20.12.2017
Наша академия, Главная тема
Образовательные итоги 2017 года
Перед Новым годом принято подводить итоги — на разных уровнях и в разных направлениях. «Наша Академия» не осталась в стороне от этой традиции и попросила доктора экономических наук, ректора НГУЭУ Александра Новикова прокомментировать значимые события 2017 года в образовательной сфере.
— Ситуация в системе образования в 2017 году была противоречивой. С одной стороны, был продолжен курс на дифференциацию вузов: прошла дополнительная волна по созданию опорных вузов, тем самым сложилась система, в которой присутствуют национально-исследовательские и федеральные университеты, опорные вузы и прочие. С другой стороны, министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева заявила, что прекратится такое жесткое, с надрывом закрытие вузов и принудительное присоединение одних к другим. Были отменены некоторые очень спорные решения — например, о присоединении Государственного университета управления к Московскому государственному юридическому университету им. О.Е. Кутафина. И таких примеров было несколько, но все эти решения отменены. То есть, можно сказать, что сейчас вузам дана передышка, чтобы они могли осознать свое место и роль в сложившейся системе и продолжать движение вперед.
Вторая особенность 2017 года в том, что мы продолжаем следовать тенденции на включение российских вузов в мировое образовательное пространство.
Если вспомнить советские годы, то тогда, например, очень много африканских студентов и ребят из других стран приезжали в Москву, чтобы изучать русский язык и получать профессию в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в настоящее время известном как Российский университет дружбы народов. В постсоветские десятилетия престиж российского образования на мировом рынке сильно снизился, поэтому сейчас поставлена задача его повысить. Для этого разработан приоритетный проект «Экспорт образования», в соответствии с которым планируется за короткое время увеличить количество иностранных студентов как минимум в три раза.
Третья тенденция 2017 года связана с кампанией по специализации вузов. Целому ряду неспециализированных вузов запретили, например, подготовку экономистов. С одной стороны, это закономерный и правильный процесс. Но есть и определенные сложности, ведь эти вузы не только готовили экономистов широкого профиля, а обучали специалистов для своей отрасли, обладающих глубоким знанием ее специфики. Как будет развиваться ситуация дальше, насколько верным было это решение — увидим.
Кроме того, появилась целая группа инициативных вузов, которые предлагают свои модели организации образовательного процесса. Например, мы выступили с идеей формирования предпринимательского мышления и создали проектный офис «Предпринимательский университет», в практическую плоскость перешли сетевые формы взаимодействия, в том числе в системе дополнительного образования.
Конец 2017 года ознаменовался решением Министерства образования и науки РФ о разработке стратегии развития образования. На фоне этого, на мой взгляд, особенно важно, что вузы не ждут директивы сверху, а самостоятельно пытаются осмыслить свой путь — после того, как стратегия будет принята, таким вузам будет уже в чем-то проще.
Наша академия, Главная тема