НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Новости

Вуз будущего

03.04.2019
Вуз будущего
В следующем учебном году НГУЭУ запустит систему кампусных курсов — сквозных дисциплин, которые будут изучать все студенты 1–2 курсов. О причинах нововведения, задачах, поставленных перед разработчиками курсов, и о других инновациях в образовательном процессе «Нашей Академии» рассказал проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Ромашин.

Вуз будущего
— Владимир Николаевич, скажите, это уникальная разработка НГУЭУ или кампусные курсы уже существуют в том или ином виде в других вузах?

— По большому счету, сквозные курсы — не новшество, они были всегда. Это общие для всех или большинства студентов дисциплины, которые должны заложить универсальные компетенции, необходимые специалисту с высшим образованием вне зависимости от его направления подготовки и сферы, в которой он будет работать. Традиционно к таким курсам относятся БДЖ, философия, иностранный язык и другие. Но сегодня ситуация в мире и образовании меняется, и подходы к пониманию и формированию универсальных компетенций тоже должны измениться.

— Каким образом?

— Раньше новая профессия появлялась раз в 20 лет, потом этот период сократился до 5 лет. А сегодня сколковские аналитики говорят о том, что новая профессия появляется каждый год! Уже есть и атлас новых профессий, и атлас устаревающих профессий, идет много споров о том, какие из них умрут в ближайшее время. С этим можно соглашаться, можно не соглашаться, но отрицать, что мир стремительно меняется — нельзя.

Сейчас даже появился такой термин: «инфляция знаний». Всегда считалось, что знание вечно — нет, оно тоже устаревает, причем чем динамичнее становится жизнь, тем выше инфляция знаний. Отсюда сложность в организации образовательного процесса: перед нами стоит задача готовить специалистов, которые будут востребованы на рынке труда — но через четыре года этот рынок может измениться до неузнаваемости!

— Получается, выпускник выходит с дипломом, а он уже устарел?

— Да! И чтобы этого не произошло, нужно сформировать у студента главный жизненный навык — умение учиться. В этом, на мой взгляд, основная задача современного образования: дать человеку навыки, сформировать те компетенции, которые позволят ему адаптироваться к меняющейся действительности.

Я иногда со своими студентами провожу форсайт-сессию «Каким должен быть вуз будущего?». Чего только они ни придумывают — от огромного количества компьютеров до космических тарелок. Но вуз будущего — не в этом! Его можно создать, только изменив учебный процесс. К примеру, возьмем учебник, в нем задача: «дано», «найти» — проблема поставлена, условия заданы, ищи решение! Чаще всего даже формула, которой нужно воспользоваться, очевидна. А что, если я предложу задачу, в которой нет «дано» — в ней нужно самому оценить условия, найти проблему и предложить решение. Тупик!

— Причем на практике чаще всего с такими задачами и придется столкнуться.

— Вот именно! И не только тем, кто работает на себя. Если я сейчас вернусь в бизнес, мне нужен будет менеджер, который скажет: «Владимир Николаевич, вот это плохо. Я предлагаю сделать вот так, это приведет к такому результату». То есть человек сможет управлять своим направлением работы. Но таких — мало, большинство готово прийти на работу, если там дадут четкую должностную инструкцию, без инициативы. Но такие специалисты уже не нужны, это вчерашний день. Нужны те, кто может развиваться и развивать всё, что попадает в его зону ответственности. А для этого нужно уметь учиться!

— Интересно, что все выпускники НГУЭУ, чье построение карьеры пришлось на турбулентные 1990-е годы, в своих «Историях успеха» (почитать их можно на сайте НГУЭУ — прим. ред.) говорят о том же. Больше всего им пригодилось в жизни умение учиться.

— Совершенно верно. Я даже на себя это проецирую: меня, например, никто не учил быть проректором. За свою жизнь я кем только не был — и военным, и брокером на бирже, и бизнесменом, и преподавателем. Меня к этому не готовили. Но в меня были заложены компетенции, которые позволяли мне развиваться в новой сфере. Эти фундаментальные, универсальные компетенции, которые «над профессией», были важны всегда. Но сегодня их значение как никогда выросло — даже по сравнению с 1990-ми.
Мы выделили восемь ключевых курсов, которые позволят сформировать у студентов актуальные для современной жизни универсальные компетенции: «Основы предпринимательства», «Бизнес-коммуникации», «Проектный менеджмент (управление проектами)», «Логика и критическое мышление», «Принципы и методы исследований и принятия решений», «Лидерство и командное развитие (личностная конкурентоспособность)», «Основы работы с большими данными», «Финансовая математика».

