10.12.2019
Главная тема, Наша академия
Новая среда — новые возможности для роста
К одному из приоритетных проектов НГУЭУ в 2019–2020 учебном году относится «Инновационная образовательная среда». Его суть заключается в создании в университете такой среды, которая позволит подготовить востребованных специалистов и создаст условия для внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, отвечающих новым вызовам времени.
«Стань ярче — раскрой свой талант»
Планируется, что проект позволит преподавателям обеспечить условия для совершенствования образовательного процесса, внедрения новых подходов к педагогической практике, что повысит качество образования студентов, развитие инфраструктуры, взаимодействие с внешней средой и создаст имидж современного университета, использующего инновационные технологии.
— Раньше проект назывался «Инновационные образовательные технологии», — рассказал руководитель проекта, проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Ромашин. — Почему мы решили изменить название, и появилась «образовательная среда»? Потому что по опыту прошлых лет и этапов реализации этого проекта я пришел к выводу, что если инициатива идет лишь «сверху» и не исходит от преподавателей, то проект будет реализовываться совсем не с той интенсивностью, с которой необходимо. Известно, что когда человеку навязывается какая-то очередная инновация, то она воспринимается с настороженностью, потому что заставляет человека выходить из зоны комфорта, работать над собой, над внедрением этой идеи и т. д. Поэтому мне бы хотелось, сменив название с «технологий» на «среду», обратиться к тому, чтобы у нас создались такие условия, где у преподавателя возникла бы потребность реализовать что-то новое.
Наш проект сопровождается слоганом: «Стань ярче — раскрой свой талант». Это значит не быть равнодушным, быть вовлеченным, работать в удовольствие. И мне действительно хотелось бы создать такие условия, чтобы преподаватель стремился показать, что он талантлив и может зажечь своим примером студента, вовлечь в изучение предмета. К сожалению, не секрет, многие преподаватели не только не передают накопленный опыт, что им положено делать по умолчанию, а еще, что самое печальное, рождают у своих подопечных отвращение к предмету. Справедливости ради нужно заметить, что в системе «человек-человек», где мы работаем, часто рождается профессиональная деформация, выгорание, ведь это достаточно эмоциональная сфера. Хотелось бы как раз от этого избавиться и дать возможность преподавателям оторваться от рутины.
Проректор считает, что совсем отказаться от фундаментального нельзя, но современный мир диктует совсем другие требования, он рационален.
— Насколько важна высшая математика? Те компетенции, которые развиваются в результате ее изучения, наверное, да, важны, а как знание — нет, не важна, — добавил Владимир Ромашин. — Понятно, что все изобретения, что мы имеем, и компьютерные технологии — это прикладная математика, согласен. Но это совсем другой вопрос. Есть люди, которые выберут учиться в вузе четыре года и зарабатывать тысячу долларов, а кто-то пройдет обучающий курс за полгода и будет получать десять тысяч долларов. Я не стану сейчас спорить о том, хорошо это или плохо. Как проректор я понимаю, что фундаментальность важна, но как современный человек думаю — а зачем? Раньше почему зубрили? Потому что условия были другие. Не было гаджетов и устройств для хранения информации, все нужно было держать у себя в голове. Да, мы привязываемся к этим современным приспособлениям, которые облегчают нам жизнь, но кто сказал, что это плохо? Может быть, нужно развивать какие-то другие компетенции? Необходимо обучать тому, что не умеют машины. К примеру, критически и нестандартно мыслить, творчески подходить к решению вопросов, к вещам, связанным с эмпатией, сочувствием и т. д. Зачем конкурировать с тем, что заведомо лучше? Человек не обгонит машину.
По всем направлениям
В рамках проекта происходит стимулирование преподавательских инициатив по внедрению новых педагогических практик, заявлено проведение конкурса «Лучший преподаватель» на кафедрах, факультетах и в вузе с утверждением годового гранта победителям, формирование кадрового резерва из числа участников ППП «Современный преподаватель университета» и подготовка преподавателей-новаторов из числа магистрантов и аспирантов (не менее одного на каждой кафедре).
