22.06.2020
— Сергей Анатольевич, направление подготовки «Экономика» — это как раз тот случай, когда можно поступить в вуз на программу среднего профессионального образования и выйти из него через несколько лет уже кандидатом наук, верно?
— Да, особенность образовательной модели в нашем университете в том, что по многим направлениям, в том числе и по «Экономике», выстроена так называемая «образовательная вертикаль», в которую входит несколько уровней (СПО, бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура).
Что касается «Экономики», то четыре программы среднего профессионального образования («Финансы», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), «Банковское дело» и «Страховое дело») непосредственно относятся к этому направлению и имеют логическое продолжение на бакалавриате. Конечно, ограничений для выпускников СПО нет, но если они получают высшее образование по соответствующей программе (то есть по программе того же профиля, что и их среднее профессиональное образование), можно выстроить индивидуальный учебный план и сократить обучение на бакалавриате на целый год.
На бакалавриате по направлению «Экономика» в НГУЭУ реализуется 13 образовательных программ, из них 8 реализуются на факультете корпоративной экономики и предпринимательства и еще 5 — на факультете государственного сектора. Как видите, выбор большой и даже по названию факультетов понятно, что направление «Экономика» открывает широкие возможности для построения карьеры.
Выпускник бакалавриата, решивший поступать в магистратуру, вправе выбирать любое направление подготовки и расширить тем самым свои компетенции. Но если продолжить образовательную вертикаль, о которой мы говорим, то в НГУЭУ 7 магистерских программ на направлении «Экономика».
И, наконец, аспирантура. Здесь у нас тоже представлены 7 программ, три из которых («Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет, статистика» и «Менеджмент») дают возможность не только обучаться, но и защищать кандидатскую диссертацию в диссертационном совете при университете.
— Многие ли выпускники используют эти возможности и переходят на следующий уровень?
— Мы каждый год подводим итоги приемной кампании и анализируем результаты в том числе и с точки зрения конверсии наших выпускников. Конверсия по всем нашим программам на СПО — около 60%, если же говорить только об экономических специальностях, то как минимум 70% выпускников СПО поступают на бакалавриат очно или заочно. Это очень хороший показатель, который свидетельствует о том, что выпускников устраивает качество образования, они доверяют вузу и хотят продолжить обучение именно в НГУЭУ.
— А дальше эта тенденция сохраняется? При переходе из бакалавриата в магистратуру, из магистратуы в аспирантуру.
— Да. Конверсия, конечно, поменьше (особенно на очную форму) — в силу того, что не все в принципе хотят учиться дальше. Но процент тех, кто продолжает обучение на следующем уровне все равно высок.
— Вы уже отметили, что одна из причин — высокий уровень доверия к вузу. А что еще заставляет выпускников двигаться по образовательной вертикали?
— Доверие к вузу, желание работать с теми же преподавателями — это, скорее причина, по которой выпускники остаются именно в НГУЭУ. А что касается продолжения обучения в целом, то главная причина — это желание выполнять более сложные задачи, больше зарабатывать, трудоустроиться в более престижные компании и занимать более высокие должности. Ведь по требованиям профессиональных стандартов, люди с дипломом бакалавра не могут претендовать на руководящие посты — нужно окончить магистратуру.
— Как бы вы охарактеризовали абитуриента направления «Экономика» с точки зрения профессиональных и личностных качеств?
— Сложно сказать, потому что направление «Экономика» очень емкое. На бакалавриате, например, у нас 13 программ — все они разные, а значит и абитуриенты на них поступают разные. Но если попытаться обобщить, то я бы выделил главные качества, которые присущи им всем.
Во-первых, наш абитуриент — хороший аналитик. На некоторых профилях эта компетенция читается в самом названии — «Корпоративный финансовый анализ», «Корпоративные финансы и бизнес-разведка», «Информационно-аналитическое обеспечение бизнеса», «Бизнес-статистика и аналитика». Но и на других программах развитые аналитические способности будут плюсом, потому что экономист — это в первую очередь хороший аналитик.
