Элективные курсы по физкультуре ввели в НГУЭУ три года назад. Уже тогда у студентов нархоза появилась возможность заниматься тем видом спорта, который им интересен. В этом учебном году сотрудники кафедры физического воспитания и спорта НГУЭУ пересмотрели подход к реализации элективных дисциплин — теперь курсы максимально адаптированы под интересы и потребности студентов. О том, как именно изменился взгляд на элективные курсы в НГУЭУ, а также, в чем польза таких занятий, рассказал доцент кафедры физического воспитания и спорта НГУЭУ Алексей Шулаков.
— Почему было принято решение внедрить в образовательный процесс элективные курсы по физкультуре?
— В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами студентам НГУЭУ была предложена дисциплина «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в объеме 340 часов. Это было сделано для того, чтобы повысить мотивацию студентов к физической активности. Ребята будут совершенствовать свои физические качества и самостоятельно выбирать, какими будут их занятия по физической культуре: волейбол, баскетбол, фитнес, самбо, атлетическая гимнастика, легкая атлетика, плавание.
— А на практике — как реализуются курсы?
— Механизм реализации «Элективных дисциплин» следующий: в процессе проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» мы предоставляем возможность студентам ознакомиться с возможностями спортивных залов и, соответственно, с направлениями, представленными в «Элективных дисциплинах по физической культуре и спорту». Для этого на протяжении первого семестра каждый преподаватель, закрепленный за группой первого курса, проводит занятия на определенной спортивной площадкес примерным комплексом упражнений и в соответствии с возможностями спортивного зала.
Например, проводятся занятия в спортивном зале самбо, соответственно, студентам показывают возможности именно этой спортивной площадки. На занятии используется ковер, боксерские мешки. Преподаватель может провести на ковре и упражнения на растяжку, и комплексно-силовые упражнения. С учетом того, что в 2020 году будет реконструирован спортивный зал, возможности по реализации «Элективных дисциплин» по направлениям «Фитнес» и «Самбо» увеличатся в разы.
— Ранее в НГУЭУ уже функционировали элективные дисциплины по физкультуре. Почему активнее о них заговорили именно в этом году?
— Действительно, элективные дисциплины уже были запущены в нархозе ранее. Но есть важный момент, который меняет взгляд на это направление. Главное в элективных курсах — комплексный подход. В этом году мы подошли к реализации элективных дисциплин системно. Курсы создавались с пониманием того, что есть разные группы здоровья, что у каждого студента есть свои интересы, предпочтения. Мы хотели бы сформировать у студентов понимание того, что такое здоровый образ жизни, зачем он нужен, что он им даст.
— Что собой представляют элективные курсы по физкультуре в НГУЭУ?
— «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» предполагают несколько направлений, или специализаций, адаптированных под имеющуюся учебно-материальную базу НГУЭУ: общую физическую подготовку, включающую спортивные игры, волейбол и баскетбол, фитнес, самбо, атлетическую гимнастику, легкую атлетику и плавание.
— А как ребята выбирают направления?
— Несколько дней назад студентам 1–3 курсов выдали анкеты для того, чтобы они выбрали направление для себя. В начале второго семестра первокурсникам в течении 8 часов будут читать лекции, в которых рассматривают преимущества выбранных направлений с учетом возможностей совершенствования физических качеств, умений, строения тела. Особое внимание уделяется пониманию того, что студенты выбирают направление элективных дисциплин на один год. Тем не менее, в процессе проведения занятий преподаватели кафедры уделяют внимание разностороннему развитию студента. Допустим, если студент выбрал направление «Легкая атлетика», это не значит, что он весь год будет только бегать. Преподаватели чередуют занятия. Конечно, преобладают легкоатлетические упражнения, но в программу направления также включены и фитнес-тренировки, и спортивные игры, хоть и значительно меньше по часам, чем по направлению ОФП. Но всё же смена видов активности позволяет студенту чувствовать себя разносторонне развитым.
— В чем значимость этих курсов для студентов?
— Элективные дисциплины по физической культуре подразумевают свободу выбора. Одним студентам нравятся занятия по плаванию, другим — баскетбол. Возможность выбора — основная идея в реализации элективных дисциплин. Немаловажная составляющая в реализации «Элективных дисциплин» — понимание того, что студенты, которым нравятся занятия по волейболу или баскетболу, могут заниматься в группах спортивного совершенствования во внеурочное время, а также в других секциях по направлениям. Тем самым вырабатывается система, позволяющая сформировать у студентов ценность здорового образа жизни без принуждения. Это с одной стороны. А с другой стороны, реализация элективных дисциплин позволяет подобрать преподавателей по специализациям. Отмечу, что с сентября 2019 года занятия по направлению «Плавание» ведут действующие чемпионы Европы по подводному плаванию, мастера спорта международного класса. Соответственно уровень мастерства наших преподавателей повлиял и на качество проведения занятий, и на отношение студентов к этим занятиям. В настоящее время в бассейне с первой по третью пару можно увидеть по 25–30 человек, раньше картина была несколько иная. Самое важное, что понимание специализации и необходимости своего профессионального совершенствования есть у каждого преподавателя кафедры.
