Посмотреть все фото
20 ноября на базе опорно-методического центра НГУЭУ состоялся круглый стол проекта «ДНК России» — «Курс "Основы российской государственности" и ценности образования».
Участники обсудили проблемы современной образовательной системы и пути сохранения традиционных ценностей в процессе подготовки молодых специалистов.
В дискуссии принял участие ректор НГУЭУ Павел Новгородов. Приветствуя участников, он затронул тему противоречивых требований, которые выдвигает к образованию общество:
— Образование — это такая сфера, которая не может не вызывать дискуссии во все времена. Эта область вряд ли найдет равновесное состояние, некую идеальную модель, которая бы устраивала всех. С одной стороны, понятно, что последние несколько лет государство много обращается к образованию как самостоятельной ценности, с другой стороны, фактически развивается ситуация, когда образование рассматривается как инструмент решения социально-экономических, политических, технологических и иных прикладных задач. И это совершенно две разных парадигмы: образование как самостоятельная сфера и образование как сфера, подчиненная экономике, рынку труда.
Относительно недавно была дискуссия про стратегию образования, на ней, собственно, так и не договорились, про что должно быть образование: это больше про человека, личность, воспитание, или это про профессионала, который должен заниматься какой-то полезной общественной работой? Была попытка совместить в образовании вот эти две позиции в концепции «2+2», но противоречия на уровне идеи это не устранило.
Мое видение таково: фундаментальное образование — элитарное, оно, как правило, востребовано в развитом обществе, находящихся на траектории устойчивого развития, в котором высок спрос на людей с сформированной «картиной мира». Если в обществе запрос на экономическое развитие первичен, если решаются задачи различных «дефицитов» - так или иначе прикладное знание выходит на первый план.
На мой взгляд, нужно еще раз серьезно вернуться к обсуждению того, как в системе высшего образования удерживать баланс и того, и другого: при достижении целей технологического лидерства, социально-экономического развития страны – не упустить ценностную составляющую, про которую мы много говорим в рамках проекта «ДНК России».
Основные тезисы были сформулированы ведущими учеными и педагогами региона.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ Олег Донских, выступавший модератором встречи, поделился своими мыслями о текущем состоянии системы образования в России и предложил ряд важных тезисов для обсуждения. Он начал с критики постоянных изменений в образовательной системе, которые, по его мнению, приводят к нестабильности и неэффективности:
— Я убежден, что Образование — это должен быть очень консервативный институт, потому что он должен транслировать культуру.
Постоянные реформы, считает профессор, мешают этому процессу, и необходимо вернуться к фундаментальным принципам. Особое внимание было уделено взаимосвязи школьного и высшего образования – школа должна давать фундаментальные знания, формируя личность, а вуз — обеспечивать специализацию.
Эксперт также затронул тему русской литературы, отметив ее уникальность. Он указал, что русская литература, в отличие от западной, глубоко философична, так как в России долгое время не преподавали философию на русском языке. Русские писатели, такие как Достоевский и Толстой, стали своего рода философами, обсуждая важные вопросы бытия в своих произведениях, и преподавание русской литературы должно быть более глубоким и основательным, чтобы студенты могли осознать ее ценность.
Олег Донских выразил обеспокоенность по поводу влияния технологий на образование и предложил более строго регулировать использование гаджетов в учебных заведениях. Например, в Силиконовой долине, известной своими технологическими достижениями, существует практика ограничения использования смартфонов детьми до 18 лет. Это контрастирует с ситуацией в России, где гаджеты становятся все более распространенными среди молодежи. В заключение он подчеркнул, что образование должно формировать личность, а затем уже развивать профессиональные навыки, и призвал к более взвешенному подходу в образовательной политике, чтобы сохранить культурные ценности и обеспечить качественное обучение для будущих поколений.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ Елена Ерохина выступила с докладом о межэтнической интеграции в российском обществе. Она подчеркнула важность сохранения культурных ценностей и комплементарности народов России. В частности, она отметила, что проблема этнической интеграции обострилась в 1990-е годы, рассказала о концепциях раскола и синтеза, предложенных различными мыслителями, и о социологических исследованиях, подтверждающих общность ценностей среди разных этнических групп.
— Просвещение на русской почве оставило представление о народе как коллективной личности, обладающей «душой» и набором психологических характеристик.
Доктор философских наук, заведующий кафедрой истории и философии СГУПС Наталья Мартишина затронула тему ценности знаний в системе образования. Она отметила, что современное поколение студентов ориентировано на информацию, а не на знания, и это приводит к поверхностному усвоению материала. И предложила усилить содержательный компонент курса "Основы российской государственности", уделив больше внимания истории и культуре России.
