09.06.2018
Лента новостей, Научная деятельность, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Партнерам
На базе Института экономики и организации промышленного производства СО РАН состоялся заключительный шестой семинар из цикла «Финансово-экономические отношения в современной России». С докладом «Оценка интеллектуального капитала вузов» выступил проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ Павел Новгородов.
Посмотреть все фото
Напомним, что экспертные семинары проходили в рамках подписанного ректором НГУЭУ Александром Новиковым и директором ИЭОПП СО РАН Валерием Крюковым соглашения о сотрудничестве.
Участников шестого семинара, которыми стали администрация, преподаватели и сотрудники НГУЭУ, а также представители Института экономики, поприветствовали заместитель директора по научной работе ИЭОПП СО РАН Виктор Суслов, ректор НГУЭУ Александр Новиков и заведующий кафедрой финансового рынка и финансовых институтов вуза Николай Анохин.
– Прошедшая серия научных семинаров – это лишь первая ступень взаимодействия НГУЭУ и Института экономики и организации промышленного производства, – отметил Александр Новиков. – Думаю, вместе мы должны наметить новые пути в плане исследовательской работы и сотрудничества, способствуя укреплению экономического сообщества города и области, повышению финансовой грамотности.
Начиная свой доклад «Оценка интеллектуального капитала вузов», Павел Новгородов обратил внимание аудитории на то, что сфера высшего образования в последние годы является одной из самых реформируемых не только в России, но и во многих странах мира. Это обусловлено, прежде всего, технологическими изменениями, влияющими как на инструментарий и методы образования, так и на будущий рынок труда. Кроме того, внедрение новых технологий способствует резкому усилению конкуренции на образовательном рынке.
– В настоящее время можно выделить две модели организации и финансирования высшего образования: «государственную» и «рыночную», – рассказал Павел Новгородов. – В первой превалируют государственные вузы и бюджетное финансирование, во второй – частный капитал. По факту большинство стран используют различную структурную комбинацию обеих моделей. Реформы высшего образования, которые проводятся в России, связаны в том числе с движением от первой модели ко второй.
Эксперт подчеркнул, что обе модели предполагают необходимость оценки результативности системы в целом и ее отдельных элементов – вузов. Для «государственной» модели характерна оценка, основанная на отчетности, связанная с выполнением тех или иных целевых показателей. В рамках «смешанной» модели популярным инструментом являются рейтинги, рэнкинги, различные экспертные оценки и опросы. Для «рыночной» модели предлагается использовать подходы, основанные на оценке стоимости. При этом основной «капитал» вузов – это не материальные активы, а интеллектуальный капитал, который состоит из человеческого, структурного и отношенческого капитала. Как следствие, оценку результативности вуза можно проводить через оценку динамики его интеллектуального капитала.
– На данный момент существует большое количество методов оценки интеллектуального капитала вузов, основанного на количественном измерении его различных параметров (BSC-методы), – добавил он. – Такие подходы имеют ряд существенных недостатков, характерных, например, для рейтингов. Как следствие, актуальной является задача совершенствования существующих и создания новых методов оценки результативности деятельности вузов. Принципиально иным методологическим подходом является применение стоимостного подхода к оценке интеллектуального капитала вуза и использование концепции управления на основе стоимости (VBM) к университетам.
По словам Павла Новгородова, применение методов оценки стоимости вузов для анализа его результативности возможно в отношении «рыночной» составляющей деятельности университета. В отношении вузов внутри «государственной» модели применение данных методов может указывать на дефицит либо избыток финансирования относительно рыночных условий.
Лента новостей, Научная деятельность, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Партнерам