Во-вторых, — умение мыслить, самостоятельно принимать решения, даже если они связаны с риском, сильные организаторские способности. Все это особенно актуально для ребят, которые хотят создать собственный бизнес или занять руководящую должность в крупной компании.
Таким образом, абитуриенту, поступающему на направление «Экономика» должна быть интересна работа либо с источниками информации и с данными, либо с людьми, а может быть — и то, и другое.
— А если школьник пока не понимает, чего ему хочется больше? Например, он поступает на «Экономику», потому что это престижно, но не ориентируется в тонкостях будущей работы, потому что у него перед глазами нет подходящего примера.
— Конечно, сразу после школы не каждый может понять, чем ему хочется заниматься в жизни. Чтобы облегчить абитуриентам процесс выбора, в нашем университете уже несколько лет реализуется обучение по формуле «2+2+2». При поступлении школьнику достаточно определиться с направлением, а профиль он выберет позже — проучившись первые два года на факультете базовой подготовки, поближе познакомившись со спецификой будущей профессии и разобравшись, что ему интересно. Такой подход помог нам сгладить проблему выбора и уже показал свою эффективность.
— Наверное, не менее сложный вопрос, учитывая разносторонность направления «Экономика», но как проходит обучение?
— Не углубляясь в особенности разных профилей, расскажу об общих моментах, которые характерны для «Экономики». Свой отпечаток накладывает модель предпринимательского университета, которая реализуется в НГУЭУ: это определяет качество программ и те компетенции, которые мы пытаемся сформировать у студентов в процессе обучения.
В прошедшем учебном году все первокурсники НГУЭУ начали изучать блок кампусных дисциплин, направленных на формирование предпринимательского мышления и такого набора Soft Skills и Hard Skills, который позволит будущим выпускникам стать более конкурентоспособными в быстро меняющемся мире.
Кроме того, предпринимательский вуз предполагает очень большое количество практической подготовки — это и предусмотренная образовательным стандартом практика, и всевозможные дополнительные стажировки, посещения предприятий и организаций. В учебном процессе применяются не только традиционные методики обучения, но и кейс-технологии, бизнес-симуляции, деловые игры, позволяющие студентам на реальных примерах или с моделированием реальной рабочей ситуации освоить материал и сформировать навыки для решения той или иной профессиональной задачи. Также мы тесно взаимодействуем с бизнес-сообществом и органами государственной власти с точки зрения реализации образовательной программы: мы активно привлекаем в образовательный процесс практиков, они не только работают в государственных экзаменационных комиссиях или периодически приходят в вуз с мастер-классами, но и на регулярной основе проводят занятия со студентами. Около 25% всей учебной нагрузки у нас реализуется преподавателями-практиками!
— Расскажите поподробнее, как и с какими предприятиями ведется сотрудничество на направлении «Экономика», чтобы реализовать практикоориентированный подход?
— Мы дружим с «большой четверкой» аудиторских компаний (KPMG, PwC, Ernst&Young, Deloitte) — наши студенты проходят у них практику, они организуют на нашей базе профильные олимпиады, чтобы выявить талантливых студентов и сформировать для себя кадровый резерв. Многие студенты благодаря этому уже с третьего курса начинают работать в этих международных компаниях и, окончив университет, успешно строят карьеру. Заведующий кафедрой информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, которая взаимодействует с «большой четверкой», Владимир Владимирович Кизь — и сам представитель бизнеса: генеральный директор ЗАО «Консультационная группа “Баланс”».
Причем, это не единственный такой пример. Например, кафедру финансового рынка и финансовых институтов возглавляет директор Сибирского филиала ПАО «Московская биржа» Николай Валентинович Анохин. Такая непосредственная связь с бизнес-сообществом, конечно, позволяет кафедре реагировать на запросы рынка, проводить профильные мероприятия — «Финансовая среда», где эксперты обсуждают актуальные проблемы финансового рынка, Кубок Губернатора по биржевому и финансовому рынку, где участники демонстрируют свои навыки использования финансовых инструментов.
