04.10.2018
Гость номера, Наша академия
Никита Исаев: «Теоретическое предпринимательство — это как мыться в душе в одежде»
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев (Москва) планировал 26 сентября выступить перед студентами НГУЭУ с лекцией о роли молодежи в корректировке современного экономического курса России, но встреча не состоялась по независящим от спикера обстоятельствам. Никита Исаев заверил, что посетит университет зимой, а пока ответил на вопросы «Нашей Академии» об экономике страны и реалистичности задачи «обучить предпринимателя».
— Никита Олегович, как вы оцениваете современную экономическую ситуацию в России?
— Она завязана исключительно на экспорте российских углеводородов (нефти и газа) и относительно высокой цене на них в сегодняшней конъюнктуре рынка.Лишь цена на нефть определяет качество российской экономики и все макроэкономические показатели: изменения в показателе внутреннего валового продукта, уровень инфляции, покупательской способности населения, торгового баланса и так далее. Структура российской экономики энергозависима, и все экономические кризисы, а отчасти и политические, и социальные (я имею в виду кризисы 2014–2015, 2008–2009, 1998 и 1985–1991 годов) происходили на фоне снижения цены на нефть.
Сегодняшние экономические показатели во многом подгоняются под существующие бюджетные проблемы — иными словами, слабый курс рубля при высокой цене нефти удобен для выполнения бюджетных обязательств, в первую очередь социальных. Если сравнивать с предыдущими кризисами, то сейчас ситуация еще хуже, потому что развалена советская инфраструктура, закрыты предприятия обрабатывающей промышленности и экономика становится исключительно экспортно-сырьевой.
— Тема вашей несостоявшейся лекции в НГУЭУ звучала так: «Экономика и бизнес России: как молодежь может повлиять на сложившийся экономический курс». Она действительно может это сделать?
— Конечно. Я считаю, что основой любой экономики вне зависимости от политического режима является эффективность частного сектора, наличие права собственности и в связи с этим — конкуренции. В России сейчас экономика огосударствлена на 80 %, а оставшиеся 20 % жестко регламентируются административным давлением — через правоохранительные, фискальные и иные органы контроля. Иными словами, экономика являет собой некий уродливый Советский Союз.
Как молодежь может исправить ситуацию? Ну, во-первых, через развитие собственных предпринимательских навыков, которые могут создать некую новую предпринимательскую элиту. У поколения, которое вышло из Советского Союза, пробовал предпринимательские инициативы в 1990-х или даже в «нулевых» годах, сейчас интерес к предпринимательству невысок — оно в этом разочаровалось. Лишь около 2 % населения (каждый пятидесятый) имеет желание заниматься предпринимательством. Таким образом, дороги для молодежи открыты — это первое.
А второе — это создание некой новой политической культуры, транслированиеидеи развития экономики как основыразвития современного общества с высокой степенью социальной обеспеченности и развитыми предпринимательскими инициативами. Это тоже в ваших руках, но это больше общественная работа. Важно, чтобы молодежь организовывалась в различные, так сказать, клубы по интересам, которые бы обеспечивали продвижение этих идей.
— На ваш взгляд, есть ли у молодежи понимание собственной роли и возможностей в экономическом развитии России?Или она в большинстве своем пассивна?
— Молодежь никогда не бывает пассивна — другое дело, куда она направляет свою активность и как быстро эта активность прекращается. Да, к сожалению, сегодня, не видя ориентиров, перспектив и авторитетных образов в российской политике, обществе и предпринимательстве, молодежь ищет возможности для реализации в другом. Активность проявляет не в экономическом и политическом контекстах, как это делали, допустим, люди моего поколения (мне сейчас 39), а в Интернете. Грубо говоря, если посмотреть статистику того же YouTube, то политика набирает, скажем, миллионы просмотров, экономика — я думаю, десятки или в лучшем случае сотни тысяч просмотров. А интерес к развлечениям, рэп-батлам, бьюти-блогерамв разы выше:у таких видео будут десятки миллионов просмотров! Это все, конечно,хорошо, но если интересы молодежи не связаны с развитием своей страны и самих себя как самостоятельных индивидуумов — это печально.
— Отличается ли уровень активности и инициативности молодежи в столичных городах и в регионах?
— Отличия столичных городов — или, правильнее сказать, Москвы и московской агломерации — от регионов, конечно, существуют. Москва вбирает в себя тех, кто готов бросить вызов судьбе и постараться проявить себя. Здесь люди нацелены на выживание не просто с точки зрения базовых потребностей, а с точки зрения победы и успеха. И заточенность на это высока.
Тезис «Москва не резиновая», на мой взгляд, неверный. Москва очевидно резиновая, она готова принимать бесконечное количество людей, и она сама по себе расширяется.
Люди в регионах понимают, что их развитие имеет свой предел в силу обеспеченности региона и других факторов. Они могут бросить успешный вызов Москве, могут бросить вызов, но потом вернуться, а могут даже и не бросать, понимая, что это не для них, что им гораздо спокойнее комфортно жить в своем городе. Настолько комфортно, чтобы жаловаться, но не уезжать в столицу, за границу или чего-то еще достигать. В этом разница — в стремлении, в уверенности в себе.
