Посмотреть все фото
В конце ноября на федеральной территории Сириус состоялся юбилейный V Конгресс молодых ученых, объединивший более 8000 участников из 89 регионов Российской Федерации и 100 иностранных государств. Представители НГУЭУ — доцент кафедры статистики Татьяна Скрипкина и доцент кафедры общественных финансов Елена Белова — приняли активное участие в мероприятиях площадки.
— От посещения конгресса осталась масса приятных впечатлений. Это было мое первое столь масштабном событие: более 8000 участников, свыше 550 мероприятий, более тысячи модераторов и спикеров, среди которых представители высших кругов власти, топ-менеджеры таких крупнейших российских высокотехнологичных компаний, как Росатом, Ростех, Сбер, Яндекс, Сибур, Фосагро, Газпром нефть, Альфа-банк и другие, — рассказала Татьяна Скрипкина. — Очень интересно было узнать о передовых разработках во всех сферах жизни: от робототехники до синтеза белков и биопечати. Мы с Еленой Сергеевной старались посещать мероприятия, связанные с образованием и экономикой. Однако из-за плотного графика не удалось охватить все важные и интересные темы.
Конгресс отличился широтой представленных тем, разнообразием форматов взаимодействия, включавших лекции, мастер-классы, дискуссии и научные секции. Участники имели уникальную возможность общаться с ведущими специалистами, расширяя границы своего профессионального опыта.
— Студенты и молодые ученые общались друг с другом вне рамок узких дисциплин. Для нас с Татьяной Борисовной было полезно участие в секциях, посвященных экономике, финансам и образованию, поскольку там мы познакомились с новыми методами анализа данных и услышали свежие идеи от коллег. Важно, что такая атмосфера дает почувствовать себя частью большого научного процесса и помогает выбрать направление дальнейших исследований, — поделилась Елена Белова.
Одной из главных тем форума стала интеграция технологий искусственного интеллекта в учебный процесс. Обсуждались вопросы этики и эффективности использования ИИ и необходимости подготовки студентов к критическому осмыслению информации. Сейчас активно используются современные методы обработки больших данных для изучения поведения потребителей и предприятий. Елена Белова считает, что внедрение этого аспекта в учебные программы станет большим плюсом для будущих выпускников — они смогут лучше разбираться в реальных экономических процессах и применять современные технологии в своей профессиональной деятельности.
— Было озвучено много идей, которые нашли отклик и заставили задуматься. Например, разрешить ли студентам пользоваться технологиями искусственного интеллекта в процессе обучения? Не повредит ли это развитию мышления, не повлияет ли негативно на результаты обучения? Ответ был однозначным: запрещать студентам пользоваться ИИ нельзя. Но нужно научить их верифицировать знания, которые он генерирует, используя свой «естественный» интеллект. Также не могу не согласиться с тезисом о том, что использование искусственного интеллекта делает слабых слабее, а сильных сильнее. Поднимались вопросы о нормативном регулировании данной сферы, — отметила Татьяна Скрипкина. — Спикеры делились опытом, как с помощью ИИ можно облегчить себе рутинную работу: создание текстов лекций и презентаций, написание отчетов по грантам и даже ответы научного руководителя на многие вопросы студентов. Несколько раз обсуждали дискуссионный вопрос: «Можно ли с помощью ИИ написать и защитить диссертацию?» Конечно, можно использовать технологии для подбора литературы, верификации данных и других целей, но полностью научную работу переложить на искусственный интеллект вряд ли удастся.
Представители НГУЭУ плодотворно пообщались с коллегами из таких российских вузов, как Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ), Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и Московский физико-технический институт (МФТИ), лично побеседовали с заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Денисом Секиринским.

Участники форума отметили ряд серьезных вызовов, стоящих перед российским научным сообществом и системой образования.
— Во-первых, необходима модернизация образовательной системы, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно решать реальные проблемы экономики и общества. Во-вторых, наука должна быстрее переходить от фундаментальных исследований к прикладным разработкам, создавая конкретные продукты и услуги. Все это ставит перед нашим университетом важные задачи, выполнение которых зависит от сплоченности коллектива и поддержки руководства вуза, — поделилась своим мнением Елена Белова.
— Об отраслевых вызовах мне сложно рассуждать. А если говорить в целом, то, наверное, основным вызовом по-прежнему является вопрос интеграции науки и практики. В частности, сокращение сроков доведения исследования от публикации статьи до внедрения разработки в практику, монетизация результатов. Часть компаний открыто заявила, что не готова вкладывать деньги в вузовскую науку, потому что они имеют собственные R&D подразделения, где ученые по заданию, под конкретные потребности практики проводят исследования и разработки. Другие часть компаний готова работать с вузами, но только с проверенными партнерами и с осторожностью относится к новым предложениям. Такие события, как конгресс, помогают устанавливать деловые контакты и заявлять о себе командам исследователей, — подытожила Татьяна Скрипкина.
Поездки, Прошедшие, Лента новостей, Предпринимательский университет, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Выпускнику