В рамках подготовки специалистов для государственного сектора экономики ведется тесное сотрудничество с Министерством экономического развития, Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами, Федеральной налоговой службой, Агентством инвестиционного развития Новосибирской области, АО «ВЭД Агент» и другими.
В целом же, пул компаний, с которыми у НГУЭУ заключены договоры о сотрудничестве, очень большой. Среди них — банки (начиная с Сибирского ГУ Банка России и Сбербанка и заканчивая региональными банками), аэропорт «Толмачёво», страховые компании, производственные компании (такие как «Синар», производственное объединение «Север», шоколадная фабрика «Новосибирская» и другие). Студенты, обучающиеся на направлении «Экономика», имеют возможность проходить практику в этих организациях. Во многих компаниях-партнерах работают наши выпускники, причем занимают менеджерские и топ-менеджерские позиции — это тоже обеспечивает лояльность к вузу и тесное взаимодействие.
— Студенческая жизнь — это не только учеба и участие в олимпиадах и конференциях. Как еще ваши студенты могут проявить себя?
— Возможностей для саморазвития и реализации своих талантов в НГУЭУ много — одних только внеучебных траекторий насчитывается семь! К тому же в последние годы достаточно активно развивается студенческое самоуправление. Новый студенческий ректор и председатель Совета обучающихся, кстати, — представитель направления «Экономика». Это студентка группы БД701 (профиль «Банковское дело») Елизавета Зверева — отличный пример того, как можно совмещать учебу и активную социальную жизнь. Я как преподаватель считаю, что студент в первую очередь должен быть хорошо успевающим, но это не значит, что все свое время он должен посвящать учебе.
— А работать будущие экономисты могут уже во время учебы?
— Конечно, большинство на 3-4 курсах так и делают. Не скажу, что все работают по специальности, кто-то просто подрабатывает, но без проблем совмещают учебу с работой многие. Если студенту удается трудоустроиться по специальности — это большой плюс, потому что он сразу начинает на практике применять знания, которые получает в вузе. Этому тоже способствуют наши партнеры: часто студент остается в компании после успешной практики или стажировки.
— Каковы перспективы выпускника направления «Экономика» на рынке труда? Особенно в контексте разговоров о том, что в нашей стране перепроизводство экономистов.
— К счастью, тенденция меняется: раньше о переизбытке экономистов и юристов (обычно нас в паре ставят) говорили чуть ли не на уровне Министерства науки и образования, в последние годы такие заявления звучат все реже. Сама экономика и те кризисные явления, происходящие в ней, говорят об обратном: квалифицированных специалистов, которые в состоянии решать актуальные задачи как отдельно взятого предприятия, так и региона или страны, не достаточно. А сегодня, в условиях пандемии, ясно, решение экономических проблем, восстановление малого и среднего бизнеса, потребуют новых подходов и новых квалифицированных кадров.
Хороших экономистов всегда было мало, и сейчас их недостаточно. Откуда тогда это мнение? Дело в том, что понятие «экономическое образование» долгие годы было достаточно широким, и экономистом считался каждый, кто получил какие-то минимальные знания и может выполнять простые задачи на уровне рядового клерка. Но, учитывая все, о чем мы говорили выше, — разве на подготовку таких кадров мы ориентируемся? Конечно же, нет. Наши программы нацелены на современную повестку и выстроены таким образом, чтобы научить студента перестраиваться под новые задачи, развиваться в профессии. Это важно и для того, кто будет работать «в офисе», и для того, кто решит работать на себя и откроет свое дело. Так что что наши выпускники на рынке труда востребованы — как сегодня, так и в перспективе!
Серию материалов о направлениях подготовки НГУЭУ мы начинаем с самого крупного направления, которое можно считать визитной карточкой университета, — с «Экономики». Большая часть образовательных программ этого направления подготовки реализуется на факультете корпоративной экономики и предпринимательства. Декана этого факультета Сергея Филатова мы и попросили познакомить абитуриентов с «Экономикой».
