04.10.2017
Наша академия, Главная тема
Тройная мотивация для студентов: в НГУЭУ прошел ряд крупных форумов
Сразу два крупных межрегиональных форума и молодежный научно-методический семинар прошли на базе НГУЭУ в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений и при финансовой поддержке Минобрнауки России. Мероприятия касались вопросов финансовой грамотности, юриспруденции и независимой оценки качества образования со стороны студентов. В них приняли участие около 150 студентов из разных вузов, а также молодые преподаватели и эксперты.
Финансовая грамотность — защита от рисков и непредвиденных ситуаций
Первым в серии крупных форумов в НГУЭУ стартовал форум по повышению уровня финансовой грамотности среди студентов и молодежи. Главная его задача — привлечь внимание молодежи к теме финансовой грамотности и научить ее принимать обоснованные финансовые решения. В рамках форума участники узнали, стоит ли брать кредиты в банках, что такое фондовая биржа, как не попасть в руки финансовых мошенников и о многом другом.
От лица ректора НГУЭУ форум открыл проректор по стратегическому развитию и внешним связям вуза Павел Новгородов, который подчеркнул, что вопрос финансовой грамотности является многоаспектным.
— Во-первых, существует большая программа по финансовой грамотности, направленная на школьников, а также программа повышения квалификации учителей, которые должны проводить отдельные уроки на эту тему, — отметил он. — Во-вторых, есть программы для студентов (не только экономических, но и, например, технических вузов) и других категорий населения. Вопросы, как принимать решения на финансовом рынке, коснутся всех без исключения.
Павел Новгородов обратил внимание на то, что государство заинтересовано, чтобы население обладало информацией и принимало участие в формировании бюджета. На данный момент есть различные формы того, как граждане могут это делать.
О бюджете Новосибирска, обозначив проблемы и перспективы, участникам форума рассказал заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска, член бюджетного комитета Ренат Сулейманов.
Он сообщил, что Правительство России уже одобрило бюджет на 2018 год, и бюджет Новосибирска на сегодняшний день составляет около 35 млрд рублей.
— В Новосибирске нет экономической структуры крупнее, чем муниципалитет города, — отметил Ренат Сулейманов. — За счет городского бюджета финансируется, в том числе, заработная плата работников бюджетной сферы (а это 80 тысяч человек), решаются текущие проблемы, связанные с состоянием дорог, транспорта, строительством школ, детских садов (60% бюджета города — это расходы на сферу образования) и т. д.
Эксперт объяснил студентам, что принятие бюджета и контроль за его исполнением — это исключительно функции законодательной или представительной власти, т. е этот процесс осуществляют депутаты, начиная от Госдумы и заканчивая местными Советами депутатов.
На территории города сосредоточено около 80% экономического потенциала Новосибирской области. Соответственно, именно здесь происходит сбор от 80 до 90% всех налоговых поступлений — в сельских районах на сегодняшний день, по словам Рената Сулейманова, наблюдается тяжелая социально-экономическая ситуация.
— За несколько последних лет бюджет капитальных вложений Новосибирска сократился: если в 2013 году он составлял 5,2 млрд рублей, то в 2017 году — меньше миллиарда, — добавил эксперт. — К сожалению, произошло перераспределение средств, но это не значит, что город остановился в своем развитии. Сегодня в Новосибирске реализуется три большие федеральные программы, средства на которые поступают из федерального бюджета. Первая связана с безопасными и качественными дорогами, вторая — со строительством школ. И третья программа — «Комфортная городская среда».
Руководитель Института молодежной политики, консультант в сфере общественных проектов и социальных технологий, федеральный эксперт Николай Бажитов побеседовал с молодежью на тему современных вызовов и личных карьерных траекторий молодого человека.
— Финансово грамотные молодые люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций, — считает Николай Бажитов. — Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Эксперт подчеркнул, что высокий уровень финансовой грамотности населения страны оказывает самое положительное влияние как на экономику государства в целом, так и на уровень благосостояния и доходов отдельных его граждан (подробнее о выступлении эксперта читайте в рубрике «Гость номера» — прим.ред.).
Критерии успешности в современном образовании обозначил руководитель отдела образования ОД «Молодые юристы России», член общественного совета Рособрнадзора РФ Алексей Ковалев.
— Сегодня, к сожалению, абсолютно очевидно, что для достижения успеха только высшего, скажем так, формального образования, недостаточно, — считает Алексей Ковалев.
Для того чтобы пойти дальше, необходимо какое-то сверхусилие и сверхдостижение. Есть очень хорошая метафора, гласящая, что жизнь представляет собой эскалатор. Для того чтобы двигаться на нем вниз, ничего не надо делать, достаточно просто стоять на месте. Если мы будем просто хорошо работать, то все еще останемся на месте, потому что, поднимаясь наверх, будем делать шаги, примерно соответствующие тем темпам, с которыми эскалатор движется вниз. Поэтому для того, чтобы действительно двигаться вверх, нужно бежать.
В формате диалога спикер и участники выяснили, что для стремительного развития необходимо освоить несколько «неформальных» вещей. Например, уделить большое внимание изучению иностранных языков (кстати, ведущих языков в мире сейчас пять — английский, испанский, китайский, французский и русский), «бытовой» психологии, научиться разбираться или хотя бы интересоваться процессами, которые происходят в государстве и политике, общаться с людьми, которые причастны к этому.
— Главное, что зачастую мешает человеку получить то самое неформальное образование — это сомнения в собственных возможностях, — обратился к молодежи Алексей Ковалев. — Если у вас появляется возможность что-либо сделать, пусть даже вы не уверены, нужно ли вам это, — делайте. Потому что ошибка тоже даст вам опыт и обратную связь.
