НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Новости

«Коммуникации с региональными вузами — хорошая тенденция последних лет»

25.02.2020
«Коммуникации с региональными вузами — хорошая тенденция последних лет»

НГУЭУ и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) успешно реализуют ряд совместных проектов. Это и Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал», и обучение студентов по направлению подготовки «Социология» в сетевой форме с использованием онлайн-курса ВШЭ «Экономическая социология», и заключительный очный этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба», который совсем недавно проходил на площадке НГУЭУ. Проведение олимпиады «Высшая проба» в нархозе курировали эксперты из Высшей школы экономики — профессор факультета социальных наук, главный редактор журнала «Мир России. Социология. Этнология» Светлана Барсукова и старший преподаватель факультета социальных наук Григорий Лукьянов. Они рассказали «Нашей Академии» не только об особенностях олимпиады, но и о значимости сотрудничества НГУЭУ и ВШЭ.


«Коммуникации с региональными вузами — хорошая тенденция последних лет»

— Олимпиада «Высшая проба» с 2010 года проводится ВШЭ в тесном взаимодействии с ведущими российскими университетами. Это довольно продолжительный срок. Появились ли в последнее время какие-то нововведения?

Светлана Барсукова (С.Б.): В этом году заключительный очный этап олимпиады в Новосибирске впервые проходил в НГУЭУ. Раньше олимпиада проводилась на площадке Бердска. Смена локации связана с тем, что в университет участникам легче добираться, здесь созданы более комфортные условия для проведения олимпиады. Это, безусловно, важное нововведение.

— В чем заключаются особенности олимпиады «Высшая проба»?

Григорий Лукьянов (Г.Л.): Участники олимпиады, школьники 7–11 классов, представляют более чем 83 субъекта России. Наравне с российскими школьниками за победу в олимпиадных состязаниях «сражаются» почти четыре тысячи ребят из стран СНГ и Балтии.

Олимпиада проводится под эгидой Российского совета олимпиад школьников, что позволяет ее победителям поступать в вузы по многим направлениям без экзамена. Это удобно для школьников и невыпускного класса — позволяет оценить свои силы и попытаться, в том числе, понять, то ли направление подготовки они выбирают. Олимпиада дает возможность выйти за пределы базовой школьной программы, это уникальная возможность для саморазвития школьников.

«Высшая проба» — это связующее звено между школой и университетом, поэтому наравне с такими предметами, как обществознание, история, русский язык, английский язык, математика, которые сдаются в рамках ЕГЭ, есть и специальные предметы, которые напрямую связаны с программой подготовки в университете. Среди предметов олимпиады — основы бизнеса, журналистика, информатика, востоковедение, культурология, психология, электроника и вычислительная техника, финансовая грамотность и многие другие. Почти все предметы вошли в проект Перечня олимпиад школьников на 2019–2020 учебный год, утверждаемый Минобрнауки России.

— А какие предметы самые популярные среди участников олимпиады?

Г.Л.: Те, которые сдаются в рамках ЕГЭ. В первую очередь, это обществознание, математика, история и иностранный язык. В НГУЭУ можно было сдавать английский, французский, немецкий языки. А в целом в Новосибирске преимущественно сдавали английский и в меньшей степени — французский. Из восточных языков большой интерес вызывает китайский. Кроме того, высокий спрос на технические направления.

— Как вы можете оценить результаты школьников последних лет?

Г.Л.: Во-первых, каждый год растет количество участников олимпиады, т. е она рассматривается как заслуживающая внимание отдельная траектория или инструмент для поступления в вуз, причем не только в Высшую школу экономики, но и в другие вузы, поэтому это хорошая возможность поступить без конкурса на крайне популярные направления подготовки. Безусловно, олимпиады, идущие по школьным дисциплинам, формируются, в первую очередь, в соответствии со школьной программой, но базового уровня подготовки к олимпиаде недостаточно — ожидается, что школьник, участвующий в «Высшей пробе», еще что-то читает дополнительно. Могу отметить, что количество победителей растет с увеличением количества направлений олимпиады, поэтому оцениваю результаты как высокие.

С.Б.: Но нужно понимать, что по разным направлениям проводятся разные уровни олимпиады: первый, второй или третий. Т. е, может быть, вы и победите, но победа мало чем вам пригодится, потому что это, например, олимпиада третьего уровня. Конечно, школьники с учетом этого должны строить свою стратегию. И мне кажется, что самый важный критерий при подготовке к олимпиаде — это самопроверка на базе заданий прошлых лет. А вообще мне кажется, что если ребенок учится в хорошей школе и учится успешно, то, по крайней мере, олимпиаду по математике, физике он должен решать успешно.

— Еще одна из форм сотрудничества НГУЭУ и ВШЭ, кроме олимпиады, — это подготовка обучающихся в рамках сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы «Экономическая социология» с использованием онлайн-курса. В чем здесь польза для обеих сторон?

