08.06.2023
Будущие (анонсы), Лента новостей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Мероприятия НГУЭУ, акции
8 июня 45-летие отмечает ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) Павел Новгородов.
В честь юбилея – подборка цитат: о нархозе, студенчестве и системе высшего образования в целом, науке, экономике и роли предпринимательства в современном обществе.
***
И в школе, и в вузе для меня всегда было интересно ориентироваться на людей, которые хотят развиваться, такое стремление для меня лично всегда являлось чем-то важным и базовым. Да, случается и так, что человек дорастает до какого-то уровня, а потом решает, что ему этого достаточно, – квартира, машина и должность его устраивают. Он как бы садится на свой плот, и река несет его дальше. А есть люди, в которых есть внутренний стержень, который не дает останавливаться на достигнутом
***
Я думаю, что у каждого найдется много разных историй из студенческой жизни — и у любого ректора в том числе. Во-первых, я не был отличником и выпустился не с красным дипломом. Когда я сейчас наблюдаю за персональным личностным ростом своих одногруппников, я не вижу особой корреляции с тем, как они учились в вузе. Нет такого, чтобы кто хорошо учился, – те состоялись, кто плохо – нет. Так что нет здесь какой-то прямой взаимосвязи
***
Основной капитал Новосибирской области – человеческий. Источником развития экономики, прежде всего, должны быть образованные, гибкие люди с определенными предпринимательскими навыками и мышлением, которые могут адаптироваться к любой ситуации
***
У нашего вуза невероятно богатая история! В каждый период – от учреждения в 1967 году Новосибирского института народного хозяйства, нархоза, до сегодняшнего университета – вуз вносил весомый вклад в развитие региона и страны. Его особенностью были и остаются сплав традиций и инноваций, высокая практикоориентированность образования и отсутствие боязни участия в новых, масштабных, прорывных проектах. Сегодня невозможно представить себе многие сферы, отрасли и организации без выпускников университета. Они были локомотивом экономики в советское время, профессионально и с достоинством проходили сложный период 90-х годов, а сегодня определяют многие важные направления для развития страны в будущем
***
Уже несколько лет мы анкетируем наших абитуриентов по поводу их ценностных установок в плане карьерного развития и видим интересные тенденции, которые говорят о более прагматичной и конкретной позиции студентов в отношении их будущего трудоустройства. Это говорит о необходимости конструирования карьерных траекторий даже не с первого курса университета, а со школы.
***
Хотелось бы выделить две особенности, которые существенно отличают нас от других вузов. Во-первых, карьерный успех определяется не только обучением, но и теми возможностями, которые вуз предоставляет дополнительно. А наши студенты ведут активную и яркую внеучебную жизнь: посещают секции, кружки и клубы, состоят в студенческих объединениях, представляют НГУЭУ на мероприятиях различных уровней по всей стране и т.д. Сейчас такое время, когда любой молодой человек может выбрать множество вариантов для саморазвития. И я хотел бы призвать родителей и студентов использовать эти возможности максимально. Второй критерий, который отличает НГУЭУ от других вузов, – развитие у студентов так называемым «мягких навыков» (soft skills), что определяет их способности на рынке труда. Мы занимаемся этим много лет и будем продолжать, потому что уверены: это дает дополнительный импульс личностному и профессиональному росту
***
Взаимодействие с регионами Сибири выстраиваем в активном режиме, выступая «застрельщиками» процессов, предлагая региональным властям и бизнес-сообществу новые форматы, в которых наш вуз и другие университеты могли бы быть полезными. Мы включаемся в уже существующие региональные проекты и программы, даже если их тема выходит за наш прямой функционал, но потенциально нам интересна, и выступаем инициаторами различных новых форматов и процессов.
***
Последние 20–30 лет мы исходили из того, что в России сформировалась экономика с моделью ближе к рыночной, но с высокой долей участия государства. Теперь мы переходим в новую экономику, аналогов которой нет. С одной стороны, всё более высокая степень государственного участия, с другой — к модели, которая была в Советском Союзе, возвращаться никто не хочет, и все понимают, что экономике надо оставить ценные элементы предпринимательства
***
Новая реальность, в которой мы находимся, дает нам шанс на усложнение экономики. Если раньше большой сектор экономики был связан с куплей-продажей чужих технологических решений, то сейчас нам нужно разрабатывать свои, у России появляется шанс, который необходимо использовать, перестраивать целые сектора экономики. Как следствие – это должно найти отражение в образовании вообще и в экономическом образовании в частности. Экономическое образование в большей степени инструментальное, и для того, чтобы оно отвечало новым вызовам, оно должно больше интегрироваться с другими специальностями: с техническими, инженерными, с другими типами знаний. Практико-ориентированность нужно повышать: когда экономисты не только хорошо владеют инструментарием, но и объектом экономического анализа
***
Большинство людей интуитивно понимают, что успешные бизнесмены являются «особенными» с позиции набора навыков и компетенций, и результаты различных опросов и исследований это подтверждают. На них, впрочем, влияет много факторов – опыт и сфера предпринимательской деятельности, размер бизнеса, базовые установки, образование. Развитие предпринимательских навыков – особый вызов сегодняшнего дня для сферы высшего образования.
***
Я убежден в том, что будущее страны и региона – в руках профессионалов с предпринимательским мышлением – людей, постоянно находящихся в поисках нового за пределами имеющихся ресурсов и сложившихся представлений. А значит, и мы как университет будем работать для того, чтобы таких профессионалов становилось как можно больше.
***
Большие вызовы, которые сейчас стоят перед страной, предопределяют технологический суверенитет и высокий уровень инженерной подготовки, но я не вижу такого внимания к экономистам, к гуманитариям и многим другим направлениям подготовки при решении этих больших вызовов. Многие ребята идут в науку как раз за большими задачами. Я бы в подобного рода дискуссиях о роли молодежи в будущем страны не сосредотачивался исключительно на инженерно-технических направлениях. Мы понимаем, что это важно и приоритетно, но нельзя забывать про многих других талантливых студентов.
***
Предпринимательская культура и мышление – это не только про бизнес. Например, я считаю, что предпринимательское мышление и знания нужны и чиновникам. В нынешней ситуации мы всем говорим: кем бы вы ни работали, вам никогда не поздно принять нестандартные решения, поменять профессию и место работы, начать бизнес в новых условиях, если увидите нишу возможностей, но время ограничено, и если вы будете долго думать, это место займёт
Будущие (анонсы), Лента новостей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Мероприятия НГУЭУ, акции