— Ирина Ивановна, расскажите о дисциплине «Анимация и досуг в туристских и гостиничных комплексах».
— Всё, что связано с туризмом, представляет собой практико-ориентированную деятельность, поэтому теоретическое осмысление вопросов, касающихся сферы туризма, всегда отстает от практики. Этот курс как раз и направлен на соединение практических знаний, навыков студентов с научной рефлексией. Наша задача — подготовить настоящих специалистов с высшим образованием, а это невозможно без серьезного философского осмысления и теоретической подготовки.
Сегодня теория анимации в России — абсолютно новое явление. Про аниматоров знают только из личного опыта, полученного во время отдыха за рубежом, или из Интернета. В этом плане НГУЭУ — один из первых вузов, в котором изучение теории анимации включено в учебный план подготовки специалистов для сферы туризма.
— Что именно изучают студенты?
— Анимация — одухотворение, оживление социальных взаимодействий, которые разворачиваются в сфере досуга. Как правило, это пространство скрыто от посторонних и является личным у каждого человека. Курс начинается с осмысления самого свободного времени как пространства социального существования человека. Мы совместно с обучающимися пытаемся ответить на вопрос, почему еще со времен Аристотеля это время философы назвали «временем для счастья и блаженства».
Далее мы рассматриваем, как включаются в свободное время туризм и путешествия и формируем цели развлекательных программ во время путешествий. Конечно, происходит это с учетом специфики туристского комплекса и в соответствии с технологической целесообразностью: зачем делаем, для кого, почему, как мы добиваемся результатов, и как они совпадают с нашими целями. Основной блок курса — разработка содержательного аспекта туристической активности с учетом интересов людей и специфики комплекса.
— Какая развлекательная программа считается идеальной, и насколько она может быть эффективной?
— Та, которая базируется на классической формуле анимации: от расслабления через развлечения к развитию личности. Если туристическая активность не предполагает развития в сторону одухотворения, поиска гармонии внутри себя, она будет нерезультативна. Сводить анимацию только к развлечению неправильно.
— А какие мероприятия включает в себя такая программа?
— Сегодня люди стремятся утолить свою потребность в познании, получая новые впечатления. Цифровой век так устроен, что каждый человек ищет такие социокультурные пространства, в которых он будет получать удовольствие от процесса и пользу от познания нового. Культурно-образовательные туристические программы и экскурсии вполне отвечают этим задачам. С ребятами мы изучаем даже специальный раздел, посвященный образовательному туризму.
— А какие тренды сегодня в анимации?
— С точки зрения процессуальной специфики есть три основных вида взаимодействия с аудиторией в туристских комплексах: индивидуальное, групповое и массовое. Сегодня наиболее развиты последние два вида, потому что с большим количеством людей работать легче. Однако новые формы анимации ориентированы и на индивидуальное взаимодействие — опять же потому, что большинство людей стремятся оградить свое свободное время от посторонних или незаинтересованных.
— Вероятно, что тренд рассчитан больше на аудиторию с доходом выше среднего?
— Это новая область, и необходимо время, чтобы люди увидели целесообразность и ценность такого отдыха. Найти в отпуске врача, аниматора, учителя для детей, хорошего гида, который будет грамотно выстраивать отдых, — значит обеспечить себе комфортное и творческое свободное время. Как только люди поймут это, они будут готовы платить.
— А есть ли конкуренция между аниматорами и турагентами, которые представляют свои компании и услуги в отеле?
— В широком смысле анимация присутствует и в работе турагентов. Конкуренция существует. Но слияние этих двух бизнес-структур уже происходит, и лишь вопрос времени, как будет выстраиваться взаимодействие, и к чему оно приведет. К анимации мир подошел слишком быстро. Никто не ожидал, что неформальное образование, которое активно поглощает туристическую сферу, так быстро наполнится содержанием.
— В России, кажется, анимационная культура развита не очень хорошо, если сравнивать с зарубежными странами. Что скажете вы?
— В Европе эта профессия существует и динамично развивается. В России — пока нет. На данном этапе анимационная культура как профессиональная компетенция становится частью тех профессий, которые уже сегодня имеют дело с проникновением в пространство свободного времени личности. Речь идет об образовательных практиках, здоровьесбережении, индустрии отдыха и развлечений, туризма, спорта и физической культуры.
— Какими качествам, на ваш взгляд, должны обладать аниматоры, а также специалисты туризма?
— В первую очередь, это организаторские навыки, коммуникативные, аналитические. Особо выделила бы прогностические навыки: когда ты сам попадаешь в новое пространство и можешь увидеть в нем точки возможного интереса для своих клиентов. Кроме того, абсолютно необходимая компетенция для аниматоров, особенно в сфере туризма, — это способность удивить, впечатлить, привлечь внимание к чему-то новому. Этого невозможно добиться без развитой креативности, которая всегда присуща артистическим личностям. Хороший аниматор немного педагог, немного артист, немного режиссер, немного продюсер. Вообще-то хороший менеджер в сфере услуг — это специалист со способностью и навыками аниматорской деятельности.
Лариса Нюренбергер, заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг:
— Современная туристская индустрия предполагает целый комплекс составляющих, которые расширяют и дополняют друг друга. Потребитель ХХI века требователен и избирателен. Досуговая компонента сегодня — не просто набор случайных мероприятий, а продуманная профессиональная деятельность, носящая адресный характер в зависимости от индивидуальных запросов туристов. Именно такой подход стал основой образовательной канвы при подготовке будущих специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.
Я считаю, что необыкновенно повезло и нам, и нашим студентам, которые овладевают теорией и практикой анимации под руководством высококлассного профессионала в этой области, очень открытого человека, с душой и огромной самоотдачей относящегося к своему делу — профессора, яркого представителя научной школы НГПУ, а сейчас и профессора нашей кафедры Ирины Ивановны Шульга. Это один из ведущих специалистов региона в области теории, методологии и организации культурно-досуговой деятельности.
Светлана Чарочкина
Наука 2.0