27.03.2017
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, чем «настоящая практика» отличается от обычной и как университет поможет студенту ее организовать.
Образовательный процесс делится на несколько составляющих: кроме учебных занятий студенту важно пройти практику — ознакомительную, производственную, преддипломную. Смысл этих составляющих в том, чтобы студент попытался применить полученные знания в конкретной сфере деятельности, в реальной ситуации.
Однако практика — больная тема для многих вузов. И нархоз не исключение — именно поэтому мы в этом учебном году запустили проект «Настоящая практика».
В чем суть проблемы? Работодатели в большинстве своем не хотят принимать студентов, потому что с ними нужно заниматься. А если и берут, то поручают им функции какого-нибудь технического специалиста — бумажки копировать, например. Или реальный случай, который я часто вспоминаю. Одного очень хорошего студента на практике в Сбербанке «прикрепили» к автомату, который выдает талончики на электронную очередь, и он вынужден был всю практику помогать клиентам, которые сами не могут с этим автоматом разобраться. Конечно, и ему, и нам было очень обидно! В такой ситуации студент никак не использует все те знания, которые получил за 2-3 года в университете. Естественно, он разочарован. Положительного для него в этой ситуации то, что он получил закалку при работе с раздраженными клиентами.
Почему так происходит? Я думаю, такое отношение связано с тем, что представители компаний не верят, что студенты обладают компетенциями, которые нужны для выполнения тех или иных обязанностей. В этом смысле все наши реформы образовательного процесса как раз направлены на решение этой проблемы.
Мы хотим, чтобы работодатели сами сформулировали требования к учебному процессу в НГУЭУ и в конечном итоге — к нашим выпускникам. Мы хотим, чтобы они включились в подготовку этих специалистов. И когда они увидят, как проходит подготовка специалистов в нархозе, они будут уверены в том, что наши ребята изучили все то, что нужно для полноценной работы в их компании. И уже смогут поручить практикантам что-то существенное.
Студенты, конечно, заинтересованы в том, чтобы получать на практике реальный опыт. По крайней мере, те, у кого есть какие-то цели, амбиции, кто видит себя в профессии. До сих пор многие из них не рассчитывали, что вуз сможет обеспечить их хорошим местом практики, поэтому начинали искать его сами, подключать родителей и преподавателей. Ответственное отношение к своему будущему — это, безусловно, хорошо, но мы считаем, что НГУЭУ должен принимать активное участие в организации реальной практики для своих студентов.
Идея нашего проекта «Настоящая практика» заключается в том, чтобы обеспечить учащемуся работу по специальности.
Что происходило, когда студент или преподаватель самостоятельно находили место практики? НГУЭУ заключал с этой организацией договор о разовом сотрудничестве, в итоге единого реестра баз практик не было, единых требований для всех нет — система полностью дезорганизована. В 2016 году в НГУЭУ был создан отдел по организации практик студентов, сотрудники которого провели «инвентаризацию» всех действующих договоров вуза с различными организациями, встретились с представителями этих компаний и обсудили их возможности и потребности и требования вуза. По итогам этой работы были выбраны потенциальные работодатели, которые хотят заниматься со студентами, составлен реестр баз практики. На данный момент в него вошло 118 компаний, с которыми НГУЭУ имеет долгосрочные договоры об организации практик студентов.
В государственном секторе место практики — это, прежде всего, мэрия Новосибирска и администрация Новосибирской области. Что интересно — на данный момент мы заключили соглашения о сотрудничестве со всеми областными министерствам, кроме двух. Очень хотелось бы знать, почему они не видят возможности привлекать к работе наших студентов… В целом же теперь наши партнеры — администрация и мэрия — очень серьезно подходят к организации практики студентов НГУЭУ. Существует специальная технология нашего взаимодействия: мы будем отбирать студентов, целенаправленно направлять их в подразделения этих государственных структур, у студентов будут конкретные задачи, которые нужно решить на практике, а также тема научного исследования, с которой эти задачи связаны. При этом тема определяется, исходя из потребностей выпускающей кафедры или организации, принимающей студента на практику.
Также в рамках проекта «Настоящая практика» мы работаем с корпоративным сектором. Здесь ситуация выглядит так: мы разработали систему комплексной практики — когда на одном объекте работают студенты разных направлений подготовки. Это могут быть и экономисты, и юристы, и социологи, и IT-специалисты. Мы уже видим заинтересованность в этом у нескольких работодателей. С января 2017 года отделом по организации практики студентов заключено 24 договора на 178 мест практики. Большая часть этих договоров предусматривает именно комплексную практику. Среди работодателей, уже участвующих в этом эксперименте, министерства Новосибирской области, новосибирский завод «Экран», аэропорт «Толмачево» и другие. При этом мы опять же не просто отправляем студентов разных направлений в компанию, но и даем всем им некую программу действий, основанную на том, что они должны изучить в ходе практики, и какую пользу их работа должна принести предприятию.
Отдельно хочется отметить базовые кафедры. Они, конечно, должны быть основой для организации практики студентов. В первую очередь в рамках того направления, по которому создана кафедра, но возможны и варианты комплексной практики. К сожалению, даже среди компаний, с которыми НГУЭУ взаимодействует в формате базовых кафедр, пока не все проявляют к этому интерес. Традиционно активно участвуют в процессе организации практики студентов базовые кафедры информационно-технического факультета: «Инновационные технологии» (на базе исполнительной дирекции научно-технологического парка «Новосибирск») «Корпоративные информационные системы» (ООО «Центр Консалтинга и Информационных Систем»). Подключаются к проекту «Настоящая практика» созданные недавно кафедры на базе новосибирского филиала компании КПМГ и ООО «Финансовые Информационные Системы».
Я уже упомянул о том, что старая система организации студенческих практик была дезорганизована — это приводило к еще одной проблеме: отсутствию преемственности. Сейчас в рамках «Настоящей практики» мы стремимся решить этот вопрос через закрепление студентов на предприятии и систему наставничества. Это очень хорошая вещь, особенно когда наставником практиканта становится выпускник нархоза.
Я в этом году являюсь руководителем выпускной квалификационной работы студента бакалавриата Евгения Раченкова, он мне рассказал, что на преддипломной практике в БКС попал в отдел рисков к нашим же выпускникам — к Евгению Попову и Алексею Загайнову. Более того — это люди, которые 10 лет назад тоже писали у меня диплом. Я уверен, что практика у этого студента сложится успешно — ведь наставники прекрасно знакомы не только со своей работой, но и с моими требованиями! Я обращаюсь к выпускникам нархоза. Когда-то вы тоже были студентами. Берите нынешних студентов и помогайте им становиться настоящими специалистами!
Я — за развитие технологии учебного процесса с практикой!