— Да, особенность образовательной модели в нашем университете в том, что по многим направлениям, в том числе и по «Экономике», выстроена так называемая «образовательная вертикаль», в которую входит несколько уровней (СПО, бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура).
Что касается «Экономики», то четыре программы среднего профессионального образования («Финансы», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), «Банковское дело» и «Страховое дело») непосредственно относятся к этому направлению и имеют логическое продолжение на бакалавриате. Конечно, ограничений для выпускников СПО нет, но если они получают высшее образование по соответствующей программе (то есть по программе того же профиля, что и их среднее профессиональное образование), можно выстроить индивидуальный учебный план и сократить обучение на бакалавриате на целый год.
На бакалавриате по направлению «Экономика» в НГУЭУ реализуется 13 образовательных программ, из них 8 реализуются на факультете корпоративной экономики и предпринимательства и еще 5 — на факультете государственного сектора. Как видите, выбор большой и даже по названию факультетов понятно, что направление «Экономика» открывает широкие возможности для построения карьеры.
Выпускник бакалавриата, решивший поступать в магистратуру, вправе выбирать любое направление подготовки и расширить тем самым свои компетенции. Но если продолжить образовательную вертикаль, о которой мы говорим, то в НГУЭУ 7 магистерских программ на направлении «Экономика».
И, наконец, аспирантура. Здесь у нас тоже представлены 7 программ, три из которых («Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет, статистика» и «Менеджмент») дают возможность не только обучаться, но и защищать кандидатскую диссертацию в диссертационном совете при университете.
— Многие ли выпускники используют эти возможности и переходят на следующий уровень?
— Мы каждый год подводим итоги приемной кампании и анализируем результаты в том числе и с точки зрения конверсии наших выпускников. Конверсия по всем нашим программам на СПО — около 60%, если же говорить только об экономических специальностях, то как минимум 70% выпускников СПО поступают на бакалавриат очно или заочно. Это очень хороший показатель, который свидетельствует о том, что выпускников устраивает качество образования, они доверяют вузу и хотят продолжить обучение именно в НГУЭУ.
— А дальше эта тенденция сохраняется? При переходе из бакалавриата в магистратуру, из магистратуы в аспирантуру.
— Да. Конверсия, конечно, поменьше (особенно на очную форму) — в силу того, что не все в принципе хотят учиться дальше. Но процент тех, кто продолжает обучение на следующем уровне все равно высок.
— Вы уже отметили, что одна из причин — высокий уровень доверия к вузу. А что еще заставляет выпускников двигаться по образовательной вертикали?
— Доверие к вузу, желание работать с теми же преподавателями — это, скорее причина, по которой выпускники остаются именно в НГУЭУ. А что касается продолжения обучения в целом, то главная причина — это желание выполнять более сложные задачи, больше зарабатывать, трудоустроиться в более престижные компании и занимать более высокие должности. Ведь по требованиям профессиональных стандартов, люди с дипломом бакалавра не могут претендовать на руководящие посты — нужно окончить магистратуру.
— Как бы вы охарактеризовали абитуриента направления «Экономика» с точки зрения профессиональных и личностных качеств?
— Сложно сказать, потому что направление «Экономика» очень емкое. На бакалавриате, например, у нас 13 программ — все они разные, а значит и абитуриенты на них поступают разные. Но если попытаться обобщить, то я бы выделил главные качества, которые присущи им всем.
Во-первых, наш абитуриент — хороший аналитик. На некоторых профилях эта компетенция читается в самом названии — «Корпоративный финансовый анализ», «Корпоративные финансы и бизнес-разведка», «Информационно-аналитическое обеспечение бизнеса», «Бизнес-статистика и аналитика». Но и на других программах развитые аналитические способности будут плюсом, потому что экономист — это в первую очередь хороший аналитик.