Справедливость на дальнейшую перспективу
Открывая студенческий форум юридической направленности «Молодые юристы России», декан юридического факультета НГУЭУ Дмитрий Савченко обратил внимание аудитории на то, что, безусловно, юриспруденция с течением времени меняется — она испытывает влияние информационных технологий, находится под воздействием социальных и экономических изменений.
— Но, как бы то ни было, в основе лежит человек — человеческий интеллект, разум, эмоции, — добавил Дмитрий Савченко. — Юрист — это как раз тот профессионал, который вкладывает душу, определяет смысл всего того, что потом специалисты других сфер будут воплощать в каких-либо технологиях. Молодые юристы определяют будущее, смысл и содержание справедливости на дальнейшую перспективу.
Перед приглашенными экспертами форума стояла цель дать молодым юристам информацию о действительном положении дел в сфере юриспруденции, об актуальных вопросах в различных сферах права и о разрыве между программами высшего образования и реальными потребностями профессии.
Такими экспертами стали управляющий партнер юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов» Инесса Рябинина, юрист фирмы, преподаватель Константин Зиновьев, управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров, директор по развитию некоммерческого партнерства «СМАРТ-Концепт», руководитель Школы социального предпринимательства «Новотерра» Евгений Дубровин и многие другие.
— При приеме на работу большинство претендентов — выпускников юридических факультетов — не проходят собеседование даже в рамках непрофессионального общения, — рассказал о проблемах трудоустройства начинающих юристов Виталий Ветров. — По большей части им не хватает целеустремленности и активности, многие вообще не понимают, зачем они идут в профессию. Поэтому очень важно честно спросить себя, чего конкретно вы хотите.
Виталий Ветров заметил, что современный юрист обязан расширять свои границы, обладать навыками или хотя бы интересоваться менеджментом, маркетингом, пиаром, финансовым анализом и т. д.
— На мой личный взгляд, ваши знания не должны основываться только на российской судебной практике, — обратился к студентам эксперт. — Поэтому стремитесь узнавать, как работает право за пределами нашей страны. Это, возможно, позволит многим из вас с российским дипломом устроиться в зарубежную компанию. На рынке юридического консалтинга в России появляется все больше специалистов, которые имеют дело с международным правом.
Инесса Рябинина, имеющая десятилетний опыт работы в суде общей юрисдикции и в арбитражном суде Новосибирской области, а также богатую практику на рынке юридических услуг, для начала рассказала молодым юристам, что представляет из себя фирма «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов». Она отметила, что отличительная черта компании, история которой началась в 1996 году, — стабильность, позволяющая клиентам быть уверенными в исходе своего будущего.
— Я считаю, что стабильность, постоянство, отсутствие каких-то авральных режимов, максимальная предсказуемость — главное в юриспруденции, — сказала она.
Для юриста прежде всего важно не доводить до суда, т. е. провести переговоры и решить спор в интересах всех его участников.
Инесса Рябинина посоветовала молодым юристам вырабатывать в себе умение предвидеть события: если юрист замечает, что правоотношения в обществе меняются, то нужно взять за правило периодически заходить на сайт Госдумы и проверять, а не услышал ли этот позыв общества законодатель и не готовится ли он внести изменения в действующее законодательство.
В целом в рамках форума прошло обсуждение современных направлений в юриспруденции по автоматизации права, повышению уровня юридического образования и организации его системы. Кроме того, участники узнали о новых технологиях в сфере защиты прав потребителей, а также о социальных проектах как тренажерах для начинающих юристов.
Студенты — главные в оценке качества образования
Еще одним мероприятием в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений стал молодежный научно-методический семинар «Независимая оценка качества образования»
Участникам семинара рассказали о том, что такое независимая оценка качества образования с законодательной точки зрения, какие трудности возникают при попытке измерить уровень качества образования, а также о том, какую роль могут играть сами студенты в процедурах независимой оценки качества и какие задачи стоят сейчас перед Рособрнадзором в этом вопросе.
Экспертом на семинаре снова выступил Алексей Ковалев, который отметил, что независимая оценка качества высшего образования — сравнительно новое для России явление. О том, что она должна проводиться в стране, говорит статья № 95 федерального закона от 29.12.2012 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Алексей Ковалев поинтересовался у студентов, какое образование, по их мнению, следует считать качественным, какие критерии можно использовать, чтобы описать его. Также в формате диалога эксперт и аудитория рассмотрели требования, закрепленные в законодательстве.
— Естественно, при выборе места обучения вы должны иметь возможность обратиться к официальной информации о вузе: в каких областях он ведет научную работу, каким образом осуществляется хозяйственная деятельность, какой у вуза бюджет, какие преподаватели в нем работают, — отметил Алексей Ковалев. — Еще один показатель — комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также материально-техническое и информационное сопровождение (оснащение библиотек, лабораторий, аудиторий и т. п.), наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и т. д.
В целом, по словам спикера, при проведении оценки качества образования Минобрнауки рекомендует применять такие показатели, как удовлетворенность материально-техническим обеспечением вуза, качеством предоставляемых услуг и готовность рекомендовать вуз другим. Участники семинара в свою очередь высказали мнение, что в этом списке не хватает критерия, связанного с оценкой самого процесса обучения.
— Сейчас критически важно, чтобы студенты понимали, что именно они являются главным субъектом такого процесса, как независимая оценка качества высшего образования, — подводя итоги, прокомментировал Алексей Ковалев. — Поэтому мы постарались обсудить именно то, какую роль молодежь может сыграть в улучшении качества подготовки специалистов в стране, и то, какими средствами это можно делать.
Кроме того, по словам эксперта, для него важно было разобраться в студенческом видении того, в каком направлении в целом должно развиваться российское образование.
Анастасия Смирнова
Наша академия, Главная тема