НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Научные мероприятия НГУЭУ
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Лента новостей

Блог ректора: «Инновации нужны всегда, вопрос в том, где поставить ударение»

11.04.2016
Блог ректора: «Инновации нужны всегда, вопрос в том, где поставить ударение»
Ректор Александр Новиков о том, как важно внедрять инновации не в ущерб традициям.

Блог ректора: «Инновации нужны всегда, вопрос в том, где поставить ударение»
Все в этом мире имеет свою историю. И ничто не стоит на месте – в жизни происходят разные события, люди растут, компании развиваются. Каждый руководитель организации вносит вклад в ее развитие – одни придают большую динамику, другие более консервативны, но у каждого из руководителей есть достижения и провалы, есть успехи и неудачи. Поэтому когда у сотрудников Управления внешних связей появилась идея вспомнить руководителей нархоза, я ее поддержал. Так 4 апреля 2016 года на втором этаже первого корпуса открылась Галерея ректоров. 

Каждый ректор внес свой вклад в развитие нашего вуза. О многих из них ярко рассказал Александр Игнатьевич Кричевский. Я сам лично не знаком с руководителями нархоза, которые работали до Петра Васильевича Шеметова (он был ректором с 1986 по 1998 год). Как раз в период его руководства я стал сотрудничать с нархозом как внешний совместитель в должности профессора кафедры банковского дела. Но с Петром Васильевичем я познакомился значительно раньше, когда учился на пятом курсе НГУ. Уже было известно, что я буду распределен в Академию наук как один из успешных студентов, поэтому нужно было выбрать направление деятельности, руководителя. Петр Васильевич Шеметов являлся заведующим сектором строительства Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук (ИЭиОПП СО РАН). Мне показалось, что это довольно специфическая отрасль, в которой я себя не видел. Поэтому я не был в прямом смысле учеником Петра Васильевича, но сотрудничал с ним в рамках партийной организации ИЭиОПП СО РАН. Позже, когда я стал работать с нархозом как работодатель и как профессор, я наблюдал за работой Петра Васильевича, за жизнью нархоза. В тот период был построен третий учебный корпус, дом для преподавателей, да и в целом нархоз был сохранен как организация –  времена были сложные –  начало 90-х годов – «процветала» массовая нищета, преподаватели были вынуждены уходить из сферы образования в бизнес. Было страшно, что учить студентов будет некому. 

В 1998 году НГАЭиУ (тогда еще академию экономики и управления) возглавил Юрий Васильевич Гусев. С ним мне довелось проработать довольно долго, я с благодарностью вспоминаю время, когда Юрий Васильевич был моим научным консультантом при подготовке к защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Я помню  первую «пятилетку» Юрия Васильевича Гусева, когда он был очень активным руководителем. Тогда я только начинал работать на кафедре ценных бумаг в качестве заведующего кафедрой  и хорошо помню наши дискуссии о том, как сделать процесс обучения более эффективным, как привлечь студентов к научной работе, чему их учить, как работать с работодателями. То есть это были те же проблемы, которые стоят на любом этапе развития. Юрий Васильевич много занимался совершенствованием инфраструктуры вуза, при нем построен пятый учебный корпус и современный бассейн – это является его значимым вкладом в развитие НГУЭУ.

Еще в 90-е годы я сотрудничал с Ольгой Витальевной Молчановой, тогда она работала в мэрии Новосибирска, я – на Сибирской фондовой бирже. Именно она за год и месяц, который занимала должность исполняющего обязанности ректора, сделала так, чтобы отвести НГУЭУ от края финансовой пропасти, изменить финансовую ситуацию.

Сейчас мы тоже находимся на переломном этапе, пытаемся построить университет, отвечающий современным требованиям –  как российским, так и международным. В этом направлении работа идет очень активно, но существует серьезный психологический барьер, особенно у преподавателей старшего поколения, которым кажется, что и так все хорошо. Одна из заведующих кафедрами как-то мне сказала, что раньше было замечательно – многим преподавателям кафедры «давали» по 50 дипломников. Я считаю, что это вообще нереальные вещи – чтобы просто просмотреть 50 работ нужно много времени, я уже не говорю о том, что этим работам нужно уделять серьезное внимание. И те, кто руководил таким количеством дипломников в сессию, наверняка согласятся, что качество руководства дипломами было не на должном уровне. 

Инновации нужны и внедряются всегда, потому что у любого руководителя есть свое видение процессов, вопрос в том, где поставить ударение. Думаю, у людей, которые руководили вузом при социализме, поставить ударение было меньше возможностей, тогда была более жесткая регламентация деятельности. Сейчас поставить его легче. Мы сами формируем большое количество предметов в рамках учебного плана, сами определяем как те или иные предметы формируют компетенции наших студентов. Поэтому можно построить современный учебный план, в том числе спрашивая работодателей.

В более раннее время с творчеством в учебных планах было сложнее, но были другие возможности. Юрий Васильевич Гусев, например, работал тогда, когда можно было совершать экспансию вуза в другие регионы, открывая представительства и обучая студентов в представительствах, а любой сотрудник экономической сферы (банка, налоговых органов и других) обязательно должен был иметь экономическое образование. Профессиональные требования к сотрудникам организации предполагали, что люди будут массово переучиваться, и было много желающих учиться, абитуриентов, вуз стремительно расширялся. Затем началось сокращение абитуриентов, мы попали в демографический кризис. Этот год будет самым сложным – мы достигли дна демографической ямы, и только в 2017 году должен начаться небольшой рост количества абитуриентов.

У каждого в работе свои подходы и, как уже было сказано, «ударения». Сейчас мы стараемся восполнить пробелы в технологической инфраструктуре, повысить требования к преподавательскому составу и одновременно сгладить отдельные проблемы, появившиеся в ходе реструктуризации. Например, мы видим обиды отдельных преподавателей, которые, не умея построить презентацию, считают, что  не ценят их опыт чтения лекций «по бумажке» и не берут на новые кафедры. Но у нас есть маяки. Я присутствовал на презентации курсов, размещенных в среде Moodle, я был впечатлен и понял, что и мне, как преподавателю, тоже есть куда расти.

Когда я начал работать в нархозе как заведующий кафедрой, у меня  сложились традиции, связанные с нашим университетом, личные воспоминания. Одна из них – поддерживать связи с выпускниками кафедры, следить за их успехами. Когда я вернулся уже на должность ректора, пришлось посмотреть на ситуацию с других позиций, свежим взглядом. Я увидел огромное количество проблем и с качеством преподавания, и с организацией практики студентов, и с участием студентов в научной работе, и  с организацией студенческого самоуправления.

Поэтому я в своей работе делаю акценты на перестройку учебного процесса, на научную деятельность, кадровую политику, реализацию программы «Забота о карьере студента». Мы сделали довольно большой прорыв в плане комплектации технологической базы, начали активно позиционировать НГУЭУ во внешней среде, эффективно работать с выпускниками и школьниками. Я часто слышу мнения, что это хорошо заметно, и, конечно, положительно сказывается на имидже вуза.

Нужно сохранять стремление изменить ситуацию, нельзя стоять на месте. В ходе реструктуризации мы сохраним всего 8 кафедр, все остальные требуют новых подходов. Надо поддерживать профессиональный подход к образованию и опираться на тех, кто готов внедрять новые технологии. Мы должны хорошо учить, студенты должны хорошо учиться –  это главная «традиция», которую необходимо сохранять и наполнить новым содержанием! 

Я – за движение вперед, помня о прошлых достижениях!

Ректор, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Для СМИ, Для работодателей, На главную
1/1
  • 25.12.2025 3 из 16 всероссийских финалистов «Траектории роста» — команды НГУЭУ!
  • 25.12.2025 К юбилею Татьяны Яковлевны Дубнищевой
  • 24.12.2025 Юристы НГУЭУ: участие в фильме к 25-летию мировой юстиции и государственные награды
  • 24.12.2025 Преподаватель кафедры общественных финансов сдала экзамен на эксперта Рособрнадзора
  • 24.12.2025 «Научный полк»: Керченско-Феодосийская десантная операция
  • 23.12.2025 Студенты НГУЭУ завоевали награды всероссийского конкурса «Студент года»
  • 22.12.2025 В НГУЭУ обсудили локальный успешный опыт в сфере финансов
  • 22.12.2025 НГУЭУ поздравляет Илью Карелина и Татьяну Березову с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 19.12.2025 «ДНК России: Сибирь» — итоги года и планирование будущего
  • 19.12.2025 На слете Точек кипения рассказали, как НГУЭУ готовит кадры для рынков будущего
  • 19.12.2025 Награждение студенческих групп за проекты, выполненные по заказу Банка Уралсиб
  • 18.12.2025 «Мощнейшая мотивация и признание на высоком уровне»: достижения стипендиатов НГУЭУ
  • 18.12.2025 Студенты НГУЭУ стали первыми участниками проекта «Контрактный управляющий. Дорогу молодым» в Новосибирске
  • 18.12.2025 Преподаватели НГУЭУ отмечены благодарностью от международной организации за вклад в продвижение финансовой безопасности
  • 17.12.2025 Выпускники «Президентской программы» получили дипломы в Правительстве Новосибирской области
  • 17.12.2025 Студентки НГУЭУ приняли участие в III Всероссийской конференции по финансовой грамотности в Красноярске
  • 16.12.2025 Проект «Интеллектуальная биржа»: защита доверия в избирательном праве
  • 16.12.2025 Профессора НГУЭУ Леонид Бобров и Светлана Ильиных награждены Почетной грамотой Президента РФ
  • 16.12.2025 Студенты-целевики НГУЭУ встретились с будущими работодателями
  • 15.12.2025 НГУЭУ договорился о сотрудничестве с Хэйлунцзянским университетом
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты