10.12.2019
Главная тема, Наша академия
«Точка кипения» в НГУЭУ: пространство коллективной работы
19 октября состоялось открытие университетской «Точки кипения» в НГУЭУ — пространства, созданного для реализации Национальной технологической инициативы (НТИ). Открытие состоялось во время «Осеннего навигатора» — традиционного для всей сети «Точек кипения» мероприятия.
Что такое НТИ?
О том, как развивалась сеть «Точек кипения» в России, написал в своем блоге ректор НГУЭУ Александр Новиков. Так что мы на этом останавливаться не будем, скажем только, что «Точка кипения» — это опора Национальной технологической инициативы, открытое пространство для развития, нетворкинга, совместной работы над проектами, которые изменят жизнь города, региона, страны и мира в целом к лучшему. В 2019 году к этому проекту начали подключать университеты. В Новосибирске первая университетская «Точка кипения» открылась в НГТУ, а сейчас эстафету подхватил и нархоз.
Что же такое Национальная технологическая инициатива (НТИ), которую должны поддержать «Точки кипения»? НТИ — это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. В Послании Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил данное направление одним из приоритетов государственной политики. Тема находится в центре внимания Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. В разработку НТИ вовлечены проектные, творческие команды, технологические компании, которые готовы впитывать новые разработки, ведущие университеты, исследовательские центры, деловые объединения страны, институты развития, экспертные и профессиональные сообщества, заинтересованные министерства.
Национальная технологическая инициатива существенным образом отличается от других российских национальных проектов своими принципами, поэтому знакомство с ними играет важную роль в понимании всей программы.Во-первых, эта программа объединяет людей, а не организации. НТИ изначально строится как широкое коалиционное действие, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.
Во-вторых, с точки зрения развития и продвижения НТИ включает новые глобальные высокотехнологичные рынки, борьба за лидерство на которых состоится на горизонте ближайших 20 лет в процессе цифровизации мировой экономики. Именно в этих направлениях у талантливых российских технологических предпринимателей есть наибольшие шансы на успех. При текущей мировой конъюнктуре попытка догнать мировых лидеров на уже сложившихся рынках или использовать их бизнес-модели для русскоязычной аудитории признана бесперспективной.
В-третьих, значительная роль в программе отведена компаниям с «геном НТИ» — коллективам талантливых единомышленников, способных эффективно справиться с глобальными технологическими вызовами, именно поэтому с точки зрения образования приоритетный фокус внимания сосредоточен на опережающей подготовке талантливых исследователей, инженеров и предпринимателей в сфере деятельности НТИ.
В-четвертых, с точки зрения науки и технологий программа направлена на формирование в нашей стране реального научно-технического задела по направлениям НТИ, а не на превращение государственных грантов в формальные отчеты.
В-пятых, государство не является лидером в настоящей программе, определяющим логику стратегического маневра на новых рынках. Эта функция отведена отечественному высокотехнологичному бизнесу, компаниям с «геном НТИ». Государство здесь принимает участие как сервисная организация, помогая высокотехнологичному бизнесу ускорить темпы его развития в перспективных направлениях как внутри страны, так и на мировых рынках. Кроме того, НТИ, будучи национальной программой, не отрицает необходимость международного сотрудничества, а напротив — поддерживает данное направление работы. Кооперация с международными партнерами — залог успеха отечественных высокотехнологичных компаний в мире глобальных технологий.
Данный подход позволит объединить усилия представителей бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства, международных партнеров и всего общества в интересах развития новых высокотехнологичных отраслей отечественной экономики.
«Осенний навигатор» — старт в нархозе
На торжественном открытии «Точки кипения» в НГУЭУ выступили ректор НГУЭУ Александр Новиков, эксперт-директор по взаимодействию с федеральными программами развития Академпарка Руслан Пермяков, директор «Информбюро 20.35» Ирина Гордина-Немвержицкая, заместитель начальника высшей школы и молодежной политики министерства образования Новосибирской области Светлана Малина. В формате видеообращения участников поприветствовал советник Президента РФ по вопросам цифровой экономики Дмитрий Песков.
19 октября, в день запуска работы университетской «Точки кипения», в НГУЭУ началась работа четырех тематических треков. Первый из них — форсайт-сессия: рынки НТИ. Доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью Татьяна Гениберг рассказала о том, какие результаты принесла работа в рамках трека.
— Форсайт-сессию «Определение трендов будущего» мы провели совместно с доцентом кафедры инноваций и предпринимательства НГУЭУ Мариной Панявиной и общественным экспертом рынка НТИ Еdunet Русланом Пермяковым. Главная цель нашей работы — выявление трендов развития будущего и создание карты будущего. Мы изучили тренды и сформулировали конкретные форматы образования, которые будут востребованы в будущем и к которым нам нужно переходить уже сегодня. Площадка вызвала интерес у присутствующих на открытии «Точки кипения» в НГУЭУ — было собрано целых три рабочих группы. Две группы — это студенты, а одна — преподаватели нархоза и проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Ромашин. Изначально каждый участник индивидуально определял тренды и угрозы будущего, в дальнейшем все принимали общие решения. Студенты обращались за помощью к преподавателям — это очень ценный опыт для всех команд.
