15.08.2019
Лента новостей, Учебная деятельность, Факультет государственного сектора, Предпринимательский университет, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, На главную
Светлана Ильиных: «Студентов ждет интереснейшая работа по изучению абсолютно новых трендов общества».
Социология интересна тем, что позволяет изучать реальную жизнь и открывать неожиданные факты. В НГУЭУ можно стать не только бакалавром, но и магистром социологии, а также поступить в аспирантуру. Об особенностях и преимуществах обучения на всех трех ступенях, а также о новейшем профиле подготовки и цифровой социологии рассказала заведующая кафедрой социологии НГУЭУ Светлана Ильиных.
– Светлана Анатольевна, в чем заключаются особенности направления подготовки «Социология»? Расскажите немного о профессии социолога.
– Социология – одно из лучших направлений подготовки, которое создаст базу, фундамент для того, чтобы стать компетентными специалистами, успешными бизнесменами, государственными деятелями и т.д. Современный социолог занимается непосредственным изучением социальной реальности и обладает особым пониманием процессов в обществе. Именно социолог умеет обнаружить те связи и закономерности, которые «скрыты» для обычного человека за чередой событий и повседневных бизнес-процессов. Как никакой другой профессионал, он умеет собрать нужные данные, которые позволяют прогнозировать поведение людей. Отмечу, что профессия социолога весьма перспективная, особенно сейчас, когда появляются все новые потребности изучения общества. Поэтому социология – для умных и амбициозных личностей, стремящихся еще в самом начале профессионального пути получить фундаментальное образование.
– А где может работать выпускник-социолог?
– Уникальность профессии социолога в том, что он сегодня может работать в любой организации: маркетинговом агентстве, органах государственной власти, государственной компании, коммерческой организации любой отрасли. При этом организации могут находиться на разных этапах своего развития – от стартапа до крупной промышленной корпорации, стабильно работающей на современном рынке. Специалист-социолог может занимать должность не только собственно социолога, но и маркетолога, аналитика и даже политолога. Во всяком случае, обучение на направлении подготовки «Социология» в НГУЭУ предоставляет такие возможности.
Сегодня профессия социолог пользуется большим спросом, многие фирмы и компании заказывают исследования определенного сегмента рынка для увеличения продаж товаров и услуг. Ни одна предвыборная кампания не проходит без участия политтехнологов. На основе этих данных и разрабатывается предвыборная стратегия кандидата.
– Чем отличается обучение на направлении подготовки «Социология» в НГУЭУ?
– Прежде всего, тем, что у нас студенты могут получить современное высшее образование на трех уровнях – бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Далеко не все направления подготовки могут предоставить такую возможность. При этом получить степень бакалавра студенты могут, обучаясь на таких профилях как «Экономическая социология» и «Социология экономики и маркетинга». В магистратуре студенты обучаются на профиле «Социология управления и предпринимательства», в аспирантуре – на профиле «Социология управления».
Бакалаврская программа выстроена с учетом современных тенденций и в образовательном пространстве, и в бизнес-сообществе. Наши студенты изучают ряд дисциплин, которые есть только в столичных вузах, чем мы выгодно отличаемся от других вузов Новосибирска. Назову лишь некоторые: социологические методы маркетинговых исследований, социологический анализ рынков, социология риска и безопасности, социология рекламы, социология потребления, визуальная социология, качественные методы социологического исследования, методика социологических онлайн-исследований, социологические методы исследования социальных медиа, социология международных отношений и многие другие. Студенты с первого курса работают над исследовательскими проектами под руководством преподавателей кафедры. Стоит отметить высочайший уровень профессорско-преподавательского состава кафедры, имеющих опыт научно-исследовательской, экспертной деятельности.
