04.10.2017
Наша академия, Гость номера
Николай Бажитов: «Как часто вы сами себе устраиваете мини-кризисы?»
Разобраться в том, как установки молодежи повлияют на ее будущее на рубеже с 2025 по 2035 год, студентам предложил руководитель Института молодежной политики в Красноярске, консультант в сфере общественных проектов и социальных технологий, федеральный эксперт Николай Бажитов. На Форуме по повышению уровня финансовой грамотности среди студентов и молодежи, прошедшего в НГУЭУ, он затронул тему современных вызовов и личных карьерных траекторий молодого человека.
Детская площадка должна быть менее безопасной
— Современная молодежная политика и работа с молодым человеком в настоящее время переживают довольно большой кризис.
Совершеннолетие — социальная категория, смысл которой в том, что вы с учетом темпа жизни общества к какому-то возрасту приобретаете опыт конкретных жизненных ситуаций, которые позволяют обществу считать вас взрослым. Когда ребенок пытается сунуть пальцы в розетку, умный родитель, скорее всего, не будет препятствовать этому, потому что ребенокможет вынести из этого урок.
Однако мы с вами живем в интересное время, когда граница совершеннолетия сдвигается. В 2010 году два американских вуза провели большое исследование, в ходе которого выяснилось, что у типичного американского подростка возраст фактического совершеннолетия сместился к 26 годам. В 2013 году аналогичное исследование прошло в российских регионах. Оказалось, что в Сибири этот возраст смещается примерно к 30 годам.
Это значит, что для современного молодого человека серьезным образом изменилась структура времени — он тратит его не на то, благодаря чему можно социально взрослеть. При этом темпы личностного взросления резко усилились. Если взять, например, маленьких детей до года иди двух, то они успешно пользуются современной техникой — ребенок еще и говорить-то не умеет, но кнопки на смартфоне уже различает.
В связи с этим личностным взрослением сейчас молодежь быстро адаптируется в незнакомой ситуации и комфортно чувствует себя в новых условиях, но вместе с тем, с точки зрения социального взросления, все реже попадает в те ситуации, которые могут привести к полезному социальному опыту.
Вспомните, как выглядит современная детская площадка в вашем дворе. Она существенно болеебезопасная по сравнению с теми, которые были еще лет 20 назад: прорезиненные покрытия, пластмассовые горки, качели и т.п. Культура безопасности, задаваемая обществом, внезапно начинает играть негативную роль в отношении молодого поколения, которое, в свою очередь, перестает попадать в сложные конфликтные ситуации. Коллеги-архитекторы, беспокоятся о том, что в большинстве случаев заказчиками таких «безопасных» детских площадок выступают мамочки, которые действуют по принципу «Как бы чего не вышло».
Ценности — результат опыта
— Что такое ценности? Это то, что мы осознанно или неосознанно воспроизводим в своем поведении. Социологи и педагоги традиционно используют очень простое деление ценностей на фундаментальные и инструментальные. К первой категории относятся те, за которые, грубо говоря, мы с вами готовы умереть. Их особенность в том, что мы про них ничего не знаем. Вы можете думать, что готовы пожертвовать собой ради чего-то, но, когда дойдет до дела, окажется, что это совсем не так. Фундаментальные ценности проявляются в кризисных ситуациях и демонстрируют действительные установки человека. Инструментальные ценности — это то, о чем вы думаете и осознанно воплощаете.
Ценности нельзя сформировать у человека целенаправленным воздействием. Это происходит исключительно путем проживания нами определенных ситуаций. Ценности — результат опыта. Мы вынуждены жить и работать в системе, которая заточена на молодого человека гораздо более осознанного, чем он есть на самом деле. Если мы возьмем типичную студенческую аудиторию, то с удивлением обнаружим, что 70-75% в случае конфликтной ситуации воспроизведетмодели поведения, адекватные в лучшем случае для подростковой школы.
Работать нужно будет в два раза лучше
— Среди молодежи наблюдается еще один интересный феномен: вы не меняете структуру ваших расходов и потребления, исходя из своего финансового положения. Даже если у вас закончатся последние деньги, вы займете их, чтобы по привычке сходить с друзьями в клуб. Отсюда следует гипотеза, которая для студентов-экономистов (и особенно в рамках темы финансовой грамотности) может быть полезной. Исследователи все чаще говорят о том, что современный молодой человек (от 18 до 25 лет) — это одна из самых закредитованных категорий с точки зрения микрофинансовых организаций.
Один из ключевых вызовов, который будет приоритетным вплоть до 2035 года, связан с тем, что молодежь мало вовлечена в практики взросления, позволяющие усваивать культуру безопасности, в том числе, финансовой. Заметьте, ситуация будет требовать от вас гораздо более ответственного собственного поведения, потому что сейчас мы стоим на пороге большой демографической ямы — к 2025 году численность молодых людей в наиболее трудоспособном возрасте (от 19 до 27 лет) в целом по стране сократится на 27,3%.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России до 2030 года, экономическая нагрузка на ваши плечи в виде налогов (за счет которых потом выплачиваются пенсии, страховые пособия и т.п.) усилится в 1,7 раза, т. е. вас станет на треть меньше, а работать вы должны будете в два раза лучше. И если вы не умеете эффективно обращаться с собственными финансами и следить за безопасностью, то ни о каком долгосрочном стратегическом планировании развития страны и общества просто не может идти речи.
Именно поэтому главный тезис, который сейчас возникает, связан с тем, насколько часто вы сами себе устраиваете мини-кризисы, позволяющие быстро приобретать практики взросления.
Анастасия Смирнова
Наша академия, Гость номера