Своим опытом поделилась исполняющий обязанности декана факультета цифровых технологий Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат технических наук, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C, победитель всероссийского конкурса «Проектный руководитель 2024» Зинаида Родионова.
В современном образовании роль преподавателя перестает ограничиваться только передачей знаний. Появился устойчивый тренд трансформации классического преподавания в фасилитацию развития критического мышления и самостоятельности учеников. Адаптивные системы искусственного интеллекта в очередной раз поставили вопрос переосмысления педагогического процесса — что останется преподавателю навсегда, а что постепенно будет заменяться цифровыми решениями.
Зинаида Родионова рассказала о новых задачах преподавателей в условиях цифровизации: «В НГУЭУ все ВКР защищаются в электронном виде, в связи с этим у научных руководителей появился новый функционал: проверять работы через встроенный модуль антиплагиата в Moodle на заимствования и использование ИИ, рецензировать их в цифровом виде, заполнять чек-лист нормоконтроля. После запуска дистанционных программ педагоги частично получили и функционал проктора».
«У современного преподавателя множество ролей, теперь он не только лектор в аудитории, но и трекер проектов платформы студенческого технологического предпринимательства, куратор своей группы, наставник, руководитель проектной деятельности, исследователь, иногда даже руководитель образовательных программ. Надеемся, что ИИ поможет решить навигационную задачу по информационным потокам в рамках разных ролей», — подчеркнула спикер.
Зинаида Валерьевна поделилась мыслями, как помочь педагогам адаптироваться к цифровым условиям работы: «Все преподаватели разные: один может эффективно совмещать пять ролей, а другой — нет. В вузах должна появиться служба, которая будет диагностировать преподавателей по аналогии с профориентационным тестированием и помогать им подбирать роль или набор ролей, что обеспечит эффективную работу в будущем».
«Есть прекрасная фраза, что искусственный интеллект не заменит человека, но человек, который владеет ИИ, заменит того, кто им не владеет. Я предполагаю, что с преподавателями это и произойдет в ближайшие 2-3 года. Наш функционал изменится, но мы никуда не исчезнем», — подвела итог эксперт.
С полной записью дискуссии от 25 сентября можно
Участники дискуссии:
— Глухов Андрей, заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик Томского государственного педагогического университета, ведущий эксперт лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ Высшей школы экономики, кандидат философских наук;
— Говорунова Елизавета, продуктолог Центра современной педагогики IThub, методолог, LxD, разработчик образовательных продуктов, эксперт в обучении взрослых, бизнес-тренер более 14 лет, Ex-руководитель HR и T&D проектов в крупных российских и международных компаниях, автор канала о разработке и проведении интерактивных занятий, тренингов, курсов и образовательных событий «Набор методик | Идеи и готовые решения», магистрант МПГУ программы «Проектирование образовательного опыта»;
— Зиновьев Андрей, проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета, доктор биологических наук;
— Калмыкова Светлана, директор Центра открытого образования, доцент Высшей школы административного управления Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат педагогических наук;
— Костин Геннадий, проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук;
— Родионова Зинаида, исполняющий обязанности декана факультета цифровых технологий Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат технических наук, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C, победитель всероссийского конкурса «Проектный руководитель 2024».
Интервью и комментарии