31.01.2018
Наша академия, Прожектор
«Теперь я не паникую, если что-то случается с моим ноутбуком»
Анастасия Рябцева, студентка четвертого курса информационно-технического факультета НГУЭУ, стала лауреатом Всероссийского конкурса по информационной безопасности. «Наша Академия» решила узнать у нее, тяжело ли девушке быть на «ты» с компьютерными технологиями, заниматься исследованиями по этой теме, а также работать и всё успевать.
— Есть стереотип, что информационными технологиями занимаются в большей степени мужчины, а информационной безопасностью — в особенности. Почему ты выбрала такую специальность?
— Да, раньше и правда на технические специальности шли учиться парни, так как считалось, что это не женское занятие. Но сейчас, к счастью, общество становится более прогрессивным, так что встретить женщину-специалиста в этой сфере — не такая уж и редкость.
В свое время я окончила лицей с физико-математическим уклоном, но будущее свое планировала связать с иностранными языками либо с управлением, информатику сдавала «для галочки». Но также в моей копилке было одно достижение, которое обеспечивало мне возможность поступить вне конкурса в любой вуз страны на техническую специальность: в 11-м классе я стала призером Всероссийской олимпиады по информатике «Будущее Сибири». Когда я подавала документы в НГУЭУ, девушка, работающая в приемной комиссии, об этом узнала и предложила присмотреться к техническим специальностям нархоза. Я выбирала между экономическим и информационно-техническим факультетом, в итоге решила идти учиться на «Информационную безопасность». Честно, мне понравилось название, а еще определенную роль сыграло посещение лабораторий кафедры и беседа с заведующей кафедрой Тамарой Михайловной Пестуновой.
— Тяжело учиться на этой кафедре?
— Учитывая, что в лицее нас гоняли с утра до ночи, вначале я решила расслабиться, пока проходили общие предметы, но и потом я не скажу, что было сложно. Вообще, если вникать в то, что рассказывает преподаватель, и обращаться к нему, если возникают вопросы, — учиться можно без трудностей.
Обучение на кафедре информационной безопасности состоит из положительных и отрицательных моментов, которые я бы хотела выделить. Безусловно, к плюсам относится то, что много предметов ведут преподаватели-практики, которые делятся с нами реальным опытом. Благодаря этому наше обучение точно нельзя назвать скучным. Также кафедра информационной безопасности в нархозе не так популярна, как в технических вузах, поэтому у нас учится немного студентов, и именно поэтому каждому, кто проявляет активность, преподаватели идут навстречу, помогают во всем. Например, мой одногруппник получил грант на разработку робототехнического комплекса, другие ребята пишут научные статьи, а многие уже работают в профильных организациях.
Теперь о небольшом минусе: наш факультет не является профильным в вузе, это сказывается на обеспечении наших лабораторий. Средства не выделяются, и нас учат на том, что есть. Некоторые стенды преподаватели и студенты самостоятельно паяют из подручных материалов. Но, с другой стороны, это тоже интересный опыт.
— А не считают ли парни-одногруппники, что с компьютерными технологиями они в большей степени на «ты», чем девушки?
— У нас в группе достаточно дружеские отношения, мы наоборот стараемся друг другу помогать — и девушки, и парни.
Я бы даже сказала, что девушки у нас усерднее к изучению предметов подходят, так как стереотипы в нашей сфере до сих пор оказывают большое влияние.
— Помогают ли уже сейчас знания и навыки, полученные в университете, в жизни?
— Да, конечно. По крайней мере, теперь я не паникую, если что-то случается с моим ноутбуком, могу самостоятельно устранить проблему. Также знания хорошо помогли мне в работе: в ноябре я устроилась в «Аттестационный технический центр» специалистом по защите информации, и там мне без проблем удалось настроить рабочие машины под требования работы со сведениями, составляющими государственную тайну, опираясь как на законодательную, так и на техническую базу. А это важное умение.
