06.09.2017
Ко Дню знаний в вуз возвращались все, даже те, кто был в далеких стройотрядах. Эти студенты везли из «рыбных» территорий (Сахалин, Шикотан, Камчатка) большое количество продовольствия, в том числе красную икру и рыбу.
Наша академия, НГУЭУ: 50 лет успеха
День знаний: из истории праздника
В канун Дня знаний корреспондент студенческого пресс-центра НГУЭУ Дарья Чепелева познакомилась с преподавателями, которые уже много лет работают в университете, чтобы узнать, как за 50 лет существования вуза изменились традиции празднования 1 сентября. Что ей удалось выяснить — читайте в материале «Нашей Академии».
Почти 20 лет истории Новосибирского института народного хозяйства 1 сентября был относительно обычным днем. Тогда он еще не считался государственным праздником, и все студенты шли учиться сразу после торжественной линейки, на которой также собирался весь преподавательский состав, чтобы объявить задачи, стоящие перед НИНХом и студентами.
Были в советские годы нархоза и свои особенности, которые современным студентам могут показаться удивительными:
— Тогда студенты первого курса в сентябре не учились, а ездили в колхоз «на картошку». Нархозовские студенты той поры — не исключение. Я три года подряд ездил со студентами первого курса в колхоз… Так что первое сентября мы с ребятами праздновали на картофельном поле, — рассказывает преподаватель кафедры инновации и предпринимательства и центра СПО НГУЭУ Борис Штейнгольц.
Ко Дню знаний в вуз возвращались все, даже те, кто был в далеких стройотрядах. Эти студенты везли из «рыбных» территорий (Сахалин, Шикотан, Камчатка) большое количество продовольствия, в том числе красную икру и рыбу.
Празднование 1 сентября, по словам Бориса Штейнгольца, для некоторых благополучно заканчивалось через неделю, и только потом такие студенты шли на занятия по расписанию.
В целом вуз был одной большой и сплоченной семьей. Во многом из-за того, что на том этапе развития НГУЭУ существовал лишь один корпус и одно общежитие. Несколько кафедр могли расположиться в одной маленькой аудитории, а студентов тогда было не так много, как сейчас. Профессор кафедры социологии Мария Удальцова с улыбкой вспоминает те времена:
— Преподаватели устанавливали вечерние и выходные дежурства в общежитии. Мы не ходили с повязкой, как надзиратели из органов, а собирались в холле с ребятами, пили чай, говорили на самые различные темы, отвечали на интересные вопросы студентов. Многие из них были связаны с семьей, учебой, выбором профессий. Мы никогда не говорили о политике, мы говорили о жизни.
Из года в год рос и поток молодежи, желающей учиться, и уровень высшего учебного заведения; старые традиции сменялись новыми.
— Проблемы возникли в 1992 году: распалась великая страна, изменились символы, а где их взять? Всеобщий дефицит, да и непонимание происходящего… Надо ли вообще праздновать День знаний? В нархозе решили праздновать. Музыку гимна («Патриотическая песня» М. И. Глинки) записали на катушечный магнитофон, а флаг Российской Федерации шили сами. Вот такое было первое сентября, — вспоминает преподаватель кафедры инновации и предпринимательства и центра СПО НГУЭУ Борис Штейнгольц.— Праздновали в крохотном дворе уже построенного к тому времени второго корпуса (этот корпус, к слову, был построен совместными усилиями преподавателей и студентов): на крыльце стояла трибуна, за которой ректор произносил приветственную речь, затем говорили секретари партийной и комсомольской организаций НИНХ, из-за угла, под торжественную музыку, выносили сначала красное знамя, а после него — новый государственный флаг, триколор.
А известный нынешним студентам формат празднования Дня знаний в Центральном парке и проведения квеста для первокурсников «Тайны пяти корпусов» появился относительно недавно, но уже стал фишкой НГУЭУ.
Сравнивая современные мероприятия и мероприятия из истории нархоза, преподаватели сошлись на том, что университетские традиции постепенно теряют свою значимость, однако профессор кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета Александр Шапошников отметил, что студенчество во многом остается таким же инициативным и амбициозным (ребята предлагают и реализуют свои идеи и новые способы празднования того или иного события, придумывают новые мероприятия). Так, например, появляются новые формы внеучебных занятий и становится шире простор для творческих возможностей, где молодежь открывает себя с совершенно новых сторон.
Дарья Чепелева
(1-й курс направления «Юриспруденция»)
Иллюстрация Арины Касумовой
(1-й курс направления «Социология»)
Наша академия, НГУЭУ: 50 лет успеха