. Участвовать в отборе решил по множеству причин — от советов преподавателей не упускать такую возможность до банального желания интересно провести время, научившись при этом полезным вещам. Такой опыт работы привлекает, в первую очередь, конечно, своей международной частью. Получить возможность поработать с совершенно незнакомыми тебе людьми, да еще и не из России — что может быть прекраснее? Чему научился у зарубежных коллег? Хм... Немецкая музыка звучит неплохо, ну и, конечно, научился говорить определенное количество немецких словечек. Настрой на поездку в Кобург только положительный, не терпится вновь поработать в команде. Что касается сложностей в работе над проектом, то тут могу отметить лишь недосып, длящийся неделю. Но это ерунда. Эмоции, которые я получил за эту неделю, того стоят.
Далер Фирдавси, студент второго курса НГУЭУ направления «Менеджмент»:
— С немецкой командой у нас сложились теплые и дружественные отношения с первого дня знакомства. Все ребята молодые, амбициозные и полные энергии. Этот проект был возможностью показать это. Потрясающий опыт и яркие воспоминания — вот что дал этот проект для каждого его участника. Это был шанс прокачать свой skill работы и в команде и, конечно же, практика английского языка. Каждый старался использовать это по максимуму. Из-за учебы и работы я не смог присутствовать на всех наших совместных мероприятиях, но даже этот опыт, который я получил, будет полезен мне в будущем.
Маргарита Трусова, студентка второго курса НГУЭУ направления «Информационные системы и технологии»:
— Работа со студентами из Германии, несмотря на очевидный языковой барьер, шла довольно легко. Всё было спланировано, всегда шло общение и обсуждение планов в проектной работе и не только. Единственная сложность, с которой, как мне кажется, мы столкнулись, – это необходимость собрать и переработать большой объем информации в короткие сроки. Но все хорошо работали, мы преодолели эту проблему, и всё было сделано вовремя. Не обошлось без помощи системы менеджмента проектов, с которой нас познакомили наши партнеры с немецкой стороны. После такой работы в интернациональной команде, конечно, есть воодушевление и некоторое предвкушение дальнейшей совместной работы и поездки в Кобург. Будем и дальше все вместе работать над следующим проектом, чтобы всё так же хорошо прошло. Самое лучшее в таких проектах, конечно, общение и то, как оно шло на протяжении всего проекта. Подобный опыт работы над реальным проектом с такими же студентами из другой страны — это то, ради чего и хочется участвовать в таких проектах.
Никита Родионов, студент третьего курса НГУЭУ направления «Банковское дело»:
— Проект очень интересный, и меня действительно радует то, что наш университет имеет такие возможности и программы. Быть лидером такого проекта нелегко — было много недопониманий, связанных с тем, что немецкие студенты не понимали, например, как у нас устроена учеба в университете и что она сильно отличается от привычной им модели. Так что приходилось по несколько раз всё объяснять, иногда даже доходило до споров. Координировать работу группы было тяжелой, но интересной задачей, из которой получился очень ценный опыт.
Егор Чеглов, студент третьего курса НГУЭУ направления «Инноватика»:
— Ну, естественно, первое, что меня привлекло — это возможность бесплатно съездить за границу и получить опыт международного сотрудничества. Об этой возможности мне сообщил руководитель проектной группы прошлого года. Недолго думая, я отправил свою заявку на участие в международный отдел. Далее сдал тест по английскому языку — и вот я в команде! Радость была безмерная. Сначала у нас были некоторые трудности и недопонимания: помехи во время skype-сессий, которые мешали восприятию информации; невнятное описание проекта от коллег из Германии. Но когда ребята приехали, всё это пропало. Это оказались добрые, умные и общительные люди. Мы быстро нашли общий язык, плавно приступили к работе над проектом. В первые дни работа над проектом была похожа на сумбур. С чего начать? Где и что взять? Не понимали, как пользоваться программами, которые используют немцы в работе над проектом. Сначала нам рассказали, а также провели семинар о том, как пользоваться программой Scrum-Agile. Было сложно, но этот мозговой штурм всем нам понравился. Далее они объяснили свой план по реализации проекта, и мы принялись им помогать. Мы организовали совместную работу. Мы всегда делились на пары: один представитель из Германии и один из России. Такой метод помог улучшить «химию» между нами, организовать слаженную работу, ускорить темпы продвижения и так далее. Ну и, конечно, постоянная практика английского языка. Каждый вкладывался и трудился не покладая рук. Помимо методов управления проектами мы также обрели новые навыки, такие как создание информативной и правильной презентации, работа в команде, опыт работы с иностранными коллегами, что немаловажно. За эту неделю мы сильно сдружились и привязались к студентам из Германии. Каждую секунду хотелось проводить с ними, мне это давало энергию и вдохновляло на работу, создание чего-то нового. Наша команда уже с нетерпением ждет поездки в Кобург, чтобы вновь увидеться с нашими друзьями и продуктивно поработать.
Главная тема, Наша академия