— Недавно ты стала лауреатом конкурса по информационной безопасности, в котором также учитывали научно-исследовательскую активность. Кажется, информационная безопасность — это очень сложно, но еще сложнее, на мой взгляд, писать научные работы по этой теме. Как справляешься?
— Не скажу, что для меня это сложно. Вот если меня попросили бы написать, например, экономическую статью, то тогда бы я начала хвататься за голову. Наукой я начала заниматься после второго курса, когда доцент кафедры информационных технологий Андрей Игоревич Пестунов взял меня в помощники для разработки программ, которые впоследствии мы регистрировали в Роспатенте, и подготовки соответствующей документации. Уже после я начала писать статьи и публиковаться с другими преподавателями кафедры информационной безопасности. Исследований пока немного: я стараюсь работать не на количество, а на качество.
— Знаю, что и в конкурсах, и в конференциях по информационной безопасности ты активно участвуешь. Есть результаты, которыми особенно гордишься?
— Первой моей конференцией стала Международная научная студенческая конференция в 2017 году, куда я со своим напарником подала две работы на секцию, связанную с информационной безопасностью. Одна из работ заняла третье место. После была Всероссийская научная конференция «Наука. Технологии. Инновации» в этом году, в своей секции «Автоматика, измерения и информационная безопасность» я заняла первое место с темой «Разработка методики для проведения тестирования web-ресурсов на уязвимости», хотя в мою победу не верил даже мой руководитель. Обычно самим искать какие-либо конкурсы, гранты, журналы для публикаций либо некогда, либо лень. Но наша заведующая кафедрой Тамара Михайловна Пестунова не дает нам всем сидеть на месте, постоянно предлагает варианты. Вот и подача заявки на конкурс «Инфофорум — новое поколение» была инициирована ею, заполняли буквально в последний день.
— Помимо прочего, ты совмещаешь две работы — в «Аттестационном техническом центре» и на кафедре. Расскажи немного о своих обязанностях. Помогает ли работа в обучении?
— Старшим лаборантом на кафедре я работаю уже более двух лет. В основные служебные обязанности входит осуществление документопроизводства на кафедре, также помогаю с отчетностью. Являюсь посредником между студентами и преподавателями, выполняю просьбы самих преподавателей, которые бывают самыми разнообразными. Плюсом является то, что теперь проблем с составлением каких-либо документов не возникает. Также я могу подойти во внеучебное время к преподавателям и попросить их помочь разобраться со сложными вопросами, которые иногда возникают. Но, тем не менее, панибратства у нас нет.
В «АТЦ» устроилась осенью. Работа там связана больше с технической частью: настройка компьютеров под аттестацию к государственной тайне, работа с программными и программно-аппаратными комплексами защиты информации, администрирование локальной сети. Также составление протоколов и оказание помощи организациям-заказчикам, например, с заказом комплектующих.
— Как тебе удается все успевать: и активничать на кафедре, и работать, и наукой заниматься?
— На самом деле у меня намного больше увлечений и занятий помимо этого. Могу сказать одно — если есть желание, время всегда найдется, главное правильно его суметь распланировать.
— Интересно было бы от тебя как от специалиста в области информационной безопасности услышать несколько примеров того, как обезопасить себя в сети.
— Никаких сложных правил нет, главное — следить за выпускаемыми обновлениями и своевременно их устанавливать, использовать антивирус и не отключать на компьютере межсетевой экран. Также не нужно работать под учетной записью с администраторскими правами, использовать программное обеспечение с доверенных источников. В самом интернете старайтесь использовать сложные пароли (то есть состоящие из цифр, букв и специальных символов), на сайтах с незащищенным соединением (http) не вводите личные данные, представляющие ценность, например, информацию с банковской карты, иначе их могут украсть злоумышленники. Конечно, делайте бэкапы своих данных, чтобы суметь восстановить их в случае какого-либо неприятного инцидента.
Светлана Чарочкина
Наша академия, Прожектор