Для студентов планируется развитие индивидуальной образовательной траектории посредством выбора дисциплин и факультативов, внедрение практики перезачета результатов обучения по программам управления дополнительного образования и онлайн-курсов, размещенных на образовательном портале «Открытое образование». Кроме того, проект направлен на формирование личности современного человека, выпускника вуза, развивающего у себя компетенции XXI века через изучение кампусных дисциплин, участие в билингвальном проекте и экспериментах в рамках проекта «Остров».
Если говорить о технологиях, то заявлено развитие межпредметных связей через дальнейшее совершенствование основных профессиональных образовательных программ и развитие кампусных дисциплин; использование технологии World Skills Russia в образовательном процессе (проведение демонстрационного экзамена и участия в чемпионатах); повышение качества образования через сетевую форму реализации образовательных программ; создание возможности подготовки и защиты выпускных квалификационных работ как студенческого стартапа; внедрение в образовательный процесс виртуальных лабораторий и включение онлайн-курсов с сохранением нагрузки для преподавателей, которые являются авторами онлайн-курса.
Что касается инфраструктуры, то проект предполагает создание условий для реализации преподавательских инициатив и учебного процесса студентов через: совершенствование Moodle и системы «Тандем», оборудование рабочих мест преподавателя компьютерами и активное участие в обеспечении образовательного процесса информационного центра; оборудование видеостудии и вебинарных офисов (проведение вебинаров для студентов-заочников, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий).
Проект «Инновационная образовательная среда» направлен на эффективную связь вуза и с внешней средой. Это соответствие НГУЭУ имиджу современного университета, а именно: приглашение в качестве преподавателей практиков (бизнесменов, политиков, общественных деятелей), построения образовательной платформы системы непрерывного образования для программ дополнительного и основного образования и привлечения в качестве экспертов потенциальных работодателей, студентов, родителей при обсуждении основных профессиональных образовательных программ.
Инициативы в действии
Владимир Ромашин отметил, что НГУЭУ находится на начальном этапе проекта, но первые результаты уже есть. Например, вуз заключил сетевой договор с Высшей школой экономики и массовый онлайн-курс, который там реализуется, внедряет у себя в образовательных программах. Продолжается работа над использованием педагогических технологий и активностей — это различные конференции, геймификация, новые форматы в виде фасилитации. Появился Клуб преподавательских инициатив НГУЭУ, различные мероприятия в рамках «Точки кипения», ускоряется процесс внедрения онлайн-курсов в основные образовательные программы.
— Если говорить о ближайшей перспективе в развитии проекта «Инновационная образовательная среда», то мне бы хотелось, чтобы у НГУЭУ появились совместные образовательные программы с ведущими вузами страны, и чтобы каждая наша программа содержала в себе массовые онлайн-курсы, — добавил Владимир Ромашин.
Вуз старается следовать тренду современной педагогики — индивидуализации или персонализации образования. Например, интересная практика появилась на кафедре физической культуры и спорта по инициативе заведующего Алексея Шулакова. Студенты не очень любят ходить на физкультуру по ряду причин. И преподаватели поняли, что надо дать им возможность самим определять, каким видом спорта они хотят заниматься. В рамках данного элективного курса студентам выдается дневник занятий спортом, с которым они приходят в спортивные клубы города, где им нравится, занимаются там, тренеры фиксируют это в дневниках, а затем студенты сдают нормативы в НГУЭУ. Подробнее об этом читайте в интервью Алексея Шулакова в одном из ближайших номеров «Нашей Академии».
Уже упомянутый Клуб преподавательских инициатив НГУЭУ появился в вузе в феврале 2019 года под руководством доцента кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Татьяны Гениберг. Работа основана на взаимодействии с успешными представителями бизнес-сообщества с целью качественной подготовки будущих специалистов и обмена опытом и новыми идеями с коллегами.
— Клуб ставит своей задачей освоение инициативными преподавателями НГУЭУ новых компетенций, — отметила она. — НГУЭУ — практикоориентированный вуз, и с помощью работы клуба мы будем поддерживать это направление. Помимо взаимодействия с предпринимателями, на заседаниях мы уделим немало внимания интерактивным формам обучения студентов, будем разбирать их в игровом формате, а в дальнейшем — апробировать на занятиях.
