12.07.2016
Учебная деятельность, Интервью и комментарии, Новости подразделений, Для будущих студентов и слушателей
Анна Сербина: «На рынке труда дефицит политологов»
В этом году НГУЭУ открыл набор на новое направление бакалавриата — «Политология» с профилем «Международные отношения и мировая политика». О том, кому понравится учиться на этом направлении и кем смогут работать выпускники, рассказывает доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права Анна Сербина.
— Анна Степановна, чем обусловлено появление нового направления «Политология»?
— Идея открыть это направление подготовки возникла на кафедре достаточно давно — около двух лет назад. В связи с чем она появилась? Во-первых, «Политология» включена в состав укрупненной группы направлений подготовки «Политические науки и регионоведение» — туда же входят «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение», которые успешно реализуются в НГУЭУ. Второй момент — практический, он связан с многолетними наблюдениями за тем, кто поступает на наши направления и с какими трудностями сталкиваются студенты. Для некоторых наших студентов, обучающихся по направлениям «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение», камнем преткновения становится изучение иностранных языков. У них образуются академические задолженности, и тогда ребята переводятся на другие направления или вовсе отчисляются из университета. Поэтому у нас возникла идея открыть новое направление, в котором нет в таком объеме иностранных языков, но есть дисциплины, связанные с международными отношениями (например, «Теория и история дипломатии», «Актуальные проблемы мировой политики», «Интеграционные процессы в мировой политике»), а также предметы, освоение которых позволит нашим выпускникам успешно конкурировать на местном рынке труда.
— Какие именно дисциплины вы имеете в виду?
— Например, «Введение в политическую теорию», «История политических учений» — это общие дисциплины, которые преподаются на первом курсе. Есть и более специализированные предметы, такие как «Политический анализ и прогноз», «Электоральные системы современного мира», «Электоральное поведение», «Политический менеджмент» и так далее. Это те дисциплины, которые позволят нашим выпускникам работать не только в сфере, связанной с международными отношениями, но и в различных организациях Новосибирска.
— Где и кем они смогут работать?
— Преподавателями дисциплин «Политология» и «Обществознание» (как в школах, так и в вузах), научными сотрудниками профильных академических и научно-исследовательских организаций, служащими и сотрудниками органов государственной и муниципальной власти и управления.
Но все же самое интересное, на мой взгляд, занятие для политолога — работа в аппаратах политических партий, редакциях средств массовой информации, коммерческих, общественных и международных организациях.
— Означает ли это, что направление «Политология» может быть интересно людям совершенно разного склада характера?
— Безусловно. «Политология» — это междисциплинарное направление подготовки, которое подойдет и тем, кто любит работать с документами, и тем, кому интересно общаться с людьми или организовывать мероприятия.
— А как бы вы ответили на вопрос, кто такой политолог?
— Вообще, в России сейчас политологами называют всех, кто пытается размышлять на тему политики. А это люди очень разные. Я бы сказала, что есть три категории политологов. Первые — те, кто реально участвует в политической жизни (в основном это члены партий, депутаты). Вторая категория — люди, которые занимают промежуточное положение между практикой и теорией. В основном это сотрудники аналитических центров, которые время от времени дают какие-то рекомендации власть имущим. Например, Федор Александрович Лукьянов — он часто комментирует политические события на телевидении и является главным редактором журнала «Россия в глобальной политике». Он как раз занимается и научной деятельностью, и разработкой рекомендаций для властных структур.
Третья категория политологов — это так называемые теоретики: люди, которые имеют кандидатские и докторские степени по политологии. Их в России в последнее время появилось достаточно много. Почему в последнее время? Потому что в Советском Союзе как таковой политологии не было — была идеология. Из самых известных могу отметить ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова, Алексея Демосфеновича Богатурова, Татьяну Алексеевну Шаклеину, Марину Михайловну Лебедеву, Алексея Дмитриевича Воскресенского. Они защитили докторские диссертации по политическим наукам и активно занимаются исследованиями в этой области. Кстати, вся литература, которую мы закупаем для наших студентов, в основном написана именно этими авторами.
— В чем будет преимущество наших политологов перед теми, кто окончил, например, историю и «ушел» в политику?
— У нас более узкая специализация, и это хорошо, потому что на рынке труда сегодня дефицит политологов. Это проявляется довольно ярко: в той же «Единой России» в регионах работают люди, не имеющие специального образования, и местные отделения партии вынуждены на время предвыборных кампаний «выписывать» себе политтехнологов из Москвы. А ведь то, что они приехали из столицы, совсем не означает, что они качественные специалисты. Более того, эти люди зачастую не знают особенностей региона.
Например, московские политтехнологи однажды решили продвигать предвыборную кампанию в интернет-пространстве и предложили нашим пенсионерам давать комментарии в блогах. Хотели, чтобы пожилые люди, например, из Болотного или Тогучина использовали Twitter... В Москве пенсионеры наверняка более продвинутые, но у нас реальность другая. И нам нужны свои специалисты, которые ее знают.
— Есть ли на вашей кафедре преподаватели-практики?
— Да, многие наши преподаватели имеют соответствующий опыт. Например, заведующий кафедрой Денис Алексеевич Борисов долгое время работал в аппарате «Единой России» и контактирует с некоторыми практиками, которых мы планируем привлекать для преподавания. Таким образом, наши студенты будут учиться на реальных ситуациях — теория теорией, а на практике все, как правило, получается немножко по-другому.
— Сколько иностранных языков будут изучать ребята?
— На «Политологии» студент будет изучать только один язык — тот, который ему преподавали в школе. В основном это английский. И поскольку иностранный язык на этом направлении будет даваться в меньшем объеме по сравнению с «Международными отношениями» и «Зарубежным регионоведением», возможны различные формы обучения: очная, заочная и очно-заочная (вечерняя). Думаю, это должно быть интересно нашим абитуриентам, ведь на других направлениях кафедры можно учиться только очно, что удобно не всем.
— Будут ли политологи изучать английский язык более глубоко, чем студенты других направлений подготовки?
— Конечно. Если экономисты, например, изучают английский в течение семестра, то студенты направления «Политология» будут изучать его полтора года: с четвертого по шестой семестр.
— Как вы считаете, какие дисциплины программы «Политология» будут наиболее интересны студентам?
— Пожалуй, самый интересный с моей точки зрения предмет — это «Электоральное поведение».
Почему население выбирает тех или иных кандидатов? В связи с чем предпочтения меняются, например, от района к району? Например, почему в Советском районе Новосибирска на выборах всегда побеждают коммунисты? Эти и другие вопросы студенты будут рассматривать, изучая дисциплину «Электоральное поведение».
Другой не менее увлекательный предмет — «Электоральные системы стран мира». На занятиях ребята узнают, как проводятся выборы в разных государствах и какой положительный опыт мы можем перенести на российскую действительность.
Учебная деятельность, Интервью и комментарии, Новости подразделений, Для будущих студентов и слушателей