Встреча носила профориентационный характер, студентам был интересен личный путь руководителя крупного учреждения к профессиональному успеху. Рассказ о том, как складывался карьерный путь главного героя встречи, оказался похожим на историю главного героя книги приключений. Поэтому мы решили поделиться фрагментами встречи со всеми, кому не удалось на ней побывать.
— В свое время передо мной тоже стоял вопрос: куда пойти учиться после школы, какую выбрать профессию, — начал свой рассказ Геннадий Морозов. — В школьные годы я активно занимался спортом, бегал на лыжах, участвовал в соревнованиях по спортивному ориентированию и поначалу думал, что мне надо именно со спортом связать свою жизнь, поэтому после окончания школа я поступил в техникум физической культуры и спорта. Но поработать по специальности мне не пришлось, ещё на практике я понял — это не моё. Но поскольку второй моей мечтой было побывать в дальних странах, посмотреть мир, то я поступил в мореходное училище. Увы, моей мечте тоже было не суждено осуществиться (хотя во время учебы, на практике, морской романтики испытал достаточно), так как после службы в военно-морском флоте имел ряд ограничений на дальние путешествия.
Но судьба готовила мне не менее интересные и сложные испытания. В армии я за хорошую службу получил поощрение в виде отпуска. И город Новосибирск сыграл важную роль в «повороте» судьбы: при возвращении из отпуска именно в Новосибирском аэропорту я встретил интересных людей, которые жили и работали на краю земли, на Чукотке. Они рассказали о своем крае, природе, людях, которые там живут. Обменялись контактами. При возвращении в часть я рассказал своим товарищам об этой встрече и предложил после окончания службы поехать работать именно на Чукотку. Тем более зарплаты там были в разы выше, чем на материке. И вот мы написали письмо в райком комсомола, чтобы нам посоветовали, куда лучше пойти работать, в какой район, где требуются рабочие. Если честно, то мы не надеялись получить ответ, но спустя всего две недели какая-то девушка-комсомолка в письме рассказывала о замечательном месте «Чукотка»: какая там промышленность, где требуются рабочие и каких специальностей. И вот мы с товарищами после окончания службы отправились покорять бескрайние просторы севера, всего-то в 100 км от Северного ледовитого океана.
Так я оказался на Чукотке. Пришлось переучиваться на другие специальности, я работал и горнорабочим очистного забоя в шахте, и оператором тяжелой землеройной техники. И на эту романтику я себе отводил три года, но «задержался» на целых четырнадцать лет. И когда я вернулся на материк, снова передо мной встал вопрос: чем заниматься?
В моем характере заложено сильное чувство справедливости, я всегда был достаточно активным человеком и в комсомоле, и в коммунистической партии, и за это «чувство» мне не раз доставалось. Наверное, поэтому решил поступить в Томский государственный университет и выучиться на юриста. Получив диплом, пошел работать в налоговые органы.
Вначале я поставил себе цель — год поработать в налоговой службе, чтобы разобраться, понять, что это такое, моё ли это. Но когда прошел год, потом полтора, два, я об этом даже не вспоминал. За счет таких черт характера, как любознательность, настойчивость, я очень быстро стал двигаться по карьерной лестнице: через три года был уже начальником отдела правового и кадрового обеспечения, еще через год — замначальника инспекции района, еще через 4 года стал уже начальником инспекции… И только когда я начал продвигаться на более серьезные должности, я вспомнил, что когда-то ставил цель — отработать здесь всего год.
Я почему всё это рассказываю? В вашей жизни, ребята, наверное, будет много разных предложений по работе. Но всегда надо оценивать свои силы, не стоит гнаться за большой зарплатой. Лучше начинать с малого, чтобы постичь профессию с самых азов и стать настоящим профессионалом.
Во второй части встречи Геннадий Морозов изложил историю налогового права в различных государствах, рассказал об истории становления налоговых органов Российской Федерации.
— Налоговые инспекции в нашей стране были образованы в 1990 году. Это был совершенно новый институт для современной России. Экономика кардинально поменялась, нужны были другие инструменты для управления бюджетными средствами, экономикой. Была создана Федеральная налоговая служба, во главе которой стояли сотрудники финансовых управлений районных и городских администраций, которые только нарабатывали этот новый опыт. 90-е годы — очень сложные, но в то же время интересные времена. Законодатели начали приводить налоговое законодательство в соответствие с экономическими реалиями с учетом лучших практик ведущих экономик мира.
1 января 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ, устанавливающая общие принципы налогообложения и уплаты налоговых сборов.
С приходом в 2010 году в Федеральную налоговую службу Михаила Владимировича Мишустина, нынешнего премьер-министра Российской Федерации, произошло колоссальное изменение стратегии развития налоговой системы — мы стали лидерами цифровой трансформации, превратились из фискального органа в сервисную компанию, которая делает оплату налогов удобной для граждан, а работу налоговой службы — незаметной. Сегодня на сайте ФНС России для удобства налогоплательщиков действует более 70 различных электронных сервисов.
За последние годы в налоговой службе кардинально поменялась стратегия контрольных функций. Раньше мы выходили выборочным методом на предприятия и «переворачивали» большую гору первичных документов на бумаге, искали ошибки. Все это ушло в прошлое, сейчас наши аналитические инструменты позволяют по завершении налогового периода увидеть абсолютно все транзакции, которые были совершены налогоплательщиком, проследить всю цепочку контрагентов в хозяйственных операциях. И если в этих цепочках есть риски для налогоплательщика, мы приглашаем его на комиссию, обосновываем свою позицию, оперируя цифрами, фактами, и чаще всего с нами соглашаются.
За последние пять лет количество выездных налоговых проверок существенно сократилось. При этом самостоятельное уточнение налогоплательщиками тех рисков, которые мы определяем, выросло во много раз. Только в этом году налогоплательщики самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства на сумму больше шести с половиной миллиардов рублей.
Сегодня налогоплательщики видят в нас партнеров - тот сервис, который, в первую очередь, настроен помочь, подсказать, предупредить о возможных рисках.
Говоря об условиях современной работы в налоговой службе, Геннадий Морозов отметил:
— Налоговая служба является драйвером цифровой трансформации. Также у нас очень много кадровых проектов для молодых специалистов. Есть программа адаптации вновь принятых сотрудников, она разработана для психологического сопровождения и более комфортного включения в служебную деятельность. Кроме того, за каждым молодым специалистом обязательно закрепляется наставник.
У нас есть и совершенно уникальный проект — «Ментор ФНС России». Имея огромный опыт, менторы оказывают молодым специалистам профессиональную поддержку, мотивируют, направляют и помогают развиваться. Участвуя в этих проектах, я являюсь и ментором, и наставником. Мне очень интересно работать с молодежью.
Еще для молодежи существует такой интересный проект, как «Продвижение». Молодые сотрудники обучаются командной работе над проектами, совершенствуют свои профессиональные компетенции, учатся выстраивать межличностные коммуникации.
В завершение встречи студенты задали Геннадию Морозову вопросы и поделились впечатлениями.
— Я много слышал от студентов юридического факультета, что налоговая служба — очень интересное место по своему отношению к молодежи, — сказал студенческий ректор НГУЭУ Александр Зименс. — Здесь работают молодые сотрудники, которые потом набираются опыта и идут дальше. ФНС выступает как профессиональный трамплин, причем многие это видят и говорят об этом. В том числе ребята с направления экономической безопасности, которые готовятся непосредственно к работе в сфере общественных финансов и налоговых органов. Поэтому нам очень интересно, нам нужно и важно понимать, какие профессиональные перспективы вообще существуют.
Присутствовавшая на встрече преподаватель по страхованию Юлия Няшина напомнила студентам, что перспективы работы в налоговой службе нужно оценивать не только по размеру заработной платы, но и по тем государственным гарантиям и льготам, которые есть в этой отрасли. А также поделилась своими впечатлениями от взаимодействия с налоговыми органами в качестве предпринимателя:
— Я тоже с 2009 года являюсь собственником бизнеса, и раньше темы отношений с налоговой службой как-то триггерили, было многое непонятно и реально страшно. Но сегодня все стало настолько удобно и понятно, что все поменялось. Может, мы и не дойдем до «общества счастливых налогоплательщиков», но к обществу спокойных налогоплательщиков мы точно уже близки. То, как я это чувствую и вижу со стороны при большом круге общения, — теперь налогоплательщики более осознанно, и я бы сказала, более патриотично подходят к этому вопросу, и проблем не возникает.
Ещё в начале встречи Геннадий Морозов отмечал, что налоговая служба сейчас не только является лидером цифровой трансформации, но и направлена на клиентоцентричность и человекоцентричность — как с налогоплательщиками, так и с потенциальными сотрудниками. Большой, интересный и ёмкий разговор в НГУЭУ это подтвердил.
Прошедшие, Для студентов и магистрантов, Трудоустройство, Мероприятия НГУЭУ, акции, На главную