Магистерская программа очень интересна студентам с точки зрения фундаментальности в сфере управления. Магистранты, как и бакалавры, имеют возможность получить знания по дисциплинам, часто преподаваемым только в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Это и дизайн программ социальных проектов, и социальные технологии в системе управления, и гендерные особенности управления и многое другое. В результате магистранты приобретают такие компетенции в сфере социологии управления, которые открывают новые возможности решения задач, представляющих определенные трудности, например, экономистам, менеджерам.
Аспирантура замыкает уровневую систему высшего образования и позволяет молодым исследователям заявить о себе в научном социологическом сообществе. Здесь предоставляется возможность исследовать малоизученные явления социальной реальности, «вскрывать» проблемы, предлагать инновационные способы их решения. Свидетельством чего является блестящая защита в июне 2019 года кандидатской диссертации Еленой Владимировной Павловой, которая изучила управленческую культуру научных организаций СО РАН. Объект исследования оказался настолько же сложным, насколько и интересным.
– На что кафедра социологии делает акцент в своей работе и почему?
– Основное – это возможность получения студентами качественного фундаментального образования в сочетании с самыми новыми тенденциями в сфере бизнеса, экономики, политики, науки. В этом смысле наши социологи получают элитарную профессию. Студенты проходят практику в маркетинговых агентствах, коммерческом и некоммерческом секторе, органах власти. И неизменно работодатели отмечают наличие у них навыков проектно-аналитической деятельности, компетенции аналитиков, исследователей, организации и проведения переговоров, систематизации и анализа информации, экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики. Именно это позволяет им в дальнейшем устроиться в престижные компании, а также организовать свой бизнес.
– На какие преимущества смогут рассчитывать ваши первокурсники в этом году?
– Преимущества состоят в том, что первокурсники начинают обучение на новом профиле «Социология экономики и маркетинга». Здесь их ожидают не только уже ставшие традиционными форматы (мастер-классы, открытые лекции с известными социологами, политологами, маркетологами, социологические диспуты и викторины, социологические турниры), но и участие во II Социологическом форуме. Первый форум собрал 150 человек из самых разных городов России. Большой честью для нас было очное участие социологов, имеющих мировую известность. Кроме того, для тех, кто полон энергии, творчества и креативных идей есть возможность попробовать свои силы в разных траекториях, реализуемых в НГУЭУ, во внеучебной деятельности. Так, сегодня студенческим ректором является Анна Слегина, студентка 4 курса направления подготовки «Социология». В 2019 году лучшей группой НГУЭУ стала группа социологов. Наши студенты, участвуя в конкурсах самого разного уровня (внутривузовских, городских, региональных, российских, международных), неизменно занимают призовые места.
– Какие перспективы ждут обучающихся через 3-5 лет?
– Могу смело заявить, что студентов ждет интереснейшая работа по изучению абсолютно новых трендов общества. Как я уже говорила, основой обучения социологии в НГУЭУ являются фундаментальные знания. Собственно, этим и призван заниматься классический вуз. Вместе с тем, мы не можем не учитывать новых тенденций. Социологи как никто другой чутко следят за малейшими изменениями в социальной реальности. Сегодня российское общество активно адаптируется к идее цифровой экономики. В связи с этим существенными задачами социологов является исследование Общества 5.0. Если в Японии эта стратегия развития общества, основанная на использовании цифровых технологий во всех сферах жизни, уже принята и реализуется, то в России ученым и практикам еще предстоит разобраться с тем, каким образом применение таких технологий может повлиять на развитие общества.
Социологам нужно понять, каким образом корректировать новые технологии, «подстраивая» их под потребности и возможности человека (UX-исследования). Поэтому в ближайшее время социологам предстоит не только изучить идеи Общества 5.0, «умного производства», «умных городов», но и, вероятно, освоить новые образовательные стратегии как ответ технологическим вызовам рынка труда. Словом, нас ждет цифровая социология.
Подробную информацию о сроках приема документов на направление подготовки «Социология» и в магистратуру смотрите на сайте НГУЭУ в разделе «Поступающему».
Лента новостей, Учебная деятельность, Факультет государственного сектора, Предпринимательский университет, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, На главную