11.01.2024
- Александр Михайлович, не секрет, что патриотизм, патриотическое воспитание – темы актуальные, наверное, на протяжении всей истории общества. Наверное, среди образовательных организаций нет таких, где бы не уделяли внимание патриотическому воспитанию. В чём уникальность клуба НГУЭУ? Какие здесь особенности, сильные стороны, отличающие университет от других образовательных организаций, например, вузов?
Год назад в НГУЭУ начал действовать студенческий патриотический клуб «Сибирский дозор». Его руководитель Александр Карпенко рассказал о новых традициях, заложенных воспитанниками, ближайших проектах клуба и перспективами патриотического воспитания в целом.
- Александр Михайлович, не секрет, что патриотизм, патриотическое воспитание – темы актуальные, наверное, на протяжении всей истории общества. Наверное, среди образовательных организаций нет таких, где бы не уделяли внимание патриотическому воспитанию. В чём уникальность клуба НГУЭУ? Какие здесь особенности, сильные стороны, отличающие университет от других образовательных организаций, например, вузов?
- Уникальность клуба - в разнообразии возможностей, предоставляемых студентам для реализации их интересов. В наш клуб входят ребята из студенческих отрядов, из спортивного клуба, из дружины «Ястреб». Наш патриотический клуб имеет несколько направлений деятельности. Это и начальная военная подготовка, и историческое направление, и волонтерство. Есть ребята, которые занимаются традиционными играми народов России в рамках проекта «Молодецкие игры». Мы исходим из того, что патриотизм - это созидательная деятельность во благо Родины. Сильные стороны нашего университета – это, прежде всего, коллектив студентов, а также активная позиция руководства по отношению к инициативам студентов, в частности, со стороны проректора Дениса Обуховского, выступившего инициатором создания клуба, и начальника отдела организации внеучебной работы Татьяны Холкиной.
- Какие-то традиции в клубе сложились?
- Нашему клубу только год, но традиции мы формируем. Например, в октябре провели забег памяти нашего студента Андрея Ярцева, погибшего добровольца спецоперации. Предполагаем, что эта акция станет ежегодной. В мае состоится турнир по стрельбе, посвящённый ещё одному студенту-герою Дмитрию Илюхину. Также каждый месяц мы проводим встречи-беседы в рамках проекта «Я горжусь. Герои». Герои встреч - участники спецоперации, врачи, волонтёры, люди, которые своим трудом приносят пользу стране.
- Какие можно привести примеры мероприятий, проектов?
- Проект «Я горжусь. Герои», акции «Мы вместе», «Свеча памяти», викторина «Дорогой Победы», экскурсии в воинские части и военные институты, семинары по традиционным играм, участие в региональных соревнованиях по военной подготовке. Так же хотелось бы отметить, что наши ребята участвовали в форуме «Архипелаг-2023» и военно-историческом форуме в Санкт-Петербурге.
- Кого из воспитанников клуба можете отметить?
- Все ребята показали хорошие результаты. Мы впервые принимали участие в региональных соревнованиях по оказанию медицинской помощи и в военно-спортивном фестивале, где заняли призовые места. На подведении итогов деятельности студенческих патриотических клубов «Я горжусь» заняли первое место в Новосибирске. Это говорит о серьёзной работе, проведённой всеми студентами в течение года. Но все-же отдельно можно выделить Евгения Зосименко, Алину Хохлову, Юлию Ревученко, Никиту Ро, Владислава Паули, Кристину Хисматулину, Феликса Лихоносова, Константина Гребенщикова, Анастасию Неверову, Александра Аксёнова, Егора Хрыкина, Анастасию Ахапкину, Виолетту Зонову, Кирилла Жиглина, Артёма Герасимова.
- Какие планы в развитии, возможно, новые направления работы рассматриваете на ближайшую перспективу?
- Планируем провести военно-спортивную игру «Студенческая зарница». В планах проводить такую игру ежегодно с возможностью масштабировать на региональный уровень и включать другие университеты. Также в ближайшее время проведем ряд мероприятий, посвящённых Дню Победы. Есть в разработке два социальных проекта, направленных на помощь и реабилитацию участников СВО. В перспективе, совместно со спортивным клубом будем развивать фиджитал-спорт в дисциплинах: «Гонки дронов» и «Вызов.Тактика». Также собираемся участвовать в творческих конкурсах и фестивалях. В настоящее время это - наиболее актуальные и интересные направления для студентов
- С какими инициативами выступают члены клуба, молодые воспитанники, насколько они реализуемы?
- Например, Евгений Зосименко придумал проект военно-спортивной игры. Девушки предложили социальный проект по помощи участникам спецоперации, проходящим лечение в Новосибирске. Такие проекты вполне реализуемы. Государство выделяет гранты на социальные проекты. Главное их правильно составить и «упаковать».
- Если говорить о патриотической работе с молодёжью в современном российском обществе в целом, то что, на Ваш взгляд, изменилось в этой сфере в связи с последними политическими событиями, в частности, с началом СВО?
- Государство обратило внимание на патриотическое воспитание, создаются патриотические центры и сообщества. Выделяются средства на гранты в сфере патриотического воспитания, и молодёжь стала понимать, что патриотизм - это не только слова, но и дела, и ответственность свои за слова и дела.
- Какие ещё обозначились тренды в патриотическом воспитании?
- Очень большую популярность среди молодежи набирают такие направления подготовки, как управление дронами, практическая стрельба, страйкбол и различные виды волонтерства. Правительство России развивает проект фиджитал-спорта – это объединение спорта и киберспорта. В этом проекте есть дисциплины военно-прикладного характера - гонки дронов и соединение SC:GO и лазертага.
- Как молодёжь эти проекты воспринимает?
- В нашем регионе они пока слабо представлены, но при общении со студентами видно, что им идея нравиться.
- Какие проблемы существуют в части патриотического воспитания в молодёжной среде в целом?
- Одна из главных проблем - это слабая осведомленность молодёжи о тех возможностях, проектах и мероприятиях, которые реализуются в учебном заведении. Студенты погружены в мир своего ближайшего окружения и своих интересов, не видят, что происходит, и чем занимаются в университете. Сказывается и разрозненность информационных ресурсов. Например, у каждой кафедры и общежития, клуба, отдела кружка своя страничка в соцсетях. Студенты подписываются на эти странички, но, чтобы быть в курсе всех событий, надо быть подписанным на десяток сообществ минимум. Ещё одна проблема - это то, что молодые люди не осознают преимуществ участия в мероприятиях и проектах университета.
- Кто и как может и должен эти проблемы решить?
- Возможно, нужен какой-то информационный продукт, приложение, в котором будет вся информация для студента, с которым будет легче учиться. Другой вариант - дальше развивать институт наставничества и кураторства, требовать от кураторов и наставников максимального вовлечения студентов во внеучебные направления. Хотелось бы обратиться к студентам. Приходите к нам если вы хотите реализовать себя, найти дело по душе, если вы хотите найти друзей, испытать себя, приобрести необходимые навыки для службы отечеству, просто если вы устали, и не знаете, чем себя занять. Мы найдем для вас интересное решение.