НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Новости

Христо Кафтанжиев: «Русские студенты обижаются, когда я говорю, что они товар»

28.02.2018
Христо Кафтанжиев: «Русские студенты обижаются, когда я говорю, что они товар»
Практикующий бизнес-консультант по маркетингу в образовании Христо Кафтанжиев (Болгария) в интервью «Нашей Академии» рассказал о том, почему чистота в туалетах вуза не менее важна, чем качество учебного процесса, что мешает русским воспринимать образование как товар и как в этих условиях продвигать образовательные услуги.


Христо Кафтанжиев: «Русские студенты обижаются, когда я говорю, что они товар»
Практикующий бизнес-консультант по маркетингу в образовании Христо Кафтанжиев (Болгария) в интервью «Нашей Академии» рассказал о том, почему чистота в туалетах вуза не менее важна, чем качество учебного процесса, что мешает русским воспринимать образование как товар и как в этих условиях продвигать образовательные услуги.

— Христо, как вы оцениваете состояние маркетинговых коммуникаций в сфере образования в России?
— Я потратил много сил на подготовку семинара в НГУЭУ и нашел множество интересных примеров. И сейчас я могу сказать, что маркетинговые коммуникации в России абсолютно не уступают мировому уровню, в том числе американскому. И это не случайно — ведь у вас прекрасное образование, немало сильных университетов, которые очень быстро переключились на рыночные условия и выстроили успешные маркетинговые стратегии.

Вообще, что значит «университет с хорошим уровнем маркетинговых коммуникаций»? Это не только реклама. Это целый комплекс составляющих. Сюда входит и уровень преподавания, и отношение к студентам, и оснащенность аудиторий, и наличие кафетерия, и даже чистота в туалетах! Это не шутка! В одном из научных журналов по образовательному маркетингу и менеджменту я читал статью о качестве туалетов в университетах разных стран. Россия не уступает мировому уровню. А я помню, что еще 30 лет назад и в Болгарии, и здесь с этим было прямо страшно! Хорошо, что сегодня ситуация изменилась. В вашем университете, кстати, с этим тоже всё хорошо, как и с аудиториями. И я даже нашел здесь кафе, в котором делают неплохой капучино — всё, как в западных университетах! (Христо Кафтанжиев проводил семинар в учебном корпусе № 4, где действительно есть мини-кофейня — прим. ред.)

— А с какими-то рекламными материалами НГУЭУ вам удалось ознакомиться?
— Пока нет. Но, надеюсь, они тоже на уровне. Я изучу всё это по возвращении в Болгарию и, скорее всего, в свой следующий семинар по маркетингу в образовании включу и ваши примеры.

— Какова специфика применения разных видов рекламы в продвижении образовательных программ?
— Какой-то особой специфики здесь нет. Видите ли, это услуга — такая же, как и все остальные. Если мы понимаем сам механизм продвижения товаров и услуг, то и образование мы сможем рекламировать. Пожалуй, единственное исключение — это апелляции к сексу. Вообще в рекламе этот прием работает очень хорошо, но в случае с образованием он может восприниматься неоднозначно и даже негативно. Я видел несколько примеров такой рекламы — с сексуальными девушками-блондинками. Но это было не на уровне официальных коммуникаций университета, скорее, такой андеграунд, что-то субкультурное. Студентам такая реклама, скорее всего, понравилась бы. Но вообще с ней нужно быть осторожнее — она, на мой взгляд, может ударить по имиджу вуза.

В остальном же каких-то ограничений нет. Если качество образования на высоком уровне, с рекламой особых проблем не будет, можно применять любые приемы. Разница только в том, что аудитория специфическая — школьники, студенты и их родители. Чтобы грамотно продвигать образовательные услуги, мы должны понимать их потребности.

— Вы затронули интересный аспект: образование — такая же услуга, как и любая другая. В России к этому, казалось бы, бесспорному утверждению всё еще сложное отношение.
— Да, я знаю, что здесь к образованию относятся как к чему-то святому.

— Как будто это не товар и не услуга, а что-то более высокое.
— Да как же! Товар, конечно.

— И как тогда преломить это отношение?
— Да ничего ломать не нужно. Просто у вас такая цивилизация, такой менталитет. Я очень давно преподаю интегрированные маркетинговые коммуникации в разных университетах мира и могу и с теоретической, и с практической точек зрения выделить два основных типа культур: прагматические и идеалистические. К первым относятся англо-саксонская, американская, канадская и даже болгарская. А ко вторым — русская, сербская, польская. В чем отличие? Например, в том, что представители прагматической культуры никогда не вступят в борьбу, если понимают, что враг сильнее их, а в идеалистической культуре это не имеет никакого значения. Именно поэтому во Второй мировой войне вы дико сопротивлялись, а болгары — нет.

В идеалистической культуре церковь, образование — это всегда что-то святое, а маркетинг — это что-то грязное. И поэтому типичные западные, американские подходы к маркетинговым коммуникациям у вас так сложно приживаются.

— Вот, это же проблема! Как тогда с этим жить?
— Да, это проблема. Но с этим ничего не поделаешь. Идеалистическая культура — это не хорошо и не плохо, и только дурак может думать, что он в силах изменить культуру, которая складывалась веками. А нужно просто всё делать с учетом ваших условий и особенностей.

Пример из этой же серии. Когда я в Великобритании или в Болгарии спрашиваю студентов: «Вы товар или нет?» — большинство из них отвечает, что, конечно же, товар — на рынке труда. А когда я русским студентам такой же вопрос задаю, они как-то странно смотрят, обижаются!

Так что, наверное, само слово «маркетинг» для России не очень удачное. Нужно просто с позиций русской культуры объяснить, что маркетинг в образовании — это не так страшно, как кажется. Разница в подходах действительно очень важна, я убедился в этом на собственном опыте, когда работал три года в Финляндии — государстве, у которого много общего с Россией. Так вот, маркетинг там преподавал американец — продвинутый парень, интеллигент. Я несколько раз пытался ему объяснить, что у финнов этот предмет нельзя вести так же, как в Америке — это слишком агрессивный подход, который здесь не приживется. Но его проблема была в имперском мышлении: американцы из-за него часто считают, что они самые-самые (русские, кстати, тоже). Он меня не послушал и продолжал гнуть свою линию. В итоге мне продлили контракт, а ему нет. Так что менять культуру — это изначально путь в никуда.

— Одна из тем вашего семинара — использование принципов семиотики в рекламе образовательных организаций. Каким образом эта наука может помочь в продвижении образовательных услуг?

— Семиотика — это наука о знаковых системах. Ведь мы общаемся не только словами, есть множество других средств. Например, цвета, здания, а если говорить о человеке, то и лицо, волосы, фигура — всё это выражает какие-то значения. И всё это можно использовать, если у вас хорошее чутье на семиотику. Как это делать? Об этом можно почитать в моей книге «Семиотика абсолюта», она есть и на русском языке. А также я бы всем посоветовал ознакомиться с трудами выдающегося ученого Юрия Лотмана. Всё, что я сделал в этой сфере, основано на его работах. Например, он написал прекрасную книгу по семиотике русской культуры — для меня удивительно, как он, еврей по происхождению, смог настолько глубоко понять русскую культуру. Это выход на самые глубокие пласты, просто с ума сойти!

— А вы можете на примере пояснить применение принципов семиотики в рекламе вузов?
— Конечно. Первый пример я уже привел — это внешний вид здания, архетипы чистоты и грязи, красоты и уродства.

Второй — это отсылка к архетипу молодости. Молодость — это всегда рай, а старость — ад. И потому в 90% случаев в рекламе используют изображения молодых красивых девушке. Именно девушек, парней не так часто. Но если и встречается реклама с парнями, то это тоже не такие плешивые профессора, как я, например, а молодежь. Даже преподавателей предпочитают изображать молодыми!
Еще один пример — это использование животных при формировании имиджа университета. 


У нас в Софийском университете жила кошка. Студенты ее любили, ей очень хорошо жилось на факультете, она всегда присутствовала на моих лекциях, потому что я ее кормил. И знаете, когда в аудитории кошка, преподавать очень легко — студенты расслабленные, атмосфера теплая и душевная.




Но наш декан решил, что кошке в вузе не место. Тогда я организовал студентов, и мы сделали большую PR-компанию в ее защиту: развесили плакаты, разработали логотип факультета с изображением этой кошки. Где-то через месяц такой активности кошке разрешили остаться (меня, правда, наказали и предупредили, что в следующий раз за такое уволят!). И я по-прежнему считаю, что это очень хороший кейс. Ректору одного из университетов Томска я предлагал использовать в продвижении белок, которые живут в кампусе. Студенты очень хорошо к ним относятся, фотографируются с ними, кормят — и белки там толстые, красивые. К сожалению, на уровне администрации вузов такие предложения редко воспринимаются серьезно, а зря, ведь животные — это тоже мощная семиотическая составляющая.

Вообще, семиотика — это прекрасная дисциплина для маркетолога, в том числе и в образовательной организации, потому что, используя ее, можно зарабатывать бешеные деньги (хотя про это, наверное, русским не стоит говорить).

— Почему? Бешеные деньги — это тоже плохо с точки зрения русской культуры?
— Да. Вот если американцу сказать, что на образовании можно хорошо заработать, они скажут: «Оk!». Для них коммерциализировать знания нормально. А в России иначе. Здесь любят говорить о том, что университеты способствуют развитию общества, формированию духовности, а о деньгах обычно забывают. Грамотному маркетологу нужно это понимать и делать свое дело, не используя американский тип коммуникации в русском обществе.

Юлия Торопова


Наша академия, Гость номера
1/1
  • 01.07.2025 Третий год Премии ККУиФ: «Мы видим нашу кафедру как живую социальную сеть»
  • 01.07.2025 НГУЭУ и школа №202 приглашают в лицейские классы будущих экономистов и предпринимателей
  • 30.06.2025 Ректор НГУЭУ выступил с отчетом по итогам 2024/25 учебного года и наградил отличившиеся кафедры
  • 28.06.2025 12:00:00 День города Новосибирска: программа мероприятий
  • 28.06.2025 10:00:00 НГУЭУ поздравляет с Днем молодежи!
  • 27.06.2025 Студенты оценили качество образования и профессионализм педагогов в НГУЭУ
  • 27.06.2025 НГУЭУ совершенствует учебную программу по таможенному делу, изучая опыт РТА
  • 27.06.2025 Выпускники кафедры ЭТиУП получат сертификаты независимой оценки квалификации
  • 26.06.2025 История успеха выпускницы НГУЭУ Анастасии Бурындиной: «Всегда во всем замечать возможности»
  • 25.06.2025 Иностранные студенты рассказали о том, как обучение в НГУЭУ меняет жизнь
  • 25.06.2025 НГУЭУ в топе рейтингов по трудоустройству и зарплатам выпускников
  • 25.06.2025 Выпускники НГУЭУ создали софт для дизайна и программу управления персоналом
  • 25.06.2025 В НГУЭУ прошел конкурс «Звучащая классика»
  • 25.06.2025 Интеллектуальная биржа – 2025 в НГУЭУ: итоги и перспективы
  • 23.06.2025 Поздравляем с 70-летним юбилеем Владимира Васильевича Глинского
  • 23.06.2025 В НГУЭУ прошел конкурс «ПРОчитал — ПРОдвинь книгу»
  • 23.06.2025 Давай поговорим: интервью с Мариной Тараскиной
  • 21.06.2025 День памяти и скорби: акция «Свеча памяти» к 22 июня
  • 20.06.2025 09:00:00 В НГУЭУ стартует приемная кампания 2025 года!
  • 19.06.2025 «ПроРегион»: студенты НГУЭУ могут предложить свои идеи по развитию региона и реализовать их
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты