НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Страница ректора
  •  > 
  • Ректор в СМИ

Новая специальность «Психология служебной деятельности»

20.07.2016
Новая специальность «Психология служебной деятельности»
В этом году в НГУЭУ открылась новая специальность «Психология служебной деятельности» со специализацией «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях». О ее преимуществах и возможностях трудоустройства выпускников рассказывает заведующий кафедрой психологии экстремальной деятельности Виктор Колышкин.

Новая специальность  «Психология служебной деятельности» Посмотреть все фото
— Почему появилась эта специальность?

— Современный человек часто попадает в различные неблагоприятные, а порой и экстремальные ситуации. Вследствие этого у него возникает страх, беспокойство, тревожность — предшественники депрессии, которая чаще всего и является причиной самоубийств. Любые экстремальные ситуации приводят вначале к психоэмоциональному напряжению, а затем — и к ярко выраженному стрессу. А это уже не просто отклонения в состоянии здоровья, но и так называемые «пограничные состояния». Так как это еще не явная патология, она выпадает из поля зрения врачей, занимаются ею психофизиологи и клинические психологи. Вообще, парадоксально, но факт — специалистов, которые оценивают и прогнозируют состояние организма человека, находящегося в экстремальных состояниях, в России нет. Вот именно по этой причине наша кафедра и заполнила эту, в общем-то, свободную нишу, начав готовить такие кадры.

— Причин возникновения стресса может быть много: и чрезвычайные ситуации, и человеческий фактор… Как они сказываются на состоянии человека и как ваши выпускники помогают бороться с последствиями?

— Не секрет, например, что для современного руководителя характерно состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется различными конфликтными ситуациями и стрессом. По этой причине возникает следующий парадокс: при свободных местах на руководящие должности (главным образом, нижнего и среднего звена) нет желающих их занять. И это свидетельствует о проблеме профотбора и подготовки кадров. Решать ее тоже могут наши специалисты.

Что касается техногенных катастроф, то, к сожалению, человек пока не научился предотвращать их. Мы можем только ликвидировать их последствия, в том числе проводить работы по оказанию психологической помощи людям, пострадавшим и выжившим в зоне бедствия, выводя их из посттравматического стресса. Это состояние по статистике наблюдается у 20% людей, перенесших различные бедствия и тех, кто ликвидировал их последствия. И задача именно наших специалистов-психологов помочь тем, кто страдает от посттравматического стрессового расстройства.


Вообще, структура МЧС (особенно за Уралом) испытывает острую нехватку специалистов, знающих методы оценки психического (психофизиологического) состояния человека, попавшего в экстремальные условия среды, и методы управления этим состоянием. Наша кафедра выпускает именно таких специалистов.



До недавнего времени решением таких проблем занимались клинические психологи – специалисты по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.

— Вы упомянули клинических психологов. Разве их подготовка — это не прерогатива медицинских вузов?

— После получения высшего медицинского образования человек становится врачом-психологом по медицинской психологии. А это совсем другое — их задача заключается в работе с людьми, уже находящимися в состоянии патологии. Наши же выпускники работают с людьми, которые не находятся пока еще в состоянии патологии, но уже не здоровы. В их профессиональные компетенции входит оценка, диагностика, прогнозирование, профилактика и коррекция функционального состояния организма человека, его пограничных состояний. И это еще не все. Они занимаются психодиагностикой и подготовкой трудовых коллективов, формированием и психологическим сопровождением спортивных команд и других микрогрупп, адаптацией, профилактикой, реабилитацией работников МЧС и людей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и многим другим.

Для того, чтобы было понятно, что могут осуществлять наши выпускники по этой редкой, но важной специальности, достаточно перечислить только некоторые дисциплины нашей специализации: «Психологическая коррекция и реабилитация», «Сон, гипноз и их механизмы», «Психология лжи и полиграфическое исследование личности», «Психофизиологические механизмы памяти в экстремальных условиях среды», «Латеральные механизмы переработки информации в экстремальных условиях среды», «Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в экстремальных условиях среды», «Управление функциональным состоянием человека с помощью биологической обратной связи».

К слову сказать, указанные дисциплины отсутствуют в учебном плане подготовки наших бакалавров по «Психофизиологии». У них задача совсем другая — понять, почему у человека возникают те или иные нарушения, но они не владеют методами по управлению и коррекции этих нарушений. Другими словами, они не могут воздействовать на человека. Бакалавриат по «Психофизиологии» — это сильно урезанный аналог специализации «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях».

— Где могут работать ваши выпускники?

— Как показывает практика, если студент успешен в учебе, то он обязательно после окончания вуза трудоустроится по профессии. Лучшие наши выпускники работают в психоневрологических диспансерах, различных кадровых агентствах и в отделах по работе с персоналом, в службах занятости, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, в различных образовательных центрах, которые проводят психологическое консультирование физических лиц и организаций. Немало ребят работают в службах, которые помогают прийти в норму человеку, оказавшемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях или пережившему такие ситуации.

Вообще, наши выпускники разлетелись по многим городам России. Например, одна из них в Санкт-Петербурге организовала собственное консалтинговое агентство со специализацией по решению именно психологических проблем. Есть и те, кто успешно трудоустроился за рубежом.

Если говорить о профессиях, то наши выпускники работают психологами, психофизиологами, клиническими психологами, специалистами по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.

— Вы отметили, что нехватка психологов есть в МЧС России. Значит ли это, что МЧС рассматривает выпускников кафедры психологии экстремальной деятельности НГУЭУ как своих потенциальных сотрудников?

— Да, МЧС заинтересовано в наших выпускниках. Например, в региональном отделение МЧС России по Новосибирской области прошлым летом была организована психологическая служба, и мы заключили соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. Теперь наши студенты могут проходить в этой организации практику с возможностью последующего трудоустройства. Кстати, мы также плотно сотрудничаем и с Институтом физиологии и фундаментальной медицины СО РАН — и это говорит об уровне подготовки наших выпускников.

— Хорошим психологом не стать без практики. Как ваши студенты будут осваивать необходимые навыки?

— По большинству дисциплин, изучаемых на нашей кафедре, — их у нас более 60 — предусмотрены лабораторные работы. Что это, если не практика? Закуплены современные и дорогие компьютерные программы Центра психофизиологического прогнозирования и здоровья — суперсовременные компьютерные диагностирующие системы. И будущие специалисты овладевают навыками практического использования современных психофизиологических методов, включая компьютерную полиграфию, многомерное шкалирование исследований активности нейронов и суммарной активности мозга. В основе обучения студентов-специалистов по экстремальной психологии — практикумы, которые начинаются буквально с первого семестра. Их главная черта — ориентация на активное участие студентов в экспериментах, то есть реализация принципа «обучение через исследование». Полученные знания выпускники могут использовать и в научных исследованиях. В НГУЭУ есть аспирантура по психофизиологии, и после окончания нашего вуза можно поступить на этот третий уровень высшего образования. Также студенты кафедры психологии экстремальной деятельности проходят практику уже с первого курса не только в нашем Центре психофизиологического прогнозирования и здоровья, но и в таких учреждениях, как клинические центры и диспансеры, структуры МЧС и МВД, агентства по подбору, оценке и управлению персонала, учреждения по диагностике и подготовке трудовых коллективов, спортивных команд, социально-психологические центры, службы занятости.

— Какими личными качествами должны обладать люди этой профессии?

— В первую очередь, эти специалисты должны обладать огромным желанием помочь людям, попавшим в самые различные неблагоприятные жизненные ситуации. И мы ждем именно таких студентов. Но сразу предупреждаем: учиться у нас трудно — но интересно.

Лента новостей, Для будущих студентов и слушателей, Для преподавателей, На главную
1/2
  • 29.04.2021 15:00:00 Ректор Павел Новгородов дал новое интервью о планах развития НГУЭУ
  • 15.04.2021 13:40:00 Ректор НГУЭУ и постдокторант Стэнфорда обсудили форматы сотрудничества
  • 15.01.2021 10:00:00 Врио ректора Павел Новгородов рассказал о будущем НГУЭУ
  • 26.11.2020 19:00:00 Павел Новгородов избран новым ректором НГУЭУ
  • 24.11.2020 10:00:00 Ректор НГУЭУ Александр Новиков стал заслуженным экономистом региона
  • 21.04.2020 Портал «РБК-Новосибирск»: Ректор НГУЭУ назвал позитивные последствия кризиса из-за COVID-19
  • 17.04.2020 18:00:00 «Деловой квартал»: Финансовый рынок – один из главных локомотивов для вывода страны из кризиса
  • 04.02.2020 Канал СТС Мир: Ректор НГУЭУ Александр Новиков принял участие в программе «Узнаваемые лица»
  • 09.01.2020 Портал «Деловой квартал»: Социально значимые итоги-2019 от новосибирских экспертов
  • 27.11.2019 Портал «Деловой квартал»: Опубликован сборник «Профессии будущего и профессионалы будущего. Новосибирская область»
  • 11.11.2019 Портал «Континент Сибирь Online»: В правительстве Новосибирской области прошли публичные слушания по проекту бюджета региона на 2020 год
  • 08.11.2019 10:00:00 Портал «Тайга.инфо»: Новосибирские депутаты начали обсуждать областной бюджет на 2020 год
  • 08.11.2019 Портал InfoPro54: «Область недорабатывает с источниками финансирования»
  • 28.03.2019 Портал «Городская волна»: «В комсомоле были свои неформалы, демократы и трезвенники»
  • 21.01.2019 Портал «Деловой квартал»: НГУЭУ предложил предпринимателям вместе готовить «инженеров бизнеса»
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты