17.02.2023
Лента новостей, Интервью и комментарии, Факультет государственного сектора, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Публикации
НГУЭУ продолжает серию ретро-интервью с преподавателями и сотрудниками, которые много лет работают в университете. В январе 2023 года решением Ученого совета вуза доценту кафедры общественных финансов Эмилии Сергеевне Некрасовой было присвоено почетное звание «Заслуженный работник НГУЭУ». В разные годы она была ассистентом и старшим преподавателем кафедры финансов и кредита, деканом факультета повышения квалификации. В интервью Эмилия Сергеевна рассказала о своем первом преподавательском опыте, стажировке за границей и трудностях, с которыми столкнулась в роли декана факультета.
— Эмилия Сергеевна, сегодня в профессиональном сообществе часто говорят о профессиях будущего. А существовала ли мода в выборе специальности, когда вы сами поступали в вуз?
— Такая мода, конечно, была. Мальчики в основном шли на материально-техническое снабжение и менеджмент, а девочки выбирали финансы, банки, бухгалтерский учет.
— Расскажите, как менялся вуз? Можете выделить какие-то особенности, значимые события, поворотные моменты в его истории?
— Когда я поступила в нархоз, он помещался в одном здании на Каменской. К третьему курсу наши занятия проходили уже в двух корпусах — в первом и втором. Когда я стала преподавать, все кафедры принимали участие в строительстве третьего корпуса. Затем появились четвертый и пятый, а также бассейн «Водолей».
Менялась и организационная структура вуза. Появлялись новые подразделения, в том числе факультет повышения квалификации, которым я руководила 22 года. Это было интересное, но очень непростое время. ФПК занимался реализаций программ повышения квалификации сотрудников областной администрации, мэрии Новосибирска, помощников депутатов Законодательного собрания, директоров школ, судей, представителей бизнеса.
Важное значение имели и программы переподготовки налоговых консультантов, профессиональных бухгалтеров, Президентская программа. Работать с такой аудиторией было непросто. Поэтому руководство вуза в лице ректора Юрия Васильевича Гусева стало развивать международное сотрудничество, и многие преподаватели побывали на стажировках за рубежом.
Так, в 1995 году я была на стажировке в США в университете Вашингтона в Сиэтле. Во время обучения узнала много интересного и полезного. Остановлюсь на двух моментах. Во-первых, я была удивлена тем, как американцы относятся к выполнению своих налоговых обязательств. Они гордятся тем, что являются налогоплательщиками! Во время нашего пребывания в Сиэтле шло голосование по вопросу, строить ли еще один стадион в городе или нет. Налогоплательщики, жители города, проголосовали против, так как считали, что городские спортивные команды плохо играют. Мэрия прислушалась к ним, то есть внутригородские вопросы решают не чиновники, а налогоплательщики.
Еще один момент из обучения я хорошо поняла. Главной целью любого бизнеса является удовлетворение потребности клиента, а прибыль — это показатель, который характеризует степень удовлетворенности клиента. Мы использовали это в работе ФПК и не раз убеждались в том, что «сарафанное радио» — самый надежный вид рекламы.
— Помните свою первую пару в роли преподавателя?
— Во время обучения в аспирантуре в МИНХ им. Г.В. Плеханова (сейчас — РЭУ им. Г.В. Плеханова) у аспирантов была педагогическая практика. К финансистам аспирантов не пускали. Мы вели занятия (весь семестр) на торгово-экономическом факультете. И моя первая группа была многонациональная. Я и сейчас помню эту группу. На первом ряду сидели студенты из стран Африки, на втором — из стран бывшего Варшавского договора и других стран, а на третьем ряду — студенты, как сейчас говорят, из стран СНГ. В группе было только три москвича.
У студентов была очень разная манера поведения, разная психология, разный внешний вид. Нельзя было не запомнить студента с первого ряда. У него на обеих щеках было выдавлено клеймо. Меня это смутило и встревожило, но позднее я узнала, что так выделяют первого сына в богатых семьях, чтобы при любых обстоятельствах мальчика-наследника можно было определить.
— Расскажите, над какими научными вопросами вы работали в начале карьеры и над чем работаете сегодня?
— Основным направлением были и остаются налоги.
— Как в целом изменился процесс преподавания?
— Преподавание изменилось. Больше стало игровых форм, разбора конкретных ситуаций, применения информационных технологий.
— Эмилия Сергеевна, вы гордитесь своими студентами? Чему они вас научили?
— Студентами в основном горжусь. Каждая группа хороша по-своему и всегда чему-то учит.
Лента новостей, Интервью и комментарии, Факультет государственного сектора, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Публикации