В сентябре состоялась стратегическая сессия клуба, выработка инициатив проходила по методу фасилитации. В процессе сессии участники зафиксировали достижения клуба на сегодняшний день, обсудили цели и задачи, сформировали прототипы видения: каким хотят видеть клуб преподаватели. Работа проходила под руководством главного тренера по подготовке успешных бизнес-команд Юлии Евсеевой.
Еще одна важная инициатива связана с прохождением преподавателя высшей квалификационной категории кафедры бизнеса в сфере услуг Тамары Приходько повышения квалификации во Всероссийском центре WorldSkills в Челябинске. Среди проходивших обучение она была единственным преподавателем из Новосибирска. Напомним, что подопечные Тамары Приходько, выпускники НГУЭУ 2019 года, которые сдавали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, показали среди учреждений среднего профессионального образования города лучший результат.
— Мое повышение квалификации было направлено на освоение программы по проведению итоговой аттестации студентов в рамках демонстрационного экзамена и проведению чемпионатов по стандартам WorldSkills, — рассказала Тамара Приходько. — Особенность в том, что преподаватели сами в итоге сдавали демонстрационный экзамен. Опыт я получила колоссальный, ведь ты себя ощущаешь не только как тренинг-менеджер и преподаватель, но еще и как конкурсант и участник данного экзамена. Получила навык оценивания результатов студенческих действий, плюс я общалась с основателями заданий для WorldSkills и чемпионатов, поделилась собственным опытом о том, как НГУЭУ прошел стадии подготовки к демонстрационному экзамену, как подбирали сертифицированных экспертов и т. п. На поездку меня замотивировала заведующая нашей кафедрой Лариса Борисовна Нюренбергер. Выражаю ей большую благодарность за помощь и поддержку.
Преподаватель добавила, что у нее появилась идея выпустить обучающую рабочую тетрадь по стандартам WorldSkills c заданиями для подготовки к этому экзамену. Также в планах адаптировать семинарские занятия под демонстрационный экзамен.
— Наш университет идет впереди, потому что большинство преподавателей, которые проходили повышение, не участвовали в проведении демонстрационного экзамена, а только подошли к этому вопросу, — заключила Тамара Приходько. — Но стоит сказать, что в перспективе такой экзамен будет эквивалентен защите диплома, т. е. студенты смогут выбирать — либо сдавать экзамен WorldSkills, либо традиционно защищать дипломную работу.
Командная кафедральная работа
Несмотря на то, что проект «Инновационная образовательная среда» только набирает обороты, ряд кафедр поддерживают его собственной инициативой, внедряют новые идеи в свою работу, влияющие на рост проекта и развитие университета. Например, кафедре бизнеса в сфере услуг НГУЭУ, как отмечает Владимир Ромашин, успешно удается привлекать для сотрудничества с вузом работодателей и партнеров. Одним из ярких результатов такого взаимодействия стало открытие специализированной учебно-тренинговой аудитории, которая была оборудована при спонсорской поддержке отеля Double Tree by Hilton Hotel Novosibirsk и крупнейших санаториев Новосибирской области «Краснозерский» и «Доволенский».
Заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг Лариса Нюренбергер рассказала, что взаимодействие с работодателями — это, прежде всего, системная, планомерная, взвешенная работа всех без исключения преподавателей и сотрудников кафедры.
— Если говорить о современной сфере высшего образования в целом и конкретно о тех направлениях подготовки и специальностях, которые реализует кафедра бизнеса в сфере услуг, то изменения масштабны, а степень динамизации очень высока, — прокомментировала Лариса Нюренбергер. — Исторически сложилось, что многие выпускники кафедры становятся нашими партнерами, спонсорами, работодателями, аспирантами, что позволяет иметь прямую, постоянную связь с региональным рынком труда. Если мы хотим быть и оставаться лидерами, то должны, с одной стороны, понимать, с каким уровнем подготовки и запросами к нам приходит абитуриент, а с другой — чего от нас ждет работодатель. Предугадать его желания и видения невозможно, если не находиться в постоянном профессиональном контакте. В связи с этим перспективно и значимо, что по инициативе кафедры и при поддержке руководства наш университет вступил в два крупнейших сообщества работодателей — Новосибирскую ассоциацию туристских организаций и Федерацию рестораторов и отельеров Сибири.