Во-вторых, — умение мыслить, самостоятельно принимать решения, даже если они связаны с риском, сильные организаторские способности. Все это особенно актуально для ребят, которые хотят создать собственный бизнес или занять руководящую должность в крупной компании.
Таким образом, абитуриенту, поступающему на направление «Экономика» должна быть интересна работа либо с источниками информации и с данными, либо с людьми, а может быть — и то, и другое.
— А если школьник пока не понимает, чего ему хочется больше? Например, он поступает на «Экономику», потому что это престижно, но не ориентируется в тонкостях будущей работы, потому что у него перед глазами нет подходящего примера.
— Конечно, сразу после школы не каждый может понять, чем ему хочется заниматься в жизни. Чтобы облегчить абитуриентам процесс выбора, в нашем университете уже несколько лет реализуется обучение по формуле «2+2+2». При поступлении школьнику достаточно определиться с направлением, а профиль он выберет позже — проучившись первые два года на факультете базовой подготовки, поближе познакомившись со спецификой будущей профессии и разобравшись, что ему интересно. Такой подход помог нам сгладить проблему выбора и уже показал свою эффективность.
— Наверное, не менее сложный вопрос, учитывая разносторонность направления «Экономика», но как проходит обучение?
— Не углубляясь в особенности разных профилей, расскажу об общих моментах, которые характерны для «Экономики». Свой отпечаток накладывает модель предпринимательского университета, которая реализуется в НГУЭУ: это определяет качество программ и те компетенции, которые мы пытаемся сформировать у студентов в процессе обучения.
В прошедшем учебном году все первокурсники НГУЭУ начали изучать блок кампусных дисциплин, направленных на формирование предпринимательского мышления и такого набора Soft Skills и Hard Skills, который позволит будущим выпускникам стать более конкурентоспособными в быстро меняющемся мире.
Кроме того, предпринимательский вуз предполагает очень большое количество практической подготовки — это и предусмотренная образовательным стандартом практика, и всевозможные дополнительные стажировки, посещения предприятий и организаций. В учебном процессе применяются не только традиционные методики обучения, но и кейс-технологии, бизнес-симуляции, деловые игры, позволяющие студентам на реальных примерах или с моделированием реальной рабочей ситуации освоить материал и сформировать навыки для решения той или иной профессиональной задачи. Также мы тесно взаимодействуем с бизнес-сообществом и органами государственной власти с точки зрения реализации образовательной программы: мы активно привлекаем в образовательный процесс практиков, они не только работают в государственных экзаменационных комиссиях или периодически приходят в вуз с мастер-классами, но и на регулярной основе проводят занятия со студентами. Около 25% всей учебной нагрузки у нас реализуется преподавателями-практиками!
— Расскажите поподробнее, как и с какими предприятиями ведется сотрудничество на направлении «Экономика», чтобы реализовать практикоориентированный подход?
— Мы дружим с «большой четверкой» аудиторских компаний (KPMG, PwC, Ernst&Young, Deloitte) — наши студенты проходят у них практику, они организуют на нашей базе профильные олимпиады, чтобы выявить талантливых студентов и сформировать для себя кадровый резерв. Многие студенты благодаря этому уже с третьего курса начинают работать в этих международных компаниях и, окончив университет, успешно строят карьеру. Заведующий кафедрой информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, которая взаимодействует с «большой четверкой», Владимир Владимирович Кизь — и сам представитель бизнеса: генеральный директор ЗАО «Консультационная группа “Баланс”».
Причем, это не единственный такой пример. Например, кафедру финансового рынка и финансовых институтов возглавляет директор Сибирского филиала ПАО «Московская биржа» Николай Валентинович Анохин. Такая непосредственная связь с бизнес-сообществом, конечно, позволяет кафедре реагировать на запросы рынка, проводить профильные мероприятия — «Финансовая среда», где эксперты обсуждают актуальные проблемы финансового рынка, Кубок Губернатора по биржевому и финансовому рынку, где участники демонстрируют свои навыки использования финансовых инструментов.
В рамках подготовки специалистов для государственного сектора экономики ведется тесное сотрудничество с Министерством экономического развития, Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами, Федеральной налоговой службой, Агентством инвестиционного развития Новосибирской области, АО «ВЭД Агент» и другими.
В целом же, пул компаний, с которыми у НГУЭУ заключены договоры о сотрудничестве, очень большой. Среди них — банки (начиная с Сибирского ГУ Банка России и Сбербанка и заканчивая региональными банками), аэропорт «Толмачёво», страховые компании, производственные компании (такие как «Синар», производственное объединение «Север», шоколадная фабрика «Новосибирская» и другие). Студенты, обучающиеся на направлении «Экономика», имеют возможность проходить практику в этих организациях. Во многих компаниях-партнерах работают наши выпускники, причем занимают менеджерские и топ-менеджерские позиции — это тоже обеспечивает лояльность к вузу и тесное взаимодействие.
— Студенческая жизнь — это не только учеба и участие в олимпиадах и конференциях. Как еще ваши студенты могут проявить себя?
— Возможностей для саморазвития и реализации своих талантов в НГУЭУ много — одних только внеучебных траекторий насчитывается семь! К тому же в последние годы достаточно активно развивается студенческое самоуправление. Новый студенческий ректор и председатель Совета обучающихся, кстати, — представитель направления «Экономика». Это студентка группы БД701 (профиль «Банковское дело») Елизавета Зверева — отличный пример того, как можно совмещать учебу и активную социальную жизнь. Я как преподаватель считаю, что студент в первую очередь должен быть хорошо успевающим, но это не значит, что все свое время он должен посвящать учебе.
— А работать будущие экономисты могут уже во время учебы?
— Конечно, большинство на 3-4 курсах так и делают. Не скажу, что все работают по специальности, кто-то просто подрабатывает, но без проблем совмещают учебу с работой многие. Если студенту удается трудоустроиться по специальности — это большой плюс, потому что он сразу начинает на практике применять знания, которые получает в вузе. Этому тоже способствуют наши партнеры: часто студент остается в компании после успешной практики или стажировки.
— Каковы перспективы выпускника направления «Экономика» на рынке труда? Особенно в контексте разговоров о том, что в нашей стране перепроизводство экономистов.
— К счастью, тенденция меняется: раньше о переизбытке экономистов и юристов (обычно нас в паре ставят) говорили чуть ли не на уровне Министерства науки и образования, в последние годы такие заявления звучат все реже. Сама экономика и те кризисные явления, происходящие в ней, говорят об обратном: квалифицированных специалистов, которые в состоянии решать актуальные задачи как отдельно взятого предприятия, так и региона или страны, не достаточно. А сегодня, в условиях пандемии, ясно, решение экономических проблем, восстановление малого и среднего бизнеса, потребуют новых подходов и новых квалифицированных кадров.
Хороших экономистов всегда было мало, и сейчас их недостаточно. Откуда тогда это мнение? Дело в том, что понятие «экономическое образование» долгие годы было достаточно широким, и экономистом считался каждый, кто получил какие-то минимальные знания и может выполнять простые задачи на уровне рядового клерка. Но, учитывая все, о чем мы говорили выше, — разве на подготовку таких кадров мы ориентируемся? Конечно же, нет. Наши программы нацелены на современную повестку и выстроены таким образом, чтобы научить студента перестраиваться под новые задачи, развиваться в профессии. Это важно и для того, кто будет работать «в офисе», и для того, кто решит работать на себя и откроет свое дело. Так что что наши выпускники на рынке труда востребованы — как сегодня, так и в перспективе!
Юлия Торопова
Подать документы для поступления в НГУЭУ можно, не выходя из дома — онлайн.
По всем вопросам, связанным с поступлением в университе, обращайтесь в приемную комиссию:
- телефон: +7 (383) 211-05-00;
- WhatsApp: +7-913-788-85-60;
- e-mail: priemc@nsuem.ru;
- VK: vk.com/abiturient_nsuem.