Посмотреть все фото
8-12 декабря в Новосибирске на базе НГУЭУ прошла Международная научная школа аспирантов и докторантов «Теория и методология экономической науки» под эгидой IX Международной Восточной конференции «Институциональная трансформация экономики» (ITE-2025). Ведущие российские ученые обсудили теорию и методологию экономической науки.
Цели научной школы — формирование экономического мышления и научного мировоззрения, поиск преимуществ от применения методологии исследований различных научных исследовательских программ, знакомство с методами проведения и организация научного исследования.
— Международные научные конференции «Институциональная трансформация экономики» проводятся каждый год, по четным годам — в Западной части России, это называется Западная конференция ITE, по нечетным — в Сибири, Восточная конференции ITE, — пояснил доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимир Мельников. — Они всегда интересны, а представленные исследования находятся на передовом крае экономической науки. Методологически это новая институциональная экономическая теория и традиционный или оригинальный институционализм, который имеет несколько другие предпосылки, но, тем не менее, его результаты тоже очень интересны, и чисто технически их реализация очень полезна для тех, кто проводит научные исследования. Иногда к дискуссиям подключаются представители посткейнсианства и экономсоциологи. И те, и другие довольно интересно включаются в общую работу. Каждый находит для себя что-то полезное.
В этом году Новосибирский государственный университет экономики и управления совместно с Международной ассоциацией институциональных исследований открыл IX Восточную конференцию научной школой аспирантов и докторантов. Информационную поддержку мероприятию оказывают научные журналы «Мир России. Социология. Этнология», Journal of Institutional Studies («Журнал институциональных исследований»), Terra Economicus («Пространство экономики»), AlterEconomics, «Вестник НГУЭУ» и «Идеи и идеалы». Участники Школы проходили предварительный отбор, учитывались публикационная активность, уровень и тематика публикаций, обучались аспиранты 10 университетов из пяти городов России.
Кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын обратился к участникам школы с приветственным словом:
— Вопросы методологии и экономической науки очень важны не только для молодых ученых. Так, университет активно вовлечен в различные исследовательские программы, в том числе связанные с решением конкретных научно-практических задач. И нередко, когда мы, например, решаем вопросы разработки стратегии развития регионов и муниципальных образований, возникает большой серьезный диалог с заказчиками. Им кажется, что стратегия должна включать какие-то параметры, исходя из определенной исследовательской парадигмы. И если заказ идет в одной парадигме, а работаем мы в другом концепте, добиться согласия не получится. Поэтому для исследователей важно понимать не только то, какие сейчас самые современные и эффективные методики проведения научно-исследовательской работы с точки зрения получения практического и теоретического результата, но и то, как мыслит потенциальный заказчик. Тогда мы можем попытаться мягко и ненавязчиво подкорректировать процесс, объяснив заказчику, в чем именно его понимание экономических процессов немного устарело, и предложить оптимальный вариант.
Во-вторых, мы понимаем, что экономика развивается, современные вызовы и угрозы экономической безопасности страны потребовали изменения и методологии определенных исследований, целевых ориентиров. Если буквально несколько лет назад мы все говорили о феномене глобализации, то сейчас наблюдаем, что изменилось и положение России в международном мире, и сам мир изменился, он очень быстро стал похож на лоскутное одеяло, где у каждого участника свои интересы. Нам важно понимать, кто имел определенные выгоды и преимущества от процесса глобализации и чьи экономические интересы стоят за теми процессами, которые происходят сейчас, к чему всё это ведёт граждан, страны, в целом общество. Задача исследователя — быть предельно объективным и понимать эти причины и закономерности. Надеюсь, что школа, которую мы инициировали, станет площадкой для научного диалога, для того, чтобы действительно сделать жизнь нашего общества лучше, чтобы люди стали счастливей и богаче, а наше общество — более справедливым.
В первый день конференции звучали лекции доктора экономических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории институционального анализа, заслуженного научного работника МГУ имени М.В. Ломоносова Виталия Тамбовцева, которые касались вопросов методологии институционального проектирования и социальных исследований.
Второй день был посвящен макроэкономике, монетарной политике и государственным финансам. О кейнсианском подходе к монетарной политике и государственным финансам рассказал доктор экономических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, заведующий кафедрой экономической теории Новосибирского национального исследовательского государственного университета Вадим Гильмундинов.