— Одной из главных функций системы образования всегда было распространение знаний. В средней школе – базовых, в вузах – профессиональных. Само понятие «профессионала» предполагает, что у него есть какое-то общее понимание сферы, с которой он собирается работать, ее закономерностей, именно на основе этого общего понимания он будет принимать решения в разных конкретных ситуациях.
Доктор культурологии, доцент кафедры истории и философии СГУПС Елена Мальцева продолжила тему предыдущего доклада. В фокусе внимания участников была русская и российская культура, на фундаменте которой и необходимо строить образовательную деятельность в самых разнообразных ее проявлениях. Она содержит все необходимое для самых пространных примеров, используемых в курсе «Основы российской государственности».
— Мы много говорим о политических, экономических основах государства, но, подчас, недооцениваем культуру как ценностный фундамент. Именно культура служит инструментом передачи новым поколениям свода моральных, этических, эстетических ценностей, т. е. тех ориентиров, которые скрепляют общество.
Заведующий кафедрой романо-германской филологии НГУ Сергей Филиппов поделился опытом преподавания курса «Основ российской государственности» студентам-лингвистам. Он отметил, что студенты часто воспринимают курс как перегрузку основной программы обучения, и предложил использовать интерактивные формы для повышения мотивации. Среди предложенных им форм можно выделить: групповые проекты и презентации — студенты работают в командах, что способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет им более глубоко погружаться в тему; игровые формы обучения — использование элементов геймификации, что делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим; семинары с элементами дискуссии — студенты обсуждают сложные вопросы, что помогает им развивать критическое мышление и умение аргументировать свою позицию; рефлексия — студенты анализируют, как изучаемый материал может быть применен в их будущей профессии. Все эти методы направлены на то, чтобы сделать обучение более живым и интересным для студентов, а также помочь им лучше усвоить материал, связанный с историей и культурой России.
— Я зачастую слышу интенсивную критику в отношении игровых (интерактивных) форм обучения, рекомендуемых разработчиками курса «Основ российской государственности». Придерживаюсь в этом отношении другого мнения. Именно потому, что я долгое время работал преподавателем иностранных языков, здесь интерактивные формы очень хорошо идут студентам. Ведь язык как средство коммуникации по-другому выучить невозможно.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ Раиса Заякина в докладе «Ценностные принципы образовательной полемики» подчеркнула необходимость честного и открытого диалога со студентами. Она отметила, что студенты часто говорят то, что от них ожидают, а не то, что они действительно думают, и предложила установить правила для образовательной полемики, чтобы создать безопасную и конструктивную атмосферу.
— «Основы российской государственности» — это как раз та дисциплина, с которой мы можем выйти на мировоззрение студента, с попытками расширить это мировоззрение, как-то трансформировать его, каким-то образом благодатно на это мировоззрение повлиять. И, конечно, если мы эту большую цель себе ставим, нам нужно понимать, в каком состоянии это мировоззрение сегодня находится.
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук НГУЭУ Денис Шиловский рассмотрел ряд проблем, которые, по мнению многих специалистов, мешают студентам в образовательной деятельности.
— Изначально термин «клиповое мышление» звучал как «клиповая культура», понятие чисто культурологическое, оно не абсолютизировалось в общесоциальный порядок, в отличие от того, что мы наблюдаем у нас, когда это называют «клиповым сознанием».
Кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и теории литературы НГУ Дмитрий Долгушин в докладе «Русская литература в мире ценностей» отметил, что русская литература является важным инструментом для передачи ценностей, но современные студенты мало читают. Он предложил использовать литературу как способ эмоционального и мировоззренческого развития студентов, несмотря на их отдаление от классических текстов.
— Основная опасность выстраивания коммуникации со студентом в курсе «Основы российской государственности» — это опасность девальвации слов, потому что мы обсуждаем очень важные вещи, ценностные проблемы… в этой проблематике трудно говорить отстраненно, невовлеченно, но излишняя пафосность здесь тоже неуместна. Наши слова могут оказаться избыточными по отношению к содержанию.
По итогам встречи участники пришли к выводу о необходимости дальнейшего укрепления роли института образования в обществе, гармонизации целей и методов преподавания с учетом национальных традиций и потребностей рынка труда.
Мероприятия НГУЭУ, акции, Конференции, семинары, олимпиады, Прошедшие, Научная деятельность