— Некоторые названия пересекаются с тем, что и раньше было в программах — логика, управление проектами, математика… Где гарантия, что это будут новые курсы, отвечающие поставленной задаче, а не старые под новым названием?

— Вы не совсем правы. Во-первых, те дисциплины, которые вы называете, не были сквозными — например, проектный менеджмент изучали будущие управленцы, BigData — айтишники и так далее. Сейчас мы переработаем их для всех студентов 1–2 курсов.
Во-вторых, все эти дисциплины — заказ вуза с позиции необходимости формирования у студентов предпринимательского мышления, которое как раз и позволяет быстро анализировать ситуацию, адаптироваться и развиваться.

В-третьих, мы провели конкурс на разработку курсов, на который поступило 28 заявок, среди разработчиков — преподаватели НГУЭУ и других вузов, практики, бизнес-тренеры. Конкурс проводился как раз для того, чтобы уйти от шаблонности, создать конкуренцию. Многим преподавателям не нравится, когда я так говорю, но я уверен, что нам нужно создавать конкурентную среду, потому что без этого нет развития! И этот эксперимент показал, что мы на верном пути: в своих заявках участники предложили много оригинальных подходов, новых идей. Я рад был увидеть такой творческий подход к задаче!

— Насколько я знаю, кампусные курсы — не единственная точка роста. Какие еще инновации происходят в образовательном процессе НГУЭУ?

— Мы участвуем в пилотном проекте министерства образования Новосибирской области — проведении демонстрационного экзамена с использованием технологий WorldSkills по компетенциям «Программные решения для бизнеса», «Предпринимательство», «Администрирование гостиниц» и «Туризм» у студентов, обучающихся по программам СПО. Я присутствовал на защитах проектов по компетенции «Предпринимательство» — это было очень интересно! Студенты представляли свои бизнес-идеи, это, конечно, не полноценные стартапы, но уже некая попытка попробовать себя в качестве предпринимателя! Что особенно важно — для студентов это дополнительная нагрузка, но они очень ответственно к ней подходят, по-настоящему вкладываются в проекты. В апреле пройдут экзамены, куда мы пригласим внешних экспертов, в том числе и из других регионов, они будут оценивать, насколько наши студенты соответствуют стандартам WorldSkills — вот это круто, это современный подход!

В рамках развития дистанционного образования мы уже запустили один курс на платформе Stepik.org, а сейчас с Геннадием Геннадьевичем Ляскиным планируем выйти на Coursera — если вы понимаете, что это значит! Идей громадьё!

Юлия Торопова

Гость номера, Наша академия
1/1
  • 01.07.2025 НГУЭУ и школа №202 приглашают в лицейские классы будущих экономистов и предпринимателей
  • 30.06.2025 Ректор НГУЭУ выступил с отчетом по итогам 2024/25 учебного года и наградил отличившиеся кафедры
  • 28.06.2025 12:00:00 День города Новосибирска: программа мероприятий
  • 28.06.2025 10:00:00 НГУЭУ поздравляет с Днем молодежи!
  • 27.06.2025 Студенты оценили качество образования и профессионализм педагогов в НГУЭУ
  • 27.06.2025 НГУЭУ совершенствует учебную программу по таможенному делу, изучая опыт РТА
  • 27.06.2025 Выпускники кафедры ЭТиУП получат сертификаты независимой оценки квалификации
  • 26.06.2025 История успеха выпускницы НГУЭУ Анастасии Бурындиной: «Всегда во всем замечать возможности»
  • 25.06.2025 Иностранные студенты рассказали о том, как обучение в НГУЭУ меняет жизнь
  • 25.06.2025 НГУЭУ в топе рейтингов по трудоустройству и зарплатам выпускников
  • 25.06.2025 Выпускники НГУЭУ создали софт для дизайна и программу управления персоналом
  • 25.06.2025 В НГУЭУ прошел конкурс «Звучащая классика»
  • 25.06.2025 Интеллектуальная биржа – 2025 в НГУЭУ: итоги и перспективы
  • 23.06.2025 Поздравляем с 70-летним юбилеем Владимира Васильевича Глинского
  • 23.06.2025 В НГУЭУ прошел конкурс «ПРОчитал — ПРОдвинь книгу»
  • 23.06.2025 Давай поговорим: интервью с Мариной Тараскиной
  • 21.06.2025 День памяти и скорби: акция «Свеча памяти» к 22 июня
  • 20.06.2025 09:00:00 В НГУЭУ стартует приемная кампания 2025 года!
  • 19.06.2025 «ПроРегион»: студенты НГУЭУ могут предложить свои идеи по развитию региона и реализовать их
  • 18.06.2025 НГУЭУ запустил совместную с китайским вузом программу по логистическому менеджменту
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты