08.08.2016
Тренд последнего десятилетия — внедрение инноваций в разные сферы жизни. НГУЭУ идет в ногу со временем и в 2007 году первым в Новосибирске открыл набор на направление «Инноватика». О том, какие компетенции получат студенты, кем могут работать выпускники и какие перспективы дает продолжение обучения, рассказывает старший преподаватель кафедры информационных технологий Дина Макарова.
— Дина Сергеевна, уже несколько лет модное слово «инновация» используют к месту и не к месту. Расскажите, пожалуйста, что же все-таки оно означает?
— Да, слово «инновации» очень популярно, ведь каждый день мы видим, как появляется что-то новое: программы, технологии, продукты… Однако любое новшество или изобретение становится инновацией только после его внедрения или коммерциализации. Инновациями могут быть и организационные, и управленческие решения. То есть, мало просто что-то придумать и положить чертеж в ящик стола: инновация — это нововведение, которое внедрено и уже работает.
Автор новшества (открытия, изобретения, полезной модели, ноу-хау, промышленного образца и так далее), который является инициатором его использования, как и предприниматель, увлеченный новой идеей и готовый рисковать ради превращения ее в инновацию, называется инноватором.
Мы вообще живем в эпоху инноваций. И если те же самые банковские мобильные приложения еще пять лет назад были мало кому известны, то сейчас они стали чем-то обычным. Мы не замечаем, как инновации входят в нашу жизнь, но за этим всегда стоят профессионалы: группа разработчиков и команда тех, кто занимается внедрением. Это люди, которые понимают, как донести информацию о пользе инновации до потенциального клиента, выявить, будет ли это ему интересно. Более того, человек вообще может не знать, что новая вещь или программа будет ему полезна — ведь продукта еще не существует! В этом случае мы говорим уже о формировании потребности.
Поэтому наши выпускники — это люди, которые умеют не только создать что-то новое, но и внедрить изобретение, выявить целевую аудиторию, рассказать о преимуществах продукта.
— Получается, «Инноватика» содержит элементы маркетинга?
— Это направление находится на стыке наук — оно и техническое, и экономическое. У нас, с одной стороны, серьезная естественнонаучная подготовка: мы стремимся к тому, чтобы наши ребята понимали суть внедряемого новшества, могли оценить перспективы его использования и умели, в том числе, разрабатывать продукты. А с другой стороны, студенты изучают основы рынка, чтобы понимать, как вывести туда новый товар. Таким образом, деятельность инноватора призвана сократить дистанцию между полезными изобретениями и их покупателями.
— И все-таки, кто ваш выпускник — менеджер или инженер?
— Обычного менеджера учат управлять организацией или людьми, обучают основам экономики, бизнеса, маркетинга, управления, бухгалтерского учета… Такой менеджер может устроиться, например, в отдел продаж компании, стать начальником отдела или менеджером по управлению проектами. Выпускник направления «Инноватика» определит, какой проект нужно срочно разрабатывать, а какой вообще не стоит внимания. Бакалавра по инновациям учат не только тому, как управлять организацией или людьми, но и тому, что и как необходимо изменить в работе организации, чтобы повысить ее конкурентоспособность, как оптимизировать систему управления, создать новые продукты, улучшить систему сбыта. Поэтому у выпускника направления «Инноватика» в дипломе возможна запись «бакалавр-инженер».
При этом он может занимать разные должности. К примеру, на заводе есть инновационный отдел, куда могут принять на работу человека и назвать его инновационным менеджером, а могут написать в трудовой книжке фразу «инженер по инновациям».
Вот сейчас, к примеру, есть некий бум стартапов в IT-сфере. Инженерам бывает довольно сложно договориться с менеджментом — нет понимания, как вывести такой продукт на новый рынок. Поэтому специалист по инновациям должен изучать основы физики, математики, технических, инженерных дисциплин, хотя и не так глубоко, как в технических вузах. Для общения с создателями IT-проектов менеджеру нужно знать базовые основы программирования, чтобы понять, о каком программном продукте идет речь и как его лучше представить целевой аудитории. Поэтому инноватика — не только особая отрасль науки, но и ее основной инструмент, который обеспечивает превращение всех фундаментальных и прикладных наук в действенную производительную силу общества.
— В каких сферах и на каких должностях могут работать ваши выпускники?
— Подготовка ведется по профилю «Управление инновациями по отраслям и сферам экономики», то есть мы намеренно не стали выделять какое-то одно направление приложения знаний. Если полистать выпускные квалификационные работы наших ребят, посмотреть, где работают выпускники, то можно увидеть, что они находят себя в разных сферах. Это может быть строительный бизнес с использованием новых материалов, информационные технологии (разнообразные сервисы, медицинские приложения, рекламные сайты), организация электронного документооборота на разных предприятиях и многое другое. Грамотные специалисты по внедрению разработок нужны разным организациям.
Если говорить о должностях, то ребята работают специалистами по внедрению новой продукции в высокотехнологичных отраслях, разработчиками, инженерами, менеджерами. К примеру, два наших выпускника устроились в областное «Агентство по поддержке молодежных инициатив» и занимаются сопровождением проектов: выявляют разработчиков, набирают команды, оказывают им всяческую организационную помощь. То есть, они заняты не разработкой, а именно поддержкой инноваций.
Нередко наши бакалавры открывают свой бизнес. Например, выпускник этого года создает инновационный продукт — он планирует производить одну из комплектующих профессиональных велосипедов, внедряя на рынок взамен импортной деталь собственной конструкции из выбранного им материала.
Прототип этого продукта сейчас проходит обкатку, более того, уже есть договоренность с производственной площадкой.
Вообще, многие наши студенты знают, кем они будут работать, фактически уже на третьем курсе: ребята приходят на практику, после чего их приглашают в штат. Так, с нами сейчас тесно сотрудничает компания «СКБ-Контур», которая занимается разработкой облачных сервисов. Там сейчас работает наш выпускник, который недавно звонил и спрашивал: «А вы не хотите прислать к нам на практику ваших ребят? Если они хорошо себя покажут, мы их возьмем на работу».
— Какие компетенции получают студенты на занятиях, какие дисциплины учебного плана вы можете отметить?
— В основе подготовки по направлению «Инноватика» — междисциплинарность, которая обеспечивается за счет сбалансированного сочетания дисциплин различных областей знаний: естественнонаучных, технических, экономических и управленческих. Сначала ребята изучают «Физику и естествознание», а дальше на эту базу нанизываются «Химия и материаловедение», «Техническая механика», «Метрология», «Основы программирования», «Естественнонаучные основы инновационных технологий», «История и методология инженерного дела», «Инженерная графика». Чертежи, естественно, выполняются в современных компьютерных программах. Изучая эти предметы, студенты получают базовые инженерные компетенции.
Я бы отметила дисциплину «Основы наукоемких технологий», состоящую из основ лазерных, био- и нанотехнологий, а также курс «Промышленные технологии и инновации». Если же говорить об экономической составляющей, то ребят ждут такие дисциплины как «Менеджмент в инновационной сфере» и «Маркетинг в инновационной сфере». Также у нас есть очень интересные курсы «Теоретическая инноватика», «Типовые задачи прикладной инноватики», «Системный анализ и принятие решений», «Алгоритмы решения нестандартных задач» и «Управление инновационными проектами» — эти дисциплины студенты проходят ближе к концу обучения, они обобщают изученное ранее на конкретных примерах. Известно, что любую задачу можно решить несколькими способами, и мы учим ребят, как выбрать наиболее эффективный. Затем в выпускных работах мы видим, как они успешно применяют эти методы.
Одна из актуальных дисциплин — «Бизнес-планирование». Прежде чем вкладывать деньги в проект, нужно оценить его потенциал, причем не только экономическую, но и техническую составляющую. Например, узнать, есть ли на территории ресурсы для реализации проекта.
Ведь придумать можно что угодно, но если мы не сможем найти предприятие, которое выполнит заказ, мы не сможем реализовать проект — или же его реализация обойдется слишком дорого.
И, конечно, поскольку мы относимся к информационно-техническому факультету, в учебном плане немало предметов, связанных с информатикой. У нас есть студенты, которые в качестве выпускных работ создавали новые программные продукты.
— Расскажите, пожалуйста, о преподавателях, которые дают студентам все эти компетенции.
— Мы стараемся поддерживать оптимальное соотношение теории и практики, поэтому на кафедре работают очень тщательно подобранные преподаватели. К примеру, среди них есть научные сотрудники научно-исследовательских институтов СО РАН. Это специалисты, которые не просто могут качественно что-то объяснить студентам и привести примеры — они организуют посещение лабораторий НИИ и рассказывают об их работе.
Есть у нас и преподаватели-сотрудники коммерческих предприятий. Один из них работает ведущим специалистом крупной производственной компании «НЭВЗ-КЕРАМИКС», куда наших студентов с радостью принимают на практику. Кстати, там теперь работает и наш выпускник.
— Предполагаются ли в процессе обучения какие-то экскурсии на инновационные предприятия Новосибирска?
— Конечно. Например, наш преподаватель доцент Виталий Алексеевич Ковалев в этом учебном году организовал для студентов экскурсию на предприятия легкой промышленности. От «Синара» студенты были в восторге — они даже не предполагали, что увидят такое высокотехнологичное производство! Также они побывали на обувных фабриках «КОРС» и «Обувь России». Кстати, знание нашими студентами свойств новых материалов, а также ряда ограничений по соображениям экологической безопасности произвели хорошее впечатление на производственников.
Другой преподаватель — доцент Илья Игоревич Бетеров — ежегодно организует посещение лабораторий Института физики полупроводников СО РАН и ряда малых предприятий Технопарка Академгородка.
Профессор Татьяна Яковлевна Дубнищева проводила такие экскурсии в лаборатории Института автоматики и электрометрии СО РАН, где несколько студентов потом выполняли свои исследовательские выпускные работы. Кроме того, состоялись экскурсии на «Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова» и «СИБЭЛЕКТРОТЕРМ» — несколько студентов потом прошли практику на этих предприятиях.
— Получается, в инновациях нуждаются фактически любые производства?
— Да, и во время экскурсий ребятам об этом рассказывали. Мы получаем конечный продукт и не знаем, как он был произведен. А ведь за простой парой обуви стоит множество технологических процессов, с годами меняется оборудование и даже техника раскроя: можно раскладывать выкройки вручную, а можно этот процесс автоматизировать. Так, в раскрое материалов сегодня применяются лазерные технологии. И это тоже инновации, просто мы их не видим. Однако они приводят к снижению себестоимости продукта и повышению его качества.
— Могут ли студенты направления «Инноватика» заниматься научной работой?
— Прежде всего, инноватика — это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов. И наши студенты активно занимаются исследованиями: каждый год выходит около 50 публикаций, ребята ездят на научные мероприятия в разные города России. К примеру, в 2015 году на Международной конференции «Инноватика-2015», которая проходила в Томске, наши студенты заняли первые места сразу в двух секциях.
Причем ребята занимаются исследованиями в разных отраслях. У нас был опыт, когда студентка участвовала в конференции по экологии — она делала доклад в Москве и заняла второе место. Девушка разбирала экологические проблемы Горного Алтая и предлагала инновационные пути их решения.
— Ваша кафедра также ведет подготовку магистров по направлению «Управление инновациями». Какие перспективы дает бакалаврам продолжение обучения?
— У ребят, которые заканчивают бакалавриат по направлению «Инноватика» и хотят продолжить обучение, есть несколько путей. Во-первых, они могут поступить в магистратуру НГУЭУ по профилю «Управление инновациями в сфере наукоемких технологий». В рамках магистерской программы студент получает навыки информационного, технологического, нормативно-правового, финансового обеспечения инновационной деятельности. Выпускник владеет методами усовершенствования технологического процесса и его организации; технологиями развития своего интеллектуально-личностного потенциала; приемами мотивации людей.
Обучение в магистратуре предполагает более активное участие студентов в самом учебном процессе. То есть лекций здесь будет меньше, а практических занятий — больше. Кстати, в нашу магистратуру могут поступать и выпускники других направлений, желающие заниматься внедрением наукоемких разработок.
Во-вторых, бакалавры, окончившие «Инноватику», могут поступать на другие магистерские программы в зависимости от того, какая сфера деятельности их интересует. К примеру, у нас есть выпускники, которые окончили магистратуру по IT-направлениям в НГТУ и в Уральском федеральном университете. А есть ребята, которые выбрали экономическую магистратуру в нашем университете («Банковское дело» и «Финансы и кредит»), чтобы заниматься внедрением инноваций в этой сфере.
В-третьих, у нас прочная связь с Санкт-Петербургским политехническим университетом — практически каждый год наши бакалавры поступают туда в магистратуру по «Инноватике». Так, в прошлом учебном году по профилю «Управление инновационными проектами» была ситуация, когда на 10 бюджетных мест претендовали 40 абитуриентов-бакалавров инноватики из разных городов. Среди них четверо — наши выпускники. И все четверо поступили! Это говорит о высоком уровне подготовки наших бакалавров, ведь СПбПУ — один из ведущих технических вузов страны. К сожалению, наши выпускники, закончившие там магистратуру, не возвратились в Сибирь — нашли свое место в Санкт-Петербурге. А нам мы получили благодарственное письмо за хорошую подготовку бакалавров по направлению «Инноватика».