Третий день был отмечен работой двух лекторов — доктора экономических наук, профессора кафедры государственной политики, заведующего учебно-научной лабораторией изучения экономик стран БРИКС экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Евгения Капогузова, который рассказал об институциональном анализе экономического развития, а также кандидата экономических наук, старшего научного сотрудника лаборатории «Институциональный анализ экономики» Анны Курышевой с методологией традиционного институционализма.
Следующий день был посвящен поведенческой экономике, приглашенный лектор — эксперт по поведенческой и экспериментальной экономике, профессор Института экономики и менеджмента Томского государственного университета, д.э.н. Марина Рыжкова. Завершило программу обучение выступление члена-корреспондента РАН, доктора экономических наук, профессора РАН, заместителя директора ИМЭМО РАН, заведующего кафедрой мировой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Сергея Афонцева. Он подробно рассказал молодым ученым о том, каким образом пишется диссертация, каких результатов ожидает от них Высшая аттестационная комиссия, как их достичь и каких ошибок ученому нужно избегать.
В пятницу, 12 декабря, в очном формате состоялся научный семинар-конференция «Институциональная трансформация экономики: экономическое значение культуры» (ITE-2025). Модератором выступил заведующий кафедрой региональной экономики и управления Владимир Мельников.
— Будет замечательно, если мы сможем разобраться в стремительно меняющихся условиях современности, сформулировать подходы к этим трансформациям и поделиться рекомендациями с нашими управленцами, поскольку понимание изменений крайне важно для воспитания молодого поколения в быстро меняющемся мире, — отметила, приветствуя гостей, первый проректор Новосибирского государственного университета экономики и управления Татьяна Дудина. — Желаю всем участникам интересных выступлений, живых обсуждений и полезных выводов. Большое спасибо, что собрались сегодня в нашем университете.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-учебной лаборатории экономики природных ресурсов и окружающей среды, профессор кафедры социально-экономического планирования СФУ, председатель Международной ассоциации институциональных исследований (Красноярск) Маргарита Курбатова поблагодарила НГУЭУ и Владимира Мельникова за организацию школы для аспирантов и докторантов и отметила:
— Результат, который мы все хотели бы видеть, это развитие институциональной экономики в Сибири, в России, в исследованиях молодых учёных. Успеха всем молодым исследователям, успешной защиты кандидатских и докторских диссертаций.
В своем докладе она подчеркнула мысль о том, что институционалисты рассматривают культуру как фундаментальный аспект экономической науки, и игнорировать эту часть наследия нельзя, хотя сейчас это часто происходит. В современном научном дискурсе культура и традиции часто воспринимаются как препятствия для прогресса, технологий и модернизации, но экономисты должны преодолевать искажения в этой области и реформировать программы в области экономических дисциплин:
— Становление личности и общественной морали связывается с тем, в какой мере человек не в совершенной изолированности, индивидуализме и эгоизме находится, а общается и ассоциирует себя с другими членами сообщества.
Далее с докладами выступили:
- Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ЮФУ, главный редактор журнала «Terra Economicus» (Ростов-на-Дону) Вячеслав Вольчик — «Институциональная экономика, идеология и культура»;
- Доктор экономических наук, профессор Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В. Плеханова (Москва) Сергей Левин — «Новая политическая экономия: экономика, политика, культура»;
- Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ЮФУ (Ростов-на-Дону) Анна Курышева, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра институционально-эволюционной экономики ИЭ РАН (Москва) Андрей Верников — «Институционалисты-классики о культурно-социальной обусловленности хозяйственных практик».
- Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий сектором философии и методологии экономической науки Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН (Москва) Петр Ореховский – «Миф как инструмент анализа институтов городской экономики».
Завершающий день работы конференции «Институциональная трансформация экономики» день подытожила крайне актуальная дискуссия «Современный этап развития экономической науки в России: между расширенным мейнстримом и гетеродоксальной экономической теорией».
Участвовавшие в мероприятиях Школы и конференции аспиранты НГУЭУ получили мощную методологическую поддержку для проведения собственных экономических исследований.
Конференции, семинары, олимпиады, Прошедшие, Научная деятельность, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Для СМИ