В рамках работы форсайт-сессии были сформированы три карты будущего развития рынка EduNet. Студенты отметили, что лекции гораздо интереснее и легче будут восприниматься в формате вебинаров, а это тренд — онлайн-обучение. Второй тренд, который отметили студенты — обучение на базе предприятия. По всей стране академическое образование удалено от практики, а студент желает быть ближе к реальности, к действиям, к реализации своих компетенций в режиме «здесь и сейчас». Третье предложение ребят — чат-боты для организационной работы. Речь идет о расписании, организации документооборота. Студенты считают, что это та отрасль, в которой можно уже не задействовать людей — пора шагать вперед, осваивая современные возможности. Четвертый тренд — вживление чипов в сознание человека. Как это работает? В человека вживили чип, наполнили необходимыми знаниями, которые он сразу же может применить на практике. Еще один важный тренд — это индивидуальное обучение. То есть каждому студенту закладываются именно те знания, которые нужны конкретно ему. Разные студенты — разный конструктор знаний и навыков. Внедрение мобильных приложений — также «горячая» тема, озвученная студентами. Наша форсайт-сессия длилась около двух часов, каждый смог высказаться, было много споров и обсуждений, но все участники смогли предложить свои идеи, отстоять свой взгляд — без осуждения. Не зря ведь наша встреча прошла в рамках «Точки кипения». Работа должна кипеть и бурлить, только тогда мы получим качественный результат, который изменит будущее.
Второй трек «Точки кипения» в НГУЭУ — практикумы (искусственный интеллект, большие данные, распределенные реестры). Представители ИТ-сектора НГУЭУ — кафедры информационных технологий и прикладной информатики — организовали три интерактивные площадки в рамках открытия «Точки кипения».
На первой площадке участники мероприятия прослушали обзорную лекцию, где заведующий кафедрой информационных технологий Андрей Пестунов охарактеризовал весь спектр сквозных технологий цифровой экономики и технологий НТИ, среди которых технологии виртуальной и дополненной реальности, квантовые технологии, технологии распределенных реестров, искусственный интеллект и др. Кроме того, в рамках практикума посетители данной площадки вживую познакомились со сквозным направлением НТИ «Новые производственные технологии». Они увидели, как на 3D-принтере можно печатать не только детали для различных устройств, но и человеческие фигуры, а с помощью 3D-сканера они смогли получить трехмерные модели объектов реального мира и свои собственные.
Еще один практикум был организован киберспортивной командой НГУЭУ под руководством старшего преподавателя кафедры информационных технологий Артема Перова, где участникам открытия «Точки кипения» рассказали и показали, как такие сквозные технологии НТИ, как виртуальная реальность, искусственные интеллект и сенсорика применяются в современных компьютерных играх и соревнованиях по киберспорту.
На своем практикуме по машинному обучению заведующий кафедрой прикладной информатики Сергей Терещенко представил, какие промышленные применения может находить искусственный интеллект, а также провел практическое занятие по использованию облачных сервисов для идентификации объектов, в том числе идентификации автомобилей, людей, животных и многого другого.
Третий трек — клубы мышления и другие возможности для студентов и школьников в НТИ.
На этой площадке работали директор фонда «Поддержка проектов в области образования», директор ООО «Рыбий мех», старший преподаватель кафедры инноваций и предпринимательства, общественный эксперт рынков НТИ Александр Васенев, старший преподаватель кафедры инноваций и предпринимательства, общественный эксперт рынка НТИ Edunet Наталья Рязанова, начальник управления дополнительного образования НГУЭУ Эдуард Коложвари и международный эксперт Wolrd Skills International от России Максим Певин.
— Мы с Александром Васеневым и Натальей Рязановой работали по блоку «Таланты». Самое главное в нашем направлении — создание благоприятной среды для одаренной молодежи, раскрытие талантов, генерация новых идей и инициатив.
Мы обсудили возможности движения WSR, место нашего города и вуза во всероссийском движении, поделились опытом участия в чемпионатах и демонстрационных экзаменах, обсудили наши сильные стороны и потенциал развития новых компетенций для цифровой экономики.
Руслан Пермяков рассказал об акселерационных и грантовых возможностях для начинающих предпринимателей, предоставляемых структурами Академпарка. Поддержка действительно осуществляется, речь идет уже о сотнях миллионов рублей и десятках успешных проектов.
Далее, с ребятами был проведен марафон мышления. Суть технологии заключается в том, что команды решают поставленную абстрактную или, как правило, прикладную задачу заказчика за 42 минуты и выступают с проектом решения перед экспертами. Работа в таком формате группового «мозгового штурма» позволяет нетривиально решать организационные, управленческие или производственные проблемы, решения могут быть сразу же внедрены в деятельность заказчика.
