— Ольга Владимировна, почему направление «Гостиничное дело» не теряет свою популярность на протяжении многих лет?
— Гостеприимство — одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации. Забота, проявленная по отношению к гостю, и способность чувствовать потребности клиентов — наиболее ценные черты поведения обслуживающего персонала гостиничных предприятий. Комфорт, уют гостиницы создается людьми, а не стенами. Именно поэтому в процессе подготовки специалистов индустрии гостеприимства актуальным становится вопрос формирования профессионально значимых качеств.
Более десяти лет кафедра бизнеса в сфере услуг реализует полный образовательный цикл по направлению «Гостиничное дело»: мы готовим специалистов на программах среднего профессионального образования по «Гостиничному сервису». Следующая ступенька — бакалавриат, где реализуется очень интересная и востребованная в Новосибирске и за его пределами образовательная программа «Гостиничное дело». В этом году мы объявили набор на уникальную для Сибирского федерального округа магистерскую программу «Менеджмент и предпринимательство в туристском, гостиничном и санаторно-курортном бизнесе», которая может стать очередной образовательной ступенькой для выпускников бакалавриата. Кроме того, за кафедрой закреплена и успешно реализуется программа аспирантуры «Экономика».
— Многие ли после окончания программ среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета продолжают обучение в вузе?
— Большая часть наших выпускников не останавливается после получения первого диплома. Ребята продолжают свой образовательный вектор, в том числе в нашем университете и, конечно же, на нашей кафедре. А причин здесь несколько.
Во-первых, мы очень дорожим, с уважением и любовью относимся к нашим студентам. Во-вторых, на кафедре реализуется смежная образовательная программа «Туризм». В-третьих, наш университет предлагает целую линейку современных, актуальных, востребованных на рынке труда специальностей и направлений подготовки.
Все эти факторы и лежат в основе выбора траектории для дальнейшего образовательно-профессионального развития.
— Что нужно, чтобы стать успешным профессионалом в сфере гостиничного бизнеса?
— Стать успешным работником в сфере гостиничного бизнеса сможет не каждый. Для этого нужно обладать, прежде всего, огромным желанием и, конечно же, определенными личностными качествами: открытость, коммуникабельность, доброжелательность и стрессоустойчивость. Будущим руководителям средств размещения необходимы лидерские качества и наличие ответственности не только за себя, но и за свою команду, человеколюбие и рациональное мышление, которые помогут найти выход из конфликтной или критической ситуации. И, наконец, в современном отеле требуется владение одним, а лучше несколькими иностранными языками.
— Расскажите о преимуществах обучения на вашем направлении.
— Основное преимущество состоит в том, что с первого курса большая часть практических и семинарских занятий по специальным и профессиональным дисциплинам проходит на площадках ведущих гостиниц города DoubleTree by Hilton Hotel Novosibirsk, Novosibirsk Marriott Hotel, гостиница «Северная», что позволяет с первых дней окунуться в профессиональную атмосферу, познакомиться со специалистами и руководителями самых разных отелей и гостиниц, почувствовать особую ауру и даже принять участие в процессе обслуживания гостей.
Еще одним, безусловным конкурентным преимуществом кафедры являются интерактивные форматы проведения совместных занятий со студентами вузов-партнеров – Крымским федеральным университетом В.И. Вернадского (Симферополь), Южно-Уральским федеральным университетом (Челябинск), Российским государственным университетом туризма и сервиса (Москва).
Всё это стало возможным благодаря тому, что на кафедре сформировался творческий мобильный коллектив высококлассных профессионалов, которые, помимо работы в студенческих аудиториях, активно выступают в качестве профессиональных экспертов и консультантов по актуальным проблемам отрасли, а также совместно с обучающимися ведут серьезную научно-исследовательскую работу по отраслевой проблематике.
— Ведут ли занятия преподаватели-практики?
— Безусловно, на постоянной основе. Управляющий гостиницей MIROTEL Михаил Швецов проводит цикл мультиформатных лекций по организации гостиничного дела в современных условиях. Менеджер по персоналу отеля Novosibirsk Marriott Hotel Яна Марьина проводит серию панельных дискуссий по управлению персоналом в гостиничном предприятии и формированию лидерских качеств руководителя. В штате кафедры работает генеральный менеджер отеля DoubleTree by Hilton Hotel Novosibirsk Сергей Киселев, который активно участвует в учебном процессе. Регулярно с лекциями, мастер-классами, интерактивными презентациями в студенческие аудитории приходят представители гостиничного бизнеса, руководители и ведущие специалисты санаторно-курортных учреждений Новосибирской области, Алтайского края, Республики Алтай.
— А есть ли у вашей кафедры ежегодные выездные мероприятия?
— Преподаватели кафедры стали инициаторами ежегодного цикла выездных мастер-классов «Современный гостиничный бизнес: взгляд изнутри». Хорошей традицией стало начинать каждый семестр с экскурсий студентов либо в крупнейшие отели города, либо в ведущие санатории Новосибирской области — «Доволенский», «Краснозерский», «Парус».
— Насколько хорошо ваше направление оснащено инфраструктурно?
— В университете при спонсорской поддержке отеля DoubleTree by Hilton Hotel Novosibirsk создана уникальная тренинговая аудитория-лаборатория по гостиничному сервису с полностью оснащенным гостиничным номером. Как известно, наш университет обладает современной материально-технической базой, что позволяет проводить все виды занятий с использованием новейших информационных продуктов, интерактивных форм и самых разнообразных креативных образовательных технологий.
— Партнеры кафедры приглашают студентов на практику?
— Партнерами по организации всех видов практик по специальности «Гостиничный сервис» и направлению подготовки «Гостиничное дело» являются практически все гостиницы и отели Новосибирска – Novosibirsk Marriott Hotel, MIROTEL, River Park, Domina, Gorskiy City Hotel, РГК Abnicum. Кроме того, в рамках соглашения о сотрудничестве наши студенты проходят практику в санаториях АО «Курорт Белокуриха» и лечебно-оздоровительных организациях Новосибирской области.
— Выше вы уже начали говорить о мероприятиях, в которых участвует кафедра и студенты. А какими крупными и ключевыми можно дополнить этот список?
— Традиционно преподаватели кафедры и будущие специалисты в сфере гостеприимства принимают самое активное участие в мероприятиях, которые организует и проводит один из стратегических партнеров кафедры — Федерация рестораторов и отельеров Сибири. Кроме того, мы участвуем в отраслевых международных, национальных и региональных ярмарках и выставках, проходящих в МВК «Новосибирск Экспоцентр».
Кафедра проводит уже четвертый год подряд студенческую городскую «Неделю качества». В этом году она прошла под девизом «Цифровой мир – мир безграничных возможностей!». В рамках «Недели качества» проходят межвузовские олимпиады, конференции, мастер-классы по отраслевой проблематике.
Наши преподаватели и студенты ежегодно принимают участие в открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Новосибирской области. Сегодня это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участвуют как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники в качестве экспертов. Например, в этом году студенты НГУЭУ специальности «Гостиничный сервис» заняли третье место в командном и личном зачете в компетенции «Администрирование отеля».
— А на внеучебную деятельность у студентов остается время?
— Студенты направления подготовки «Гостиничное дело» активно участвуют в мероприятиях, организованных как кафедрой бизнеса в сфере услуг, так и студклубом НГУЭУ. Например, принимают участие в клубе интеллектуальных игр для развития творческого потенциала, расширения кругозора для решения повседневных и злободневных вопросов, в КВН-клубе, участвуют в мероприятиях городского, регионального и федерального уровней. Традиционно летом студенты активно заняты в отрядах проводников.
— Не мешает ли активная студенческая жизнь учебе? Как преподаватели к этому относятся?
— Активная студенческая жизнь не только не мешает учебе, но и способствует всестороннему личностному развитию, что крайне поощряется преподавателями нашей кафедры.
— Могут ли ваши студенты начинать работать по специальности еще во время обучения?
— Безусловно! Мы убеждены, что чем раньше студент приступит к работе по специальности, тем успешнее и результативнее будет проходить его обучение. Именно поэтому большинство ребят, начиная со второго и третьего курсов, уже работают по своей будущей специальности, успешно совмещая работу и обучение. Как показывает опыт, на четвертом курсе большинство студентов не просто подрабатывают, а делают смелые успешные шаги в профессиональной карьере.
— Какие перспективы открываются перед выпускником вашего направления?
— Современная сфера гостиничных услуг – динамично развивающаяся отрасль индустрии туризма и гостеприимства. Рекрутеры отмечают тенденцию развития данного сектора экономики, где сейчас наблюдается явная нехватка кадров. Отличительной чертой выпускников нашей кафедры является глубокая интеграция в другие виды деятельности (туроператорская, турагентская, общественное питание, экскурсионное обслуживание, санаторно-курортное дело и другие смежные отрасли). Все это дает возможность не просто получить востребованную и престижную профессию, но и построить успешную карьеру в индустрии туризма и гостеприимства. Есть возможность гарантированного профессионального роста по вертикали (от администратора до топ-менеджера) и по горизонтали (переходом в более известные, элитные отели). Средний доход молодого специалиста достигает 40 000 рублей в месяц.
— Вы поддерживаете связь с выпускниками кафедры?
— Сегодня мы можем смело сказать, что во всех гостиницах и отелях Новосибирска на самых разных должностях и участках работы успешно трудятся наши выпускники, которые не теряют связь с кафедрой, а становятся наставниками студентов во время их практик, руководят выпускными квалификационными работами и всегда готовы прийти в гости для того, чтобы принять участие в образовательных и внеучебных мероприятиях.
По всем вопросам, связанным с поступлением в НГУЭУ, обращайтесь в приемную комиссию:
- телефон: +7 (383) 211-05-00;
- WhatsApp: +7-913-788-85-60;
- e-mail: priemc@nsuem.ru;
- VK: vk.com/abiturient_nsuem.