НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Научные мероприятия НГУЭУ
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Лента новостей

Блог ректора: «Университет и наука: направления развития»

11.10.2015
Блог ректора: «Университет и наука: направления развития»
И. о. ректора Александр Новиков – о том, как поднять научный потенциал университета

Блог ректора: «Университет и наука: направления развития»

Проблема развития науки в Российской Федерации – одна из самых обсуждаемых тем. Реформа Академии наук, создание Федерального агентства научных организаций прямо не затрагивает вузы, но приводит к возможности усиления роли университетов в проведении фундаментальных и прикладных исследований. Перенос центра исследований в университеты – одна из задач реформы Академии наук.

В отличие от сотрудников Академии наук, для которых занятие наукой является основной задачей, преподаватели вузов, прежде всего, преподают, а затем (как говорили прежде, во второй половине дня) занимаются наукой. Поэтому нужно сделать так, чтобы у преподавателей была возможность и хорошо преподавать, и иметь время и желание заниматься наукой.

Пока мы видим, что преподаватели стремятся получить как можно больше нагрузки. Несколько лет назад, когда не было ограничений на количество часов для преподавателей, нормой было «закрытие» трех-четырех ставок в учебном году только в НГУЭУ. А еще и «подработки» в других вузах. Понятно, что при такой интенсивности ни о каком занятии наукой не могло быть и речи.

Ситуацию с научными исследованиями нужно срочно менять. Что уже сделано и что будем делать?

Во-первых, следует оценить научный потенциал НГУЭУ. Этот потенциал определяется известными учеными, как в России, так и за рубежом. Наш золотой фонд составляют доктора наук, профессора, подготовившие значительное количество кандидатов наук, имеющие труды, значение которых подтверждается научным сообществом, в том числе через индексы цитирования. Называю только несколько ученых, понимаю, что этот список не является полным. К таким ученым относятся Олег Альбертович Донских, Мария Васильевна Удальцова, Александр Арсеньевич Шапошников, Владимир Васильевич Глинский, Галина Михайловна Тарасова, Светлана Ивановна Сотникова, Дмитрий Олегович Серов и другие. Мы должны создавать условия для формирования научных школ в университете, пока их пять, актуальной задачей является создание научных школ по гуманитарным наукам и юриспруденции. Работа диссертационного совета, создание новых диссертационных советов, поддержка научных журналов – все это необходимые условия для формирования научного потенциала университета. Требуется разработка дорожной карты, как по работе научных школ, так и по вовлечению преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов в научную деятельность.

Во-вторых, следует совершенствовать систему подготовки кадров высшей квалификации. В прошлом году мы открыли проект «докторант», позволяющий кандидатам наук, которые пишут диссертации на соискание ученой степени доктора наук, получать внутренние гранты и иные формы поддержки. В этом году мы проводим эксперимент для аспирантов. Поступившие аспиранты, при их активном обучении в аспирантуре, по итогам аттестации могут получить грант, который покроет 90% стоимости обучения за год. На мой взгляд, это сказочные финансовые условия для подготовки диссертации. Следует также организовать проведение семинаров для аспирантов по технологии написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

В-третьих, следует «расшевелить» студентов и создать условия для занятия наукой. Для этого открыта внеучебная траектория «Наука и аналитика». Студенты, которые выбрали эту траекторию, будут иметь возможность прямого общения с известными учеными и изучать технологию проведения научных исследований: как правильно описать научную проблему, как работать с научной литературой, как написать научную статью и т.д. Мы ждем активных студентов и надеемся, что Совет обучающихся НГУЭУ также не останется в стороне от вовлечения студентов в научную жизнь университета.

В-четвертых, разработана система стимулирования преподавателей, которые активно занимаются наукой. В эффективном контракте преподавателя есть специальных раздел, позволяющий получать деньги при достижении определенных показателей. Впервые для всех преподавателей введен показатель стимулирования – значение индекса Хирша. Это означает, что появилась возможность перераспределения загрузки преподавателя с учебного процесса на научную деятельность. Кроме того, развивается система выделения внутренних грантов научным коллективам и отдельным ученым.

В-пятых, следует подумать о создании реальных научных лабораторий. В настоящее время, в НГУЭУ существуют научные лаборатории, однако требует оценки эффективность их деятельности. Будет проведен аудит научных лабораторий, и по его итогам принято решение о поддержке или закрытие лаборатории. Руководство университета ждет предложений от кафедр и отдельных преподавателей и сотрудников об открытии новых научных лабораторий.

Помимо названного, НГУЭУ должен выполнять заказы внешних партнеров. Пока некоторые кафедры «закомплексованы» – люди не привыкли работать с внешней средой. Надо стремиться к тому, чтобы нас выбирали как экспертов, консультантов, давали поручения, чтобы мы делали квалифицированные работы. И, кстати, так пополняли бюджет НГУЭУ.


Лента новостей, Ректор, Блог ректора, На главную
1/1
  • 07.11.2025 Среди 10 победителей конкурса студенческих проектов «Российская государственность» — двое сибиряков!
  • 07.11.2025 Экология — дело каждого: итоги международной премии и предстоящий межвузовский кубок
  • 07.11.2025 Школа молодого ученого 2.0 стартует 10 ноября
  • 06.11.2025 Межвузовские студенческие игры «Объединяя Отечество» прошли в НГУЭУ
  • 06.11.2025 Встреча НИУ ВШЭ и НГУЭУ: новые горизонты образования
  • 06.11.2025 Новый руководитель факультета государственного сектора НГУЭУ — Надежда Верченко
  • 06.11.2025 Всероссийский марафон для школьников «Россия и Азия: бизнес на стыке двух культур» от НГУЭУ и МГИМО
  • 05.11.2025 В Новосибирске прошел VIII Сибирский социологический форум с международным участием
  • 04.11.2025 09:00:00 «Научный полк»: День народного единства
  • 04.11.2025 08:00:00 Поздравление проректора по научной работе и дополнительному образованию Дмитрия Куницына
  • 01.11.2025 «Ярмарка кадровых партнеров» и карьерные консультации в НГУЭУ
  • 01.11.2025 «Аудиторская ночь — 2025»: дух роскоши, финансового азарта и гламура в НГУЭУ
  • 01.11.2025 Поздравление заведующей кафедрой корпоративного управления и финансов Светланы Петуховой
  • 01.11.2025 Новые компетенции медиакоммуникаторов обсудили в НГУЭУ
  • 01.11.2025 К юбилею Натальи Васильевны Фадейкиной
  • 30.10.2025 Круглый стол в НГУЭУ: формируем ценности через просветительскую деятельность
  • 30.10.2025 На Научной битве НГУЭУ – 2025 ученые в формате поединка рассказали о своих исследованиях
  • 30.10.2025 Где встречаются разные культуры: опыт иностранных студентов НГУЭУ на «СтудRussia»
  • 29.10.2025 Начат прием заявок на II Научно-практическую конференцию «Молодая наука НГУЭУ» имени А.В. Новикова
  • 28.10.2025 НГУЭУ вновь выступит соорганизатором олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Реклама и связи с общественностью»
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты