21.11.2016
Учебная деятельность, Студенческая жизнь, Ректор, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, Для работодателей, Для государственных органов, На главную
Блог ректора: «Человек должен учиться там, где у него есть лучшие способности»
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему сокращение бюджетных мест на экономических и управленческих направлениях подготовки не решит проблем российской экономики.
Уже несколько лет в России на самом высоком уровне говорится о том, что экономистов, юристов, менеджеров очень много. И реально сокращаются бюджетные места на эти направления подготовки, в том числе в специализированных вузах. Около недели назад «Навигатор образования» сообщил о том, что в 2017 году будет сокращен бюджетный прием на экономические и управленческие направления подготовки.
Мне кажется, эта ситуация связана с некоторой системной ошибкой: экономистов, видимо, воспринимают как людей, которые могут работать исключительно менеджерами по продажам. Отсюда — недооценка места и роли экономистов для развития экономики страны. Конечно, менеджер по продажам — это самая массовая профессия, но работают в ней не только экономисты. Если зайти в любой магазин и спросить у сотрудников, какой вуз они окончили, мы увидим, что там и педагоги, и инженеры, и психологи — кто только там не работает! А если поговорить с руководителями предприятий, то многие скажут, что найти толкового экономиста очень сложно и таких настоящих экономистов на рынке не много. На мой взгляд, нельзя говорить о том, что в России перепроизводство экономистов и им негде работать, кроме как торговать.
На рынке мало экономистов, подготовленных для решения стратегических целей, способных решать задачи, стоящие перед страной, регионами, отраслями и конкретными предприятиями. И я убежден, подготовку таких специалистов нужно расширить.
С управленческими направлениями подготовки — ошибка из той же серии: считается, что знания о том, как управлять сложным объектом, формировать коллективы и строить в них отношения, даются от Бога. Это вроде как всем известно. На самом деле, конечно, это не так. Чтобы научиться управлять, нужно очень много работать и прилежно учиться.
Проблема развития экономики заключается в определении того, что первично. Если технологии — то тогда действительно, прежде всего, нужны инженеры, специалисты в области техники и технологий. А если мы хотим реализовать стратегические цели развития, то нужен совершенно другой подход к кадрам. Я писал и говорил о том, что главное с позиции изменения экономической ситуации и с позиции формирования кадрового состава — это подготовка инженеров бизнеса (например, здесь). Когда надо произвести какой-то продукт, мы понимаем, что нужно выстроить технологию его производства и говорим, что для разработки этой технологии необходимо подготовить инженеров-технологов. Но почему, когда мы хотим организовать какой-то бизнес, включающий, в том числе и производственный блок, мы почти ничего не делаем, чтобы научить людей этим бизнесом управлять?
Конечно, в нашей стране так сложилось исторически: директорами заводов при советской власти были, как правило, технари. А замдиректора по экономике — это был даже не второй, а третий человек на заводе, потому что вторым был главный инженер, технолог. Вот такая технократическая модель. Возможно, она правильная для каких-то прорывов. Но, если некоторая структура уже создана, то ее развитие во многом должно определяться направлением движения компании, целями, объективными рыночными показателями. Вот сейчас, например, Новосибирская область гордится программой реиндустриализации, но в ней в основном говорится о новых технологиях, и почти не говорится об экономических аспектах управления этой программой. Даже кадры реиндустриализации воспринимаются как инженеры-технологи, а не как инженеры бизнеса. Потому что идея программы реиндустриализации — создания новых продуктов, основанных на современных технологиях. При этом вспоминается опыт советской России, когда из сельскохозяйственной страны в очень короткий срок создана мощная индустриальная держава. Конечно, можно проводить исторические параллели. Но та же реиндустриализация 30-х годов базировалась на другой идее — тогда нужно было создать производство практически с нуля. И спрос был обеспечен. Сейчас другая ситуация — нельзя просто запустить в производство новые продукты, исходя из гипотезы, что они сразу будут востребованы. Это не так. Нужно создать условия для их продвижения на рынок. Поэтому, на мой взгляд, программу реиндустриализации Новосибирской области, нужно расширить с позиций анализа востребованности новых технологий и новых продуктов субъектами рынка и разработки стратегии продвижения этих современных технологий и продуктов на рынок.
На Западе, кстати, руководитель — это, как правило, человек, который воспринимает компанию как субъект рынка, понимает, как ее позиционировать на рынке, как продавать ее разработки. В то же время этот руководитель следит за развитием отрасли в целом, за актуальными тенденциями — и привлекает для их реализации специалистов в области техники, но это уже вторично. У нас же все наоборот. Предполагается, что придет какой-то технолог, наладит производство — а дальше что будет? Это серьезная проблема для нашего общества. Думаю, если мы придем к тому, что работой предприятия должны управлять экономисты, ситуация изменится. Ведь комплексное развитие компании возможно только тогда, когда у руководителей сформировано экономическое, а для лучших руководителей, — предпринимательское, мышление.
И поэтому, на мой взгляд, неправильно, когда лучших абитуриентов всячески призывают не идти учиться на экономиста, а пойти на технолога или инженера, или на другую техническую специальность. Человек должен учиться там, где у него есть лучшие способности.
Кто-то действительно инженер от Бога, кто-то обладает предпринимательским талантом и должен быть в управлении предприятием.
На совещаниях, с участием представителей Министерства образования и науки РФ я задавал вопрос о распределении бюджетных мест и обращал внимание, что странно, когда технические вузы имеют экономические факультеты, на которые к тому же даются бюджетные места. Может быть, если мы говорим о переподготовке управленческих кадров, стоит поддерживать, прежде всего, специализированные вузы? Почему эти места дают не нам? И я получил такой ответ: возможно, через 2-3 года, когда Министерство и Рособрнадзор разберутся с частными вузами, которые готовят, как правило, экономистов и юристов, а также техническими, аграрными, строительными и т.д. вузами, где готовят экономистов общего профиля, а не для какой-то отрасли, придет черед поддержки специализированных экономических вузов. Пока еще не прошло 2 года со слов этого высокопоставленного чиновника — посмотрим, что будет дальше.
Мы, конечно, не должны ждать «дождя» бюджетных мест. Мы должны сами искать заказчиков наших направлений и специальностей подготовки, в том числе через целевой набор абитуриентов. И, в настоящее время, НГУЭУ этим активно занимается. Однако, если в общественном сознании и в практической деятельности, не изменится отношение к экономистам и юристам как второстепенным мало востребованным профессиям, стратегические цели развития экономики реализовать не получится. Страна или отдельный регион может быть технологически развит, но будет местом производства продукции, но не инноватором движения вперед.
Я — за правильные приоритеты в подготовки кадров!
Учебная деятельность, Студенческая жизнь, Ректор, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, Для работодателей, Для государственных органов, На главную