20.12.2015
Лента новостей, Ректор, Блог ректора, Для преподавателей, На главную
Блог ректора: «Я умею искать выход из сложных ситуаций»
Ректор Александр Новиков о том, каково быть реформатором в высшем образовании.
Реформатором в любой сфере быть тяжело, потому что реформирование предполагает внедрение новой модели, инноваций, а люди обычно настороженно относятся к этому, даже если понимают, что проблема назрела, и изменения необходимо сделать. Я читал оценки специалистов, которые говорят, что не более 20% населения поддерживают инновации (я думаю, что меньше), и только 5% из этих 20% сторонников готовы их внедрять.
В нашем университете идея реформирования осознается как необходимость, но она не овладела массами. Одна из проблем, которую мы сейчас должны решить, – это понять, в каких направлениях нам продолжить реформы. Пока мы закончили только первый этап, попытались изменить ситуацию в инфраструктурных подразделениях, приняли новых людей с современными подходами, идеями. Надеюсь, все замечают, что меняется отношение внешней среды к вузу, меняются отношения внутри «стен» нархоза, становится более комфортно работать в плане технического, инфраструктурного обеспечения, университет стал более открытым.
Конечно, когда я вернулся работать в университет, я понимал, что среда здесь довольно жесткая, и мои идеи не всеми будут восприняты, хотя многое я предлагал еще в 2008 году. Поэтому я был готов к тому, что все будет не просто, будет сопротивление, в том числе саботаж. С другой стороны, если ничего не делать, то зачем я пришел сюда работать? Нужно, чтобы выявилась критическая масса людей, которые разделяют мой подход, мое видение эффективной работы. Думаю, те, кто считают себя патриотами нархоза, понимают, что и в образовании, и в других направлениях нашей деятельности, нужны перемены. Необходимость их я продемонстрировал, когда рассказал об уровне выпускных работ на отдельных кафедрах университета. Эти изменения давно назрели, должны найтись люди, которые захотят работать по-современному, использовать передовой опыт, внедрять новое.
Но главная задача – кто учит, как учит и чему учит – пока не решена. Мы продолжаем делать шаги, чтобы найти оптимальное решение этой проблемы. Один из таких шагов – запуск с января программы «Кадровый прорыв», которая нацелена на выявление преподавателей-новаторов внутри НГУЭУ и привлечение преподавателей, которые готовы внести новое в наш учебный процесс.
Более глобальный проект, запланированный на 2016 год, – перезагрузка кафедр. В январе мы хотим предложить новую структуру кафедр. Внедрить эту структуру в учебный процесс нужно со следующего учебного года. За этот период – полгода – будут назначены новые заведующие кафедрами, которые подберут себе коллектив – он будет формироваться как из тех, кто уже работает (если это адекватные и хорошие преподаватели) так и из преподавателей, привлеченных из других вузов, научных учреждений, бизнеса и органов государственного управления. У тех преподавателей, которые по каким-то причинам не попадут в состав новых кафедр, будет возможность найти себе работу в других учебных заведениях.
Уже сейчас наметились некоторые «маяки», на которые мы будем ориентироваться. Среди таких людей новой формации Михаил Алексеев – заведующий кафедрой финансов. Уже скоро к работе приступит новый заведующий кафедрой управления. И среди тех, кто давно работает в университете, есть новаторы, прежде всего – заведующий кафедрой статистики Владимир Глинский. Я уверен, его потенциал намного больше, чем удается раскрыть в узкой области статистики. И список современных заведующих кафедрами, которые сейчас работают в нархозе, достаточно большой. Таких людей мы будем поддерживать.
У меня есть опыт решения сложных проблем. Мы собираемся обсудить новую структуру в творческих группах. И надеемся, что деканы, заведующие кафедрами, преподаватели будут высказывать предложения. Пока я вижу, что не все деканы и не все заведующие кафедрами нацелены на реформы. Отдельные деканы требуют инструкций по каждому поводу. Это называется забастовка по-итальянски. Другие не могут собрать заведующих кафедрами и обсудить стратегию развития факультета, принципы сотрудничества, требования к отчетности. Третьи не понимают, что декан – это человек, который отвечает за работу факультета в целом, которому до всего есть дело. Но, я уверен, постепенно ситуация изменится.
Случаи, когда сложно найти взаимопонимание двум сторонам случаются довольно часто. Вспоминается сентябрь 2014 года, когда мы решили навести порядок в общежитии. Мы собрали для обсуждения Совет общежития. Сначала было непонимание, потом мы пришли к единому мнению и взяли взаимные обязательства – представители совета выявляли «мертвые души», кто только числится, но не живет в общежитии, предлагали поселить студентов, которые действительно нуждаются в общежитии, администрация НГУЭУ, в свою очередь, решала перезревшие вопросы – отсутствие стиральных машин, ремонт душевых и т.д. За полтора года мы сделали очень много. Решив самые острые вопросы, мы купили новую мебель и продолжаем покупать, оборудовали мини-спортзал, библиотеку, открыли буфет. В 2016 г. мы во всех комнатах поставим пластиковые окна. Сейчас атмосфера в общежитии меняется к лучшему. И это пример конструктивного сотрудничества администрации и Совета общежития.
Я умею работать в проблемных ситуациях, умею искать выход из сложных ситуаций и имею опыт ведения конструктивных диалогов. Надеюсь, администрация, преподаватели, сотрудники и студенты НГУЭУ смогут понять друг друга. И наш нархоз будет одним из лучших вузов в России!
Лента новостей, Ректор, Блог ректора, Для преподавателей, На главную