— Какие еще плюсы у этой системы?
— Мы стараемся уделять внимание проблеме посещения студентами занятий. Проведенный анализ посещения показал, что студенты 3-го курса зачастую пропускают занятия в связи с тем, что они уже работают, и занятия по расписанию им не подходят, но при этом после работы они с удовольствием посещают фитнес-центры и спортивные секции, некоторые ребята тренируются даже по 3–4 раза в неделю. Получается, что желание заниматься у них есть. Поэтому для таких студентов на кафедре были продуманы индивидуальныетраектории.
Суть заключается в том, что в начале 3-го курса такие студенты получают индивидуальный дневник, в котором совместно с тренером или руководителем спортивного клуба ведут учет контроля посещения (тренер фиксирует посещения студента либо ставится печать спортивного клуба или секции). А преподаватель кафедры в соответствии с выбранным студентом спортивным направлением определяет для него тему реферата, который он должен предоставить перед выполнением контрольных нормативов.
В конце семестра при проведении промежуточной аттестации у студента принимаются нормативы по элективным дисциплинам, которые он осваивал. Например, если студент занимался полгода в бассейне, то, соответственно, и нормативы он будет сдавать в бассейне. Если студент не выполнил нормативы, он не получит зачет. Но, как показывает практика, студенты, которым предоставлена индивидуальная траектория, с нормативами справляются.
— То есть студенты могут посещать сторонние спортивные клубы?
— Первоначально концепция индивидуальной траектории выстраивалась под направление ОФП «Фитнес». Было организовано взаимодействие с фитнес-центром Сrossbox Kontora. Но в последующем, когда стали развиваться направления «Элективных дисциплин», было предложено посещение спортивных клубов и секций по направлению «Фитнес», «Самбо», «Легкая атлетика». В настоящий момент ведутся переговоры с руководителями фитнес-центров о снижении стоимости абонементов для студентов НГУЭУ. У нас в планах заключение сотрудничества с ведущими фитнес-клубами Новосибирска. Думаем, что каждый найдет место для себя.
— А где гарантия, что студент не договорится с тренером, чтобы тот отметил ему посещения в дневнике?
— Я хочу отметить очень важную вещь! Мы развиваем в наших студентах такое редкое качество, как ответственность, а контроль каждого шага уже взрослых людей не поможет воспитать ответственного человека. К тому же нормативы студенту все равно придется сдавать: таким образом, мы сможем убедиться в том, что он обладает необходимым уровнем физической подготовки. Так что посещать тренировки в его же интересах.
— Такой подход поможет сформировать у студентов позитивное отношение к спорту?
— Несомненно, реализация «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» значительно увеличивает количество занимающихся студентов, а индивидуальный подход к каждому студенту позволяет сформировать у них правильное отношение к спорту, понимание, что спорт — это здорово, спорт повышает работоспособность, спорт в настоящее время — это модно и престижно.
Кафедра идет в верном направлении, и подтверждение тому — рост числа студентов как на занятиях, так и на секциях, который виден уже сейчас. Еще один показатель — традиционный майский фестиваль ГТО и количество студентов, выполнивших нормативы на золотой знак. Вектор развития в формировании здорового образа жизни выбран правильно!
— Планируются ли еще какие-то нововведения и инновационные подходы в сфере физического воспитания НГУЭУ?
— Преподаватели кафедры постоянно находятся в поиске новых нестандартных подходов. Сейчас в целях мотивации студентов в рамках эксперимента на кафедре апробируются рабочие тетради по физической культуре «Самооценка основных показателей здоровья студента».
Рабочая тетрадь предназначена для систематического мониторинга и анализа динамики показателей физического развития и формирования у студентов определенных умений. В этой тетради, которую регулярно заполняют студенты, представлены надежные и доступные методики самооценки основных показателей образа жизни, психического и функционального состояний, физического развития и физической подготовленности.
Кроме того, надеемся, что в 2020–2021 учебном году мы отойдем от традиционного чтения лекций по дисциплинам кафедры и сможем предложить студентам видеокурс по дисциплине «Физическая культура и спорт», а в последующем и по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
Наталья Шулепова
Гость номера, Наша академия