Посмотреть все фото
Проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын в эфире программы «Есть мнение» выступил экспертом в обсуждении экономической ситуации в России, в частности, влияния повышения налогов на бизнес и население.
По словам Дмитрия Куницына, с точки зрения формирования доходов бюджета складывается непростая ситуация:
— Согласно недавно озвученным результатам за январь 2026 года, показатели доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ снизился на 4%. Это может быть связано с техническими моментами начала года, однако в целом за прошлые годы федеральный бюджет был профицитным. Тем не менее, в последние несколько лет расходы бюджета росли быстрее доходов, что требовало дополнительных ресурсов для покрытия дефицита, который ранее покрывался за счет ранее накопленных резервов, а также кредитов под низкие проценты. Однако рано или поздно эти резервы закончатся, а кредитные ресурсы сейчас очень дороги. Чтобы избежать повторения кризисных ситуаций, подобных тем, что наблюдались в 1998 году, приходится своевременно принимать соответствующие меры. В прошлом году было принято решение о повышении ряда налогов. Это позволит обеспечить сбалансированность бюджета и предотвратить необходимость принятия экстраординарных мер в будущем.
Ранее, когда было принято решение о повышении налогов, в первую очередь это коснулось крупного бизнеса, в частности, был введен налог на сверхприбыль. Это позволило привлечь дополнительные средства в бюджет, однако ресурсы крупного бизнеса не безграничны. В то же время малый и средний бизнес (МСП) активно использовал различные схемы, такие как дробление бизнеса, чтобы минимизировать налоговые выплаты. Это создавало дисбаланс в налоговой нагрузке между предприятиями. Для устранения этой диспропорции и предотвращения использования схем уклонения от налогов было решено выровнять налоговую нагрузку между МСП и другими секторами экономики, при этом для тех, кто решил отказаться от применения налоговых схем, еще в 2024 году была введена возможность воспользоваться «налоговой амнистией».
— Повышение НДС на 2% уже отразилось на ценах, что подтверждается данными Росстата: за первые две недели января инфляция составила около 1,5%. Это означает, что увеличение налога уже заложено в стоимость товаров и услуг. Однако последствия не ограничиваются только ростом цен для конечного потребителя. Налоговое бремя может перераспределяться не только вперед, но и назад, затрагивая, например, заработные платы и поставщиков сырья и материалов. В последние 2-3 года мы привыкли к росту зарплат, однако повышение налогов снижает возможности компаний индексировать заработные платы, выплачивать дополнительные премиальные. Это создает дополнительное давление на доходы работников и может привести к замедлению роста реальных доходов населения, — сказал Дмитрий Куницын.
Параллельно с повышением налогов в начале декабря был утвержден правительством план, направленный на обеление бизнеса. В рамках его реализации в ближайшее время могут появиться некоторые нестандартные меры. Например, введение условия, что приобретение отдельных видов товаров, таких как объекты недвижимости, будет возможно только безналичным путем. Это обусловлено необходимостью легализации доходов и отчетности по личному банковскому счету. Также может быть введено ограничение на внесение наличных денег в банк, что затруднит использование наличных средств для крупных сделок.
Изменения в налоговой системе и усиленный контроль за финансовыми потоками направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и теневой экономикой. Однако это вызывает обеспокоенность у малого и среднего бизнеса, который может столкнуться с трудностями в адаптации к новым условиям. Вопрос о том, переживут ли все компании налоговый «шторм», остается открытым.
— Прогнозировать последствия изменений — задача непростая, ведь статистика — вещь неблагодарная. Однако можно привести пример, который наглядно демонстрирует возможные последствия. Введение страховых взносов для единоличного исполнительного органа на первый взгляд кажется незначительным, но в пересчете на год это почти 100 тысяч рублей. Это обязательство касается даже тех компаний, где директор или руководитель не получает зарплату, но формально занимает должность. Казалось бы, много ли таких компаний? Оказывается, их колоссальное количество. В масштабах страны из 3,2 млн. организаций более чем у одного миллиона сложилась такая ситуация. То есть компании существуют «формально», деятельности не ведут, соответственно у них отсутствуют доходы для оплаты данных платежей. К чему приведет введение указанных страховых взносов? Не факт, что к дополнительным доходам. Скорее всего, будут другие варианты – кто-то из «спящих» компаний перейдет на автоматизированную упрощенную систему налогообложения, а кто-то просто закроется. Компании просто исчезнут из реестра. Это не повлияет на общую налоговую нагрузку, но создаст впечатление, что государство виновато в закрытии бизнеса. Бизнес уже нашел определенные инструменты, которые ему помогают адаптироваться к новым условиям. Об этом и не только мы подробнее поговорим на встрече Бизнес-клуба Высшей школы бизнеса НГУЭУ «Откровенный разговор о финансовой политике государства и перспективах бизнеса» 6 февраля, — анонсировал мероприятие Дмитрий Куницын.
Также на встрече предметно обсудят:
- Почему повысили налоги и чего ждать в будущем.
- Государственная поддержка бизнеса: будут ли изменения?
- Теневая экономика и незаконные операции: как проходит «обеление»?
- Налоговая амнистия в НСО и новая архитектура налогового контроля.
- Таможенный контроль: что такое система СПОТ и зачем она?
- Адаптация бизнеса к новым реалиям: рецепты на будущее.
Узнать больше о мероприятии и попасть в число участников можно через телеграм-каналы «Куницын об экономике и налогах» и «Высшая школа бизнеса НГУЭУ».
Мероприятия НГУЭУ, акции, Будущие (анонсы), Прошедшие, Интервью и комментарии, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Для СМИ, Выпускнику, Партнерам