Мы исходим из того, что работодатель — это потребитель нашего «продукта» — тех выпускников, которые, получив диплом о соответствующем образовании, приходят на рынок труда. Именно поэтому наша основная задача — сформировать и развить у обучающихся те личностные и профессиональные компетенции, которые позволят им быть максимально конкурентоустойчивыми и востребованными на отраслевом рынке труда. Замечательно, что сегодня сформировалось передовое сообщество профессионалов-практиков в тех отраслях, где работаем мы и наши выпускники, которые с готовностью принимают участие в образовательном процессе и, приходя в студенческую аудиторию, имеют возможность напрямую контактировать с теми, кто завтра придет к ним в качестве соискателей на самые разные должности.
Лариса Нюренбергер подчеркнула, что традиционно, два раза в год, кафедра приглашает партнеров на круглые столы и дискуссионные площадки для экспертного обсуждения учебных рабочих планов образовательных программ, содержательного наполнения профессиональных модулей и дисциплин. Ежегодно расширяется портфель мастер-классов, которые проводят представители ведущих туристских компаний, средств размещения, предприятий общественного питания и сервиса. Меняются формы и технологии, появляются нестандартные виды занятий, растет число выездных семинаров и открытых лекций, площадками для которых, на сегодняшний день, являются самые известные компании города: Double Tree by Hilton Novosibirsk, Novosibirsk Marriott Hotel, отель «Горский Сити», отель River Park, Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирский государственный краеведческий музей, Дом с колесом «Круг» на Михайловской набережной, магазины сети «Главная парфюмерия», лофт-парк «Подземка», гастроинкубатор, ТФ «Кассиопея», ТФ «Олимпия-Райзен-Сибирь». Если говорить о взаимодействии на макроуровне, то по приглашению организаторов преподаватели и студенты кафедры принимают самое деятельное участие в ежегодных международных и региональных отраслевых мероприятиях: Новосибирском торговом форуме, Сибирской продовольственной неделе, Сибирском туристическом форуме, в выставках и ярмарках в МВК «Новосибирск Экспоцентр».
— Импульсом для такого взаимоактивного партнерского сотрудничества с потенциальными работодателями, на наш взгляд, стал озвученный Александром Владимировичем Новиковым стратегический подход, основанный на том, что наш университет должен позиционировать себя не только, как научно-образовательное учреждение, но, прежде всего, как многоотраслевой предпринимательский центр, площадка для многоуровневой подготовки и переподготовки кадров, для проведения профессиональных дискуссий, встреч, бизнес-контактов, — добавила Лариса Нюренбергер. — Ретранслируя данную концепцию развития университета во внешнюю среду, реализуя идеологию предпринимательства, мы с коллегами позволили себе самые смелые, неожиданные, разноформатные варианты сотрудничества с представителями профессионального бизнес-сообщества. Начиная от кардинального, «практикоприкладного» обновления тематики выпускных квалификационных, магистерских и курсовых работ, внедряя креативные технологии проведения семинарских и практических занятий, применяя инновационные подходы к архитектуре лекций, заканчивая разработкой преподавательского предпринимательского стартапа — уникального авторского контента погружения в профессиональную среду. Все эти новации реализуются при самом активном участии практиков, которые включены в учебный процесс в режиме «полного цикла».
По моему глубочайшему убеждению, в любом деле главное — команда. А если это еще и талантливая команда, то даже невозможное становится возможным! Нужно просто чуть больше времени. Сегодня кафедра бизнеса в сфере услуг — это исключительно профессиональный коллектив единомышленников: людей амбициозных, творческих, креативных, целиком отдающихся делу, от совместной работы с которыми получаешь огромное удовлетворение и настоящее удовольствие. Мы владеем и успешно используем все возможные виды и способы коммуникаций с внешними стейкхолдерами. Три года назад мы практически с нуля начали формировать базу работодателей-партнеров по организации практик, а сегодня в течение учебного года около семисот обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования проходят все виды практик в ведущих компаниях туристского и гостиничного сервиса в Новосибирске, Новосибирской области, Барнауле, Алтайском крае, Кузбассе, в Крыму, в Забайкалье. По признанию регионального образовательного и профессионального сообществ, и я с этим категорически соглашусь, наша кафедра — ведущий научный, образовательный, ресурсный центр по многоуровневой подготовке кадров для сферы туризма, гостеприимства и сервиса, обладающий соответствующей материально-технической базой, научной идеологией, уверенно реализующий корпоративную предпринимательскую стратегию. А главное — обладающий колоссальным потенциалом и огромным желанием идти вперед!
