15 апреля 2025 года на базе опорно-методического центра Новосибирского государственного университета экономики и управления в рамках проекта «ДНК России» прошел круглый стол по вопросам цифровой безопасности научно-образовательной деятельности. Мероприятие состоялось в рамках реализации федерального проекта «Мы вместе (Воспитание гармонично развитой личности)» национального проекта «Молодежь и дети» Министерства науки и высшего образования РФ.
В ходе круглого стола в очном и дистанционном формате было представлено восемь докладов от преподавателей НГУЭУ, НГТУ, СГУВТ (Новосибирск), ТГУ (Томск), ИГУ (Иркутск). Модераторами встречи выступили проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын и заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований "Россия — Центральная Азия"» НГУЭУ Денис Борисов. Слушателями круглого стола стали около 50 преподавателей из регионов Сибирского федерального округа.
В первом докладе доцент кафедры региональной экономики и управления НГУЭУ, кандидат экономических наук Наталья Епифанова сфокусировала внимание на влиянии информационного пространства на восприятие курса ОРГ. Она рассказала об информационной уязвимости молодежи, обусловленной отсутствием критического мышления, искаженной шкалой авторитетов и низкой политической культурой. На примерах из своей педагогической практики были приведены фрагменты студенческих эссе, демонстрирующие критическое отношение молодежи к различным аспектам социально-экономической и общественно-политической жизни в России. Автор отметила необходимость адаптации курса ОРГ к вызовам цифровой среды — через формирование четкого понятийного аппарата, развитие коллективной идентичности и выработку механизмов сопротивления манипуляциям.
Доцент кафедры философии и методологии науки ТГУ, кандидат философских наук Елена Букина в своем докладе продолжила рефлексию по поводу рисков современной информационной среды в контексте преподавания курса ОРГ. Доклад анализирует феномен информационных войн как фактор, определяющий специфику преподавания. На примерах из мировой и российской практики автор продемонстрировала, как манипуляция чувствами, сознанием и волей молодежи становится инструментом внешнего идеологического воздействия. В практической части доклада предложены меры по устранению информационных разрывов между преподавателями и студентами — через просветительскую работу, повышение культуры чтения и цифровой гигиены, а также вовлечение студенчества в открытый диалог. Главный тезис — курс ОРГ может стать любимым, если будет учитывать реальные интересы студентов.
Заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ИГУ, доктор философских наук, кандидат социологических наук Ольга Истомина в своем выступлении «Социальное восприятие студенческой молодежи в условиях информационного террора» акцентировала внимание на ценностных аспектах современных вызовов в области информационного обмена. Были аргументированно рассмотрены такие проблемы, как кризис идентичности, психологическая усталость и информационные манипуляции. На примере деятельности государства по блокировке СМИ, признанию юридических и физических лиц иностранными агентами, борьбе с фейковыми новостями была подчеркнута важность цифровой гигиены, включая защиту данных и проверку информации. Автор отметила, что развитие традиционных ценностей в семье и образовательной политике государства является важным условием устойчивого будущего России.
Пресс-секретарь, руководитель медиацентра НГТУ Елена Танажко представила практико-ориентированное сообщение, основанное на собственном профессиональном опыте. На основе статистики о распространенности фейков она обозначила ключевые угрозы общественному развитию и предложила методы противодействия: законодательные меры, фактчекинг, технологии ИИ и блокировку сайтов. Среди решений — раннее просвещение в рамках цифровой грамотности, поддержка медиацентров и других форм практической работы с информацией среди школьников и студентов.
Доцент кафедры философии, истории и права СГУВТ, кандидат философских наук Ольга Питько осветила психологические аспекты преподавания цифровой грамотности молодежи. Поддержав идеи предыдущего докладчика, она подчеркнула, что цифровая грамотность напрямую связана с эффективным противодействием манипуляциям в условиях информационного перенасыщения. Были представлены практики по развитию навыков поиска, оценки и верификации информации, а также разобраны примеры дезинформации, пропаганды и кликбейта, основанные на эмоциональных манипуляциях в СМИ.
Доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ, кандидат исторических наук Михаил Беленко предложил прикладной подход к проблематике медиа-грамотности молодежи. Он разделил аудиторию студентов на целевые группы по уровню лояльности и предложил адаптировать курс ОРГ под их особенности. Автор отметил важность творческого подхода к подаче информации, в том числе через позитивный контент, фильтрацию негатива, работу с лидерами мнений и проведение тренингов по маркерам манипуляции. В качестве эффективных методик обучения были предложены геймификация и дебаты.
Старший преподаватель кафедры информационных технологий НГУЭУ Антон Довыденко внес технический аспект в обсуждение, представив доклад «Роль AI и Big Data в усилении или подрыве цифровой безопасности в науке и образовании». Он показал двойственную роль этих технологий, которые, с одной стороны, открывают возможности для персонализации обучения, прогнозирования успеваемости и автоматизации процессов, с другой — создают риски утечек, взломов и злоупотреблений (deepfake, плагиат). Автор поделился примерами из собственной практики и предложил пути внедрения защищенных решений, а также указал на важность этического и нормативного регулирования.
Денис Борисов выступил с завершающим докладом «Маркеры манипуляции информацией в СМИ: приемы критического восприятия информационных сообщений». Он подчеркнул, что цель преподавания ОРГ — не столько передача фактов, сколько развитие способности думать. Автор выделил три ключевых аспекта: информационное противостояние — нормальное явление в социуме; доминирование западных медиа создает эффект «глобальной осведомленности»; необходимо возвращать внимание к локальным проблемам и обучать студентов распознаванию маркеров манипуляции.
Круглый стол продемонстрировал широкий спектр взглядов на проблемы информационного воздействия на студенческое сообщество и преподавание курса «Основы российской государственности». Докладчики сошлись во мнении, что информационная среда сегодня — не просто фон, а активный инструмент формирования мировоззрения студентов.
Сквозной темой выступлений стала необходимость формирования устойчивой государственной идентичности, развития критического мышления и медиа-грамотности. С методологической точки зрения важно продолжать работу по адаптации содержания и методов преподавания ОРГ к новой цифровой реальности.
Среди предложений: просветительская работа на конкретных примерах из текущей повестки, геймификация, популяризация цифровой гигиены и медиа-грамотности, осмысленное использование технологий ИИ и Big Data, а главное — ценностное наполнение диалога с молодежью. Особую значимость приобрели идеи о работе с разными целевыми аудиториями и развитии умений анализа медийных манипуляций. Курс ОРГ может и должен стать инструментом государственной образовательной политики по формированию целостной картины мира гражданина Российской Федерации на основе критического мышления.
Прошедшие, Научная деятельность, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Партнерам, Конференции, семинары, олимпиады