— Вы достаточно долго занимались предпринимательством, основали Молодежную школу бизнеса. Расскажите, как вы к этому пришли?
—Предпринимательство — это когда ты понимаешь, как делается добавочная стоимость, как создается бизнес, как идут продажи. В нашей жизни очень многое построено на продажах. Не только в бизнесе, но и в политике, в общественной деятельности, в экспертной дискуссии ты должен «продать» себя (свой товар, свою услугу, себя как бренд). Понимание того, как зарабатывать деньги, — это базовое знание, «скелет» молодого человека, поскольку всю жизнь ему придется жить на деньги. Деньги являются частью нашей жизни — это мерило нашей свободы, нашего комфорта, наших возможностей. Вот это важно понимать.
Молодежная школа бизнеса носила характер социального образовательного проекта, объясняющего именно эти базовые вещи. Этот проект не приносил особых доходов, хотя и были какие-то коммерческие курсы. Но в основном он занимался вопросами профориентации среди молодежи и старшеклассников, она у нас хромает: в советское время система в этом отношении все-таки была, а сейчасона развалена, и 85 % выпускников вузов работают не по специальности. Мы давали молодежи возможность получить дополнительное образование в сфере предпринимательства, и, что важно, оно было практическим, потому что чисто теоретическое предпринимательство — это как мыться в душе в одежде, бессмысленно.
— НГУЭУ принял стратегию развития в качестве предпринимательского университета. Поэтому нас, конечно, особенно интересует этот вопрос: можно ли «научить предпринимательству», сформировать предпринимательское мышление и компетенции? Или есть люди, которым это просто не дано?
— Хороший вопрос. И да, и нет. Но я думаю, нужно учить, потому что предприниматель — это человек, обладающий, в первую очередь, чуйкой, а такженекими теоретическими знаниями. Их масса и объем в какой-то момент начинают формировать эту самую чуйку, которая позволяет где-то сэкономить или сделать прорыв, вложиться в успешного сотрудника, получить максимальную прибыль или, наоборот, уйти в убыток, чтобы избежать больших потерь. Поэтому база, безусловно, имеет принципиальное значение. Искусство продаж, маркетинг, подбор команды, выбор направления деятельности, конкурентная борьба, реклама — все эти вещи должны преподаваться в рамках теоретического курса.
Обучение, конечно, имеет очень важное значение. Я считаю, что молодым людям, делающим ставку на предпринимательство, целесообразно посещать все теоретические занятия и настаивать на увеличении количества практических часов — в том числе практик на предприятиях, у предпринимателей, которые могли бы продемонстрировать свой опыт и вот эту чуйку как раз.
— Если говорить более детально, то какие шаги особенно важны в подготовке предпринимателя?
— Имеется в виду для студента или для образовательного учреждения?
— Для обоих участников процесса.
— Для вуза важно, во-первых, правильно набирать молодежь. Возможно, стоит проводить психологические тесты, которые должны выявитьинтерес студента к развитию предпринимательских навыков. Второе — вуз должен осознавать, что теоретическая база вторична по отношению к практике, и в программах целесообразно отталкиваться именно от этого. Третье — вуз должен создать условия для того, чтобы студент уже курса со второго мог начать какое-то свое дело. Это не просто стажировки, но и привлечение к сотрудничеству бизнеса, который мог бы предоставлять студентам гранты на развитие их стартапов. Четвертое — вуз не только сотрудничает с коммерческими организациями, но и сам может осуществлять коммерческую деятельность и вовлекать в нее молодежь.
А студенту прежде всего необходимо понять, что его цель — это действительно предпринимательство, а не попытка получить место в «Газпроме» и сумочку за 350 тысяч рублей, как у их уборщицы. Во-вторых, он должен понимать, что предпринимательство — это риск, и жизнь предпринимателя идет по синусоиде:будут и подъемы, и падения, и относиться к этому придется с известной долей стрессоустойчивости. В-третьих, ему нужно постараться эффективно выбрать отрасль и сферу деятельности. Любой бизнес по сути одинаков: его задача — повысить продажи, снизить себестоимость, получить прибыль и либо ее реинвестировать дальше, либо отправить в доход. Но молодой человек должен знать, к чему у него лежит душа, и понимать, что, вопреки расхожему мнению, не обязательно выбирать то, что тебе самому нравится.Такой подход расфокусирует твое отношение к предпринимательству, ты будешь относиться к нему очень субъективно, а это опасно для предпринимателя. Четвертое — неплохо бы создавать предпринимательские группы с другими студентами, это позволит уже на этапе обучения понять, как те или иные личностные качества отражаются на деле.
— И последний вопрос: назовите три книги, которые, на ваш взгляд, должен прочитать каждый.
— Я считаю, книг для молодого человека, который интересуется предпринимательством, не существует. Я бы скорее обращался к русской классике, там можно найти другое — смыслы и жизненные принципы, которые для предпринимателя имеют принципиально важное значение. Особенно к Достоевскому и Толстому — эти писатели способны были проникать внутрь русской души и продемонстрировать ее тому же русскому человеку, который не способен сам ее разглядеть. А из книг я бы выделил «Анну Каренину».
Юлия Торопова
Гость номера, Наша академия