16.01.2023
Исследовательская группа НГУЭУ и Томского государственного университета представила результаты пятилетнего проекта «Цифровое качество жизни», в рамках которого ученые анализировали благополучие жителей страны. Финансирование проекта проводилось в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» ТГУ.
Автором идеи исследования выступил социолог, доцент кафедры социологии НГУЭУ Евгений Щекотин, техническую часть проекта реализовали сотрудники Лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ.
В рамках проекта ученые изучали субъективное качество жизни или субъективное благополучие — оценку человеком условий своей жизни.
С помощью технологии анализа больших данных авторы проекта оценили уровень субъективного качества жизни людей во всех регионах России. Исследовательским полигоном выступила социальная сеть «ВКонтакте»: ученые анализировали посты, просмотры, лайки, репосты, комментарии пользователей региональных сообществ. Они пришли к выводу, что именно в так называемых «региональных сообществах» публикуются сообщения о социальной, экономической и политической ситуации в регионе.
— Есть два измерения качества жизни или благополучия — это удовлетворенность жизнью и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие — это те эмоции, чувства, которые человек переживает в настоящий момент времени, это сиюминутная оценка удовлетворенности своей жизнью. Удовлетворенность жизнью подразумевает некоторое отвлечение от сиюминутности и оценку жизни (или какого-то ее аспекта) в ретроспективе, на протяжении длительного временного периода. Различие этих характеристик благополучия проявляется, например, в том, что эмоциональное благополучие значительно менее чувствительно к уровню материального благосостояния, чем удовлетворенность жизнью. Социальные сети — идеальный инструмент для фиксации эмоционального благополучия, — отметил автор идеи исследования Евгений Щекотин.
В рамках исследования в 2018-2019 гг. ученые проанализировали 3 млн. сообщений, опубликованных в 2,5 тыс. сообществах, в 2020-2021 гг. было проанализировано порядка 10 млн. сообщений в 8 тысячах сообществ во «ВКонтакте». В этой работе принимали участие и студенты-социологи НГУЭУ. На первом этапе сообщества отбирали вручную, затем этот процесс автоматизировали — разработали алгоритм автоматического определения региональных сообществ. Анализ контента проводился автоматически с помощью обученного алгоритма. Качество жизни населения изучали по восьми показателям: образование, здравоохранение, безопасность, социальное обеспечение, политика, экология, доступность товаров и услуг, ЖКХ и инфраструктура. Параллельно ученые разработали алгоритм для определения тональности текстов — все сообщения были разбиты на три группы: позитивные, негативные и нейтральные.
Как отмечают эксперты, социальная сеть — это огромная жалобная книга.
— Люди склонны активнее реагировать на негативный контент, особенно на так называемый «шок-контент» (кого-то где-то убило, покалечило, раздавило и т.д.). Если отталкиваться от гипотезы, что медиа формируют нашу картину мира, то эта картина мира является скорее негативной, — подчеркнул Евгений Щекотин.
Исследование завершено: за пять лет ученым удалось проработать и внедрить в жизнь новые инструменты и методологию сбора и анализа информации.
В ходе исследования ученые определили, как в различных регионах люди оценивают качество своей жизни. Менее всего склонны выражать недовольство в социальных сетях жители Северного Кавказа (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания) и Республики Алтай. Также негативного контента и реакций на него не так много в Псковской и Рязанской областях, Камчатском и Пермском краях. На противоположном полюсе находятся Оренбургская область и целый ряд регионов Западной Сибири (Алтайский край, Томская, Новосибирская и Кемеровская области), Вологодская, Саратовская, Тамбовская и Сахалинская области: здесь высказывается очень много недовольства качеством жизни.
— Возможно, такие региональные особенности в некоторой степени могут объясняться доступностью и культурно обусловленными практиками пользования интернетом, — резюмировал Евгений Щекотин.
Результаты исследования применимы в жизни: разработанные решения можно использовать для оперативного сбора информации об оценке жителями тех или иных аспектов качества жизни в регионе или отдельном городе.
Дальнейшие планы ученых связаны с усовершенствованием разработанных инструментов, привлечением новых источников данных. Например, таких, как мессенджер Telegram и поисковые запросы пользователей. Также специалисты работают над тем, чтобы охватить не только крупные населенные пункты, но и сельские поселения.