НГУЭУ придерживается концепции предпринимательского университета, в связи с чем предпринимательских активностей для студентов становится все больше. В университете проводятся Тренинги предпринимательских компетенций, начался второй этап Межвузовского акселератора «БизнесТут», успешно функционирует внеучебная траектория «Бизнес и Предпринимательство», работает программа «Стартап как диплом».
— Мы столкнулись с необходимостью подготовки кадров для работы в качестве трекеров* и наставников в наших проектах. Ведь помимо ключевых проектов, таких как Акселератор и Тренинги, Центр молодежного предпринимательства «ПИРС» организует консультации, мастерские, готовит предложения по участию в интенсивах (например, интенсив от Университета 20.35) и грантовых конкурсах. При этом труд трекера или наставника не такой простой, как может показаться на первый взгляд, — комментирует руководитель Центра «ПИРС» Марина Панявина.
Обучение было направлено на подготовку квалифицированных трекеров, способных поддерживать стартап-проекты, участвующие в акселерационных программах, оказывать поддержку при подготовке заявок и участии в конкурсе «Студенческий стартап».
Провел обучение Александр Смирнов, руководитель стартап-студии ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет», эксперт НТИ, трекер, автор тренингов «StartUp-конструктор», опытный трекер стартап-проектов. Он поделился собственным опытом трекера, а также объяснил специфику трекинга, рассказал об основных инструментах помощи стартап-проектам.
— В роли трекера я не впервые, на текущий момент в Акселераторе «БизнесТУТ» сопровождаю команду «ЭскизАрт» (команда предлагает дизайнерский софт для эскизов и 3D-моделей), — делится впечатлениями Галина Высоцкая, трекер Акселерационной программы «БизнесТУТ», доцент Кафедры ЭПДиЛ НГУЭУ. — Безусловно, в моей практике уже были обучения, связанные с наставничеством, но учеба на программе преподнесла сюрпризы. Например, я узнала новые подходы к формированию трекшн-карты** и трекшн-митингов (встречи трекера с командами — важнейший этап развития стартапа). Кроме того, запомнились лайфхаки по подготовке команд к питч-сессиям.
Всего обучение по программе прошли 20 преподавателей вуза, все они участвуют в предпринимательских проектах университета и планируют развивать это направление со студентами.
— Важная функция трекера — «зажигать» проектные команды, помогая преодолевать ограничения проекта, приводить его к результатам, которые однозначно круче точки старта, — рассказал Александр Смирнов. — Поэтому считаю, что заинтересованность преподавателей в данном обучении — очень хороший знак и фактор того, что все получится.
Отметим, что среди обучающихся были новички, а также преподаватели, которые не читают экономические дисциплины, но интересуются тематикой стартапов.
— Хочу выразить искреннюю благодарность Александру Смирнову за великолепное обучение по программе «Трекер стартапов». Его профессионализм и глубокие знания в области поддержки студенческих проектов и технологических инициатив были очевидны на протяжении всего курса. Александр не только прекрасно преподнес теоретическую часть, но и щедро поделился своим практическим опытом, что сделало обучение особенно ценным. Меня вдохновили примеры из практики, разобранные кейсы. Планирую сопровождать проекты в Акселераторе и пробовать себя в качестве трекера, — сообщает Александр Карпенко, преподаватель Кафедры физического воспитания и спорта.
Еще одной особенностью обучения стала командная работа с позиции «студента». Все участники делились на команды и проходили путь студента в акселераторе, изучали продуктовую методологию так, как ее осваивают участники акселерационных программ. В период, когда в обучении был перерыв, все команды встречались с внешним экспертом-трекером, он дал обратную связь каждой команде. В финале обучения все приняли участие в питчинге***.
— Обучение понравилось тем, что получилось погрузиться в процесс разработки стартапа в рамках акселерационных программ, реализуемых университетами, пройти путь работы студента в команде, начиная с генерации идеи и до взаимодействия с реальным трекером, и выступления с питчем, — комментирует Юлия Масалова, заведующая Кафедрой экономики труда и управления персоналом. — Удалось понять отличие стартапа от традиционного бизнеса, узнать структуру акселерационной программы, разобраться в работе трекера, разделить для себя роли ментора, коуча, эксперта-консультанта и трекера. Александр Смирнов на своих примерах наглядно продемонстрировал работу трекера, поделился своими подходами и инструментами. По итогам обучения планирую попробовать себя в данной роли, постараюсь полностью исключить позицию преподавателя в процессе.
Результат обучения виден уже сейчас: в осенней волне Интенсива Университета 20.35 «От идеи к прототипу» наставниками выразили желание стать 5 участников обучения, все пятеро — новички.
В планах Центра «ПИРС» продолжать проводить обучающие программы для сотрудников НГУЭУ, которые готовы выступать трекерами и наставниками в предпринимательских проектах.
* Трекер стартапов — специалист-наставник, который помогает команде стартапа проверить востребованность, окупаемость и соответствие разрабатываемого продукта рынку. Трекер отвечает за организационную поддержку команд в процессе акселерации стартапа.
Основные задачи трекера — помогать команде проекта фокусироваться, ставить цели и достигать результаты. Трекер нацелен решить проблемы, мешающие эффективной работе или масштабированию проекта, особенно важна роль трекера на начальных стадиях развития стартапа.
** Трекшн-карта (от англ. traction map) — это инструмент, используемый стартап-компаниями для визуализации и планирования действий по привлечению пользователей и увеличению популярности продукта или услуги.
*** Питчинг — короткая презентация проекта с целью привлечь инвестора в проект. Стандартное время презентации — 3 минуты.
Прошедшие, Мероприятия НГУЭУ, акции