Лариса Нюренбергер считает, что, когда речь идет о развитии инновационной образовательной среды в университете, безусловно, нужно быть нацеленным на день завтрашний.
— Во-первых, не могу не отметить предметный настрой профильного проректора Владимира Николаевича Ромашина, его работоспособность и желание поддержать любые, даже самые рискованные начинания, — отметила она. — Во-вторых, не могу не сказать о том, насколько активно пробивают себе дорогу разные, в том числе сетевые, формы взаимодействия с другими вузами страны, внедряются цифровые технологии при организации совместных учебных и научных мероприятий. У нас появилась возможность влиять на развитие и продвижение туризма в регионе через участие в общественном совете по туризму при правительстве Новосибирской области, на кафедре практически готов проект «Новосибирск как локальная туристская дестинация», его реализация сделает возможным запуск множества студенческих стартапов, в том числе при поддержке минторга и минэкономразвития НСО.
Заведующая рассказала, что кафедра активно включилась в подготовку инфраструктуры (в том числе, в подготовку кадров — волонтеров, гидов-экскурсоводов, горничных и администраторов) для проведения Молодежного чемпионата мира 2023 года. Реализация этих и ряда других проектов, которые находятся на разных стадиях готовности, невозможна без «переформатирования» учебного процесса с включением в него совершенно новых форм, видов и типов педагогических и профессиональных приемов, а это значит — новых широчайших возможностей для студентов НГУЭУ. Лариса Нюренбергер уверена, что сегодня, чтобы соответствовать требованиям времени, скорость действий должна опережать скорость перемен.
А другая кафедра — уголовного права и национальной безопасности НГУЭУ — стала инициатором создания в вузе профильного юридического класса. Цель — на основе углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы полного общего образования подготовиться к получению высшего юридического образования, самореализации при освоении будущей профессии.
— Чтобы помочь будущим абитуриентам с выбором профессии, мы с преподавателями кафедры совместно с отделом организации приемной кампании НГУЭУ проводили профориентационные мероприятия в городе Бердске, — рассказала заведующая кафедрой Надежда Верченко. — На базе школы № 2 «Спектр» прошли переговоры с директором школы Евгенией Юрьевной Перфиловой, в ходе которых и возникла идея создания юридического класса. Суть идеи — дать возможность школьникам попробовать себя в направлениях будущей образовательной деятельности, познакомиться с тем, что будет ожидать на следующей ступени обучения.
Школьники в сопровождении классного руководителя приезжают в НГУЭУ каждую пятницу. В этом семестре, согласно учебному плану, они прослушивают курс истории Отечества и теории государства и права. С ноября запущен курс, знакомящий с профессиональными дисциплинами, в том числе уголовным правом и криминалистикой.
— Главный показатель реализации цели создания профильного юридического класса — готовность обучающихся к продолжению образования по юриспруденции и зрелость в выборе способа его получения после школы, — добавила Надежда Верченко. — Такая подготовка в конечном итоге должна положительным образом отразиться на формировании мотивации и желании старшеклассников прикладывать усилия для получения образования по избранному профилю.
Надежда Верченко считает, что век новых информационных технологий диктует свои правила, в том числе и образованию. И любому современному человеку, чтобы не отстать от стремительности новизны, надо со школьных лет быть активным участником образовательных изменений. НГУЭУ, по ее мнению, идет в ногу со временем и отвечает всем требованиям подготовки специалистов высокой квалификации по разным направлениям деятельности.
Анастасия Смирнова
Главная тема, Наша академия