С.Б.: Такие онлайн-курсы дают возможность крупным вузам принципиально расширять аудиторию своих слушателей. Высшая школа экономики одна из первых поняла, что это тоже нужно делать. Ведущие курсы наших профессоров записываются в рамках онлайн-формата, а это колоссальный труд для преподавателя, ведь каждую мысль нужно как-то визуализировать. Вышка использует здесь лучший опыт, накопленный при преподавании конкретных дисциплин. Дальше уже другие университеты, вузы-партнеры, исходя из того, насколько им кажется этот курс приемлемым и интересным, подходящим для их студентов, вводят его в свою практику и создают условия для того, чтобы их студенты осваивали данную дисциплину.

Г.Л.: В принципе, такие курсы создаются не только для того, чтобы «пиарить» Высшую школу экономики, а, скорее, для того, чтобы сделать доступным для студентов из разных вузов и городов то, чем может гордиться не только Вышка, но и современная система российского образования в целом. Данный формат подразумевает минимальные затраты для вуза-партнера при принятии этой программы и включении в свой образовательный план.

С.Б.: С другой стороны, понимаете, с этим тоже связано немало проблем. И для региональных вузов в том числе. Да, онлайн-продукт может быть высококлассным, но что в этой системе делать местным преподавателям? Надо понимать, что ни один онлайн-курс не работает сам по себе без дополнительных, живых контактов студентов с преподавателем.

— Как вы в целом относитесь к сотрудничеству «больших» и «малых» вузов? В чем перспектива такого взаимодействия, в том числе с НГУЭУ?

С.Б.: Высшая школа экономики сейчас создает достаточно много форматов для того, чтобы укрепить это сотрудничество и вовлечь региональных ученых в такую стабильную научную коммуникацию. И это касается не только образовательных программ. Я, например, являюсь главным редактором журнала «Мир России. Социология. Этнология», где мы активно привлекаем именно региональных авторов. Вышка это поддерживает, и существует несколько форматов, которые способствуют контакту с региональными учеными. Например, мы имеем финансовую возможность помогать авторам, которые не могут завершить статью самостоятельно, назначаем научного консультанта, т. е появляется человек, который взаимодействует с региональным автором и помогает ему «дотянуть» статью до необходимого уровня. Мы очень заинтересованы в том, чтобы авторы приезжали к нам на стажировку. Запуск многих программ, которые завязаны на коммуникации с региональными вузами — хорошая тенденция последних лет. Этого не было прежде.

 

Анастасия Смирнова


Наука 2.0, Наша академия
1/1
  • 01.07.2025 НГУЭУ и школа №202 приглашают в лицейские классы будущих экономистов и предпринимателей
  • 30.06.2025 Ректор НГУЭУ выступил с отчетом по итогам 2024/25 учебного года и наградил отличившиеся кафедры
  • 28.06.2025 12:00:00 День города Новосибирска: программа мероприятий
  • 28.06.2025 10:00:00 НГУЭУ поздравляет с Днем молодежи!
  • 27.06.2025 Студенты оценили качество образования и профессионализм педагогов в НГУЭУ
  • 27.06.2025 НГУЭУ совершенствует учебную программу по таможенному делу, изучая опыт РТА
  • 27.06.2025 Выпускники кафедры ЭТиУП получат сертификаты независимой оценки квалификации
  • 26.06.2025 История успеха выпускницы НГУЭУ Анастасии Бурындиной: «Всегда во всем замечать возможности»
  • 25.06.2025 Иностранные студенты рассказали о том, как обучение в НГУЭУ меняет жизнь
  • 25.06.2025 НГУЭУ в топе рейтингов по трудоустройству и зарплатам выпускников
  • 25.06.2025 Выпускники НГУЭУ создали софт для дизайна и программу управления персоналом
  • 25.06.2025 В НГУЭУ прошел конкурс «Звучащая классика»
  • 25.06.2025 Интеллектуальная биржа – 2025 в НГУЭУ: итоги и перспективы
  • 23.06.2025 Поздравляем с 70-летним юбилеем Владимира Васильевича Глинского
  • 23.06.2025 В НГУЭУ прошел конкурс «ПРОчитал — ПРОдвинь книгу»
  • 23.06.2025 Давай поговорим: интервью с Мариной Тараскиной
  • 21.06.2025 День памяти и скорби: акция «Свеча памяти» к 22 июня
  • 20.06.2025 09:00:00 В НГУЭУ стартует приемная кампания 2025 года!
  • 19.06.2025 «ПроРегион»: студенты НГУЭУ могут предложить свои идеи по развитию региона и реализовать их
  • 18.06.2025 НГУЭУ запустил совместную с китайским вузом программу по логистическому менеджменту
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты