11.12.2023
В ходе Форума «Городские технологии», состоявшегося 8 декабря на базе НГУЭУ, учёные, представители мэрии Новосибирска и коммерческих структур в формате диалога рассмотрели масштабные технические решения и предложения, которые в перспективе будут модернизировать городское хозяйство и городскую экономику, и сделают жизнь самих горожан максимально экологичной, комфортной и безопасной.
Каким инновационным технологиям предстоит развивать город будущего?
В ходе Форума «Городские технологии», состоявшегося 8 декабря на базе НГУЭУ, учёные, представители мэрии Новосибирска и коммерческих структур в формате диалога рассмотрели масштабные технические решения и предложения, которые в перспективе будут модернизировать городское хозяйство и городскую экономику, и сделают жизнь самих горожан максимально экологичной, комфортной и безопасной.
Пленарное заседание «Образы будущего через практические возможности сегодня. Электротранспорт – трудности реализации и меры поддержки» и отдельный круглый стол были посвящены революционным перспективам транспортной инфраструктуры - условиям для развития системы электромобильного транспорта на предстоящие несколько лет.
В настоящее время, по словам председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Валерия Ильенко, правительство Новосибирской области уже готово участвовать в федеральном проекте по строительству в Новосибирске сети электрозарядных станций, соответствующая заявка уже подана в профильные подразделения органов исполнительной власти федерального уровня.
- Убеждён, что будет поддержка из федерального центра, - говорит депутат. - Готовы ли промышленность с наукой производить эти станции? Нисколько не сомневаюсь. Научный потенциал и промышленные предприятия готовы за это взяться.
Результатом участия в данной программе, по мнению вице-мэра Новосибирска Артёма Скатова, может стать рост числа электромобилей с текущих 501 до 40 тысяч к 2030 году.
- Мы должны обеспечить соответствующую инфраструктуру, чтобы каждый горожанин мог зарядить машину во дворе, на работе, на парковке, - отметил вице-мэр. - Думаю, это реально. Нужно начинать с себя, пересадить чиновников на электромобили вполне реально. Я сам как чиновник готов пересесть на электрический автомобиль.
В то же время для реализации столь масштабной инициативы потенциальным инвесторам и исполнителям предстоит преодолеть несколько «подводных камней». Во-первых, по подсчётам мэрии Новосибирска, городу для полноценного перехода на электромобили требуется и соответствующая инфраструктура – около 2 тысяч медленных зарядных станций и 250 – 300 быстрых. Объём вложений в одну станцию, как озвучил директор по развитию электротранспорта ООО «Сибирская генерирующая компания» Андрей Витковский, составит от 3 до 4 млн руб.
— Необходим единый подход к тарификации, - говорит Витковский. - Сегодня владельцы электромобилей заправляются от домашнего электричества по цене 3 рубля за кВт/ч, а коммерческая цена на заправке – 12 рублей кВт/ч. Хотя это дешевле, чем заправка бензином, люди предпочитают скидывать зарядки из окон квартир и заправляться от домашней электросети.
Помимо финансовой стороны дела, бизнес отмечает и ряд моментов организационного характера, особенно с учётом сибирских природных условий.
- Один из первых факторов для появления такого транспорта – должно быть организовано парковочное пространство, потому что без пространства невозможно построить инфраструктуру, - комментирует исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий инновационного центра «Сколково» Алексей Паршиков. - Следующий барьер – температурный. Но его легче преодолеть, если есть электромобили с опциями «климат-контроль» и «батарея». Машина всегда должна ночью быть подключена к медленной дешёвой зарядной станции, и при этом батарея будет всегда в нужном тепловом диапазоне, независимо от того, какой климат за «бортом». Сейчас те машины, что привозят к нам в страну, этим не обладают. Люди сталкиваются с тем, что они неудобны, быстро разряжаются. Это говорит о пока ещё низком уровне компетентности, в том числе, у дилеров и менеджеров, продающих машины.
Другими категориями «умных технологий», представленными на форуме, стали уже внедряемые в жизнь городских служб системы отопления от геотермальных источников, технологии клонирования яблонь сорта «Рудольф» и другие. К примеру, на вооружение муниципальной аварийно-спасательной службы в конце ноября поступил подводный аппарат, позволяющий сократить время пребывания водолаза под водой в опасных условиях.
- Основная специфика нашей работы – поиск людей, пропавших на воде. Кроме того, в рамках городского хозяйства в нашей компетенции – водозаборы, переходы коммуникаций телефонии и «Горводоканала» по дну реки, причалы, суда, - рассказывает начальник аварийно-спасательного отряда «Южный» Кирилл Демчук. - В этих сферах мы теперь можем проводить больший объём работы. Мы видим картинку, что происходит под водой, независимо от течения, от загрязнения воды. Такие аппараты есть в России, есть зарубежные аналоги, но этот аппарат хорош в своём классе, с местными производителями всегда удобнее и проще работать.
Отдельным блоком участники форума рассмотрели «умные» цифровые технологии, реализующиеся в образовательной, культурной, дорожной и других сферах городской жизни.