В нашем случае команды использовали 21 минуту для решения задачи наполнения университетской «Точки кипения» НГУЭУ. Менеджеры и экономисты подошли к решению вопроса по-разному, предложили в общей сложности 11 идей, которые могут быть действительно полезны организаторам.
По результатам выступлений Александр Васенев, лидер новосибирского Клуба мышления, сформировал команду студентов НГУЭУ для участия в большом Марафоне мышления, который будет проходить 3 ноября в «Точке кипения» в Академпарке.
Четвертый трек — бизнес-стимулятор «BoardSim» — проводили доцент кафедры корпоративного управления и финансов Светлана Петухова и доцент кафедры информационных технологий, директор учебного центра «Европейское ИКТ-образование», общественный эксперт Edunet Зинаида Родионова.
— На модерируемой нами площадке студенты получили возможность проверить свою способность реагировать на типичные для бизнес-среды ситуации в процессе управления компанией по производству смартфонов. Игра проходила на компьютерах в режиме бизнес-симулятора. Все студенты были разбиты на команды по 8–13 человек.
За один ход каждой команде нужно было принять решение по управлению компанией, выбрать параметры в ряде областей: продуктовой линейки, маркетинга на каждом из 5 основных рынков, производства и персонала, финансов, социальной ответственности. Затем выбирался инвестиционный проект: оптимизации корпоративного управления; внедрения ERP-систем; налаживания бережливого производства; разработки новых комплектующих; слияний и поглощений; исследования потребительских предпочтений. Каждый ход завершался ответом на теоретические вопросы.
В мероприятии приняли участие студенты направлений «Менеджмент» и «Прикладная информатика», а также студенты СПО. Всего 48 человек. Пятой командой в симуляторе выступал бот, который ожидаемо занял последнее место. Первое место заняли студенты с направления «менеджмент», с минимальным отрывом от них на втором месте сборная команда студентов «Прикладной информатики» и СПО, на третьем месте студенты «Прикладной информатики» и на четвертом еще одна команда с направления «Менеджмент». Многие участники оставили положительные отзывы об игре, надеюсь, что разработчики дадут вузам в ближайшем будущем возможность проводить турниры на своем симуляторе и использовать его в учебном процессе. А пока симулятор будет доступен только на мероприятиях "Точки кипения". Открытие «Точки кипения» в нашем ВУЗе — это закономерный и важный этап на пути к цифровизации образования и включению проектов НГУЭУ в повестку НТИ, — рассказала Зинаида Родионова.
«Возможность заявить об университетских инициативах на всю страну»
О том, какие плоды дала работа «Осеннего навигатора» в НГУЭУ, рассказал руководитель проектного офиса «Предпринимательский университет» и лидер «Точки кипения» в НГУЭУ Денис Обуховский.
— Очень хорошо, что студенты и преподаватели познакомились с форматом и возможностями «Точки кипения». Появились новые участники Клуба преподавательских инициатив, кибер-спортивной команды вуза. Многие внешние эксперты (в том числе из Москвы) именно через «Точку кипения» открыли для себя наш университет. На кафедрах и факультетах постоянно идет активная содержательная внеучебная работа. Так вот, всё, что будет проводиться через формат «Точки кипения» — обязательно будет поддерживаться руководством вуза. Поясню, что «через формат "Точки кипения"» — это не значит, что просто мероприятие должно быть в нашем «Бизнес-инкубаторе». Наоборот, это не обязательно. А обязательно то, что событие «заводится» в специальный сетевой календарь на сайте lider-id.ru, верстается в определенном формате. Это дает возможность видеть это событие всем желающим по всей стране. Открытость «Точки кипения» — базовый принцип. Отдельные проекты сейчас пока тяжело выделять. Мы только оттачиваем технические и организационные возможности системы. Но можно предположить, что однозначно на базе УТК будут проходить мероприятия, связанные с развитием World Skills-движения, цифровой экономики, предпринимательского образования. Собственно, для нас это уже классические темы, и классические форматы. Уникальность работы в рамках «Точки кипения» — это возможность заявить об университетских инициативах на всю страну, это определенный статус, а с другой стороны — расширить пул партнеров, союзников нашего вуза за счет экспертов, включенных в сеть «Точек кипения» (связанных с «Платформой НТИ», «Университетом 20.35», «Агентством стратегических инициатив» и другими институтами развития).
Также стоит отметить, что фонды кафедр будут выделять средства на проведение мероприятий в формате университетской «Точки кипения». Это значит, что при формировании фондов приоритет будет именно за этими мероприятиями. А уже отдельные преподаватели потом смогут отчитываться данными событиями по эффективному контракту.
Наталья Шулепова
Главная тема, Наша академия