Традиционно представлено три спикера, которые говорят о теме встречи с позиций ученого, практика и студента.
15 ноября в роли ученого на встрече выступил Геннадий Сапожников, советник председателя СО РАН по связям с органами государственной власти, лауреат премии Совета министров СССР (1990). Много лет Геннадий Алексеевич работал вице-губернатором Новосибирской области, курируя науку, инновации, высшее профессиональное образование, информатизацию и связь.
Рассказывая о практическом вкладе учёных в развитие отечественной науки и о том, что искренний патриотический настрой передаётся детям без каких-то специальных наставлений, он отмечал:
— Любые действия, которые приносят пользу Родине — на мой взгляд, в них-то и проявляется, по большому счёту, любовь. В частности, я ответственный секретарь одного из советов, где вижу у большинства ученых мощнейшую гражданскую позицию. Решения порой принимаются независимо от того, сколько денег тебе дали, какой грант и прочее — если у тебя есть голова, если у тебя есть желание, если есть у тебя мотивация по созданию команды, то деньги всегда придут… Очень сильной стороной того же Академгородка, Лаврентьева в том числе, стало создание мощных научных школ. Это нечто необычное, мало где это есть. Это группы ученых, специалистов, практиков, где формируется определенная идеология и так далее. И в лихолетие девяностых мы в Академгородке не потеряли ни одной научной школы!
Студентам Геннадий Сапожников посоветовал:
— Мир познания такой, что чем больше познаем, тем больше вопросов. Чем больше познаем, тем больше вопросов. Меня так учитель мой научил, а я вас: всегда задавайте вопросы. Учителям, властям. А почему? А почему? А почему? Спрашивайте и осмысливайте все, что вокруг происходит.
Выступить от лица спикера-практика был приглашен Роман Бобров – бизнесмен, генеральный директор Dream HoCo, член Координационного совета Новосибирского регионального общественного движения «Защитник», автор интерактивных психологических курсов, мастер спорта по каратэ РФ, бизнес-коуч.
Он начал с того, что спросил у зала, как студенты сами понимают понятие патриотизма, и получил ответы, что это чувство любви к Родине, осознание происходящих на ней процессов, их справедливая оценка.
— То есть правильно ли я вас понял, если вот я сижу, например, на диване, ничего не делаю, но зато все понимаю, я патриот? Равно как если я испытываю глубочайшие чувства к своей Родине, но сижу и просто испытываю их, то я патриот? Я бы озвучил другое определение этой ценности — естественно, это не истина в последней инстанции, его можно обсуждать, но мы с единомышленниками склоняемся именно вот к этому определению. Патриотизм — это процесс созидания, основанный на любви, преданности и вере в свое Отечество. То есть недостаточно просто любить, важно делать что-то на основании этой любви. Собственно, и любовь-то, по большому счету, это отдача. И в действительности к любой сфере это определение, как мне кажется, подходит. Я бизнесмен. В бизнесе мы что-то делаем, мы стремимся, мы созидаем, мы развиваем. К моему великому сожалению, не все всегда получается, часто возникают серьезные трудности, но даже находясь в этих трудностях, стремление из них выйти и продолжать бороться — это внутренняя ценность, она помогает. И у меня есть ощущение, что если найти в себе вот это чувство и на его основе реализовывать патриотизм, это будет огромный вклад в высокие результаты вашей деятельности. Безусловно, одного патриотизма недостаточно, нужны высокие компетенции, нужна очень серьезная, сильная команда, там много факторов, но один из самых важных — это все-таки патриотизм.
Третьим спикером был Константин Евменов, магистрант НГУЭУ, бывший студенческий ректор университета, нынешний президент студенчества НГУЭУ. Сейчас он устроился городской центр развития поддержки предпринимательства
— Нас со школы учили, что патриотизм — это любовь к Родине. А что такое любовь? Любовь бывает безусловная и осознанная, бывает навязанная и та, которая идет от сердца. Есть та, которая исковеркана, искажена, а бывает чистая и здоровая. И, собственно, то же самое происходит у нас и с патриотизмом. От того, что вы споете гимн, патриотизма не прибавится. Патриотизм — это то, что в вас взращивается, то, что вы сами культивируете в себе на протяжении многого долгого периода времени. Патриотизм — очень важная вещь, потому что он отсылается к корням нашим, к тому чувству принадлежности к определенному обществу, к тому, что есть такие же, точно такие же люди, как и вы, которые вас могут понять, которые разговаривают на том же самом языке, что и вы, выросли в тех же самых условиях, которые по духу вам очень близки. В моем поколении редко поднимались вопросы именно о патриотизме в школе. И как раз в данный момент времени наше государство как раз увидело абсолютную необходимость в том, чтобы данное понятие раскрывать для детей.
Из зала возразили, что не всегда эти уроки и программы ведутся качественно и порой вызывают обратный эффект, и спросили, как это можно поправить.
Константин Евменов, говоря о причинах этой ситуации, сделал акцент на в разнице поколений:
— Есть люди постарше, которые говорят, мол, вот мы жили в свое время, бегали, на улице играли, а вот молодежь сейчас в телефонах сидит. Так все просто: у вас телефонов не было, а у нас появились. Если бы они появились у вас, вы также бы сидели в телефонах. И проблема в том, что государство в полной мере не использует как раз вот эту медийную сторону. Возможное решение вопроса — от лица государства выставлять заказы на то, чтобы создавать медийные продукты именно для современного поколения.
Мнение по этому вопросу высказал и ведущий встречи, проектор по молодежной работе НГУЭУ Денис Обуховский:
— Смотрите, конечно же, сейчас все и государственные, и общественные структуры в поиске эффективных механизмов работы, коммуникации. Более того, это культура любого научного, творческого, образовательного процесса. Пробуем разные механизмы, собираем обратную связь, дорабатываем в лучшую сторону. У меня два ребенка в школе, у которых как раз «разговоры о важном» есть. И позиция по поводу этих уроков очень разная. У моей дочки это один из самых любимых уроков, и таким его делает классный руководитель, которая его ведет. Понимаете? Есть учителя, которые делают это классно, а есть учителя, которые делают это неквалифицированно, непрофессионально. Все. И неважно, физика ли это или разговоры о важном, тут вопрос квалификации преподавателя.
Участники клуба много обсуждали, что первично, бытие или сознание, практика или мышление, и в целом согласились с мыслью, что начинать можно с любой стороны, главное – начинать. Спикеры ответили и на тот вопрос, что они лично делают для патриотизма и как проявляют его в повседневной жизни — как оказалось, каждому действительно было о чём рассказать.
Запись встречи целиком можно посмотреть ВКонтакте. Следующая встреча намечена на 29 ноября, её тема — права и свободы человека.
Прошедшие, Мероприятия НГУЭУ, акции