28 ноября в Центральном конференц-зале собрались представители бизнес-структур региона.
—У нас сегодня два очень ёмких вопроса, это возможности сотрудничества каждого из членов совета с НГУЭУ и презентация нового бренда, — обозначил темы собрания председатель Попечительского совета, председатель Новосибирской Городской торгово-промышленной палаты, президент Новосибирского банковского клуба Владимир Женов. — Мы существенно обновили состав совета, обновили с одной целью — это укрепление взаимодействия с реальной практикой, с бизнесом, со страховыми, информационными, IT-компаниями, аудиторскими компаниями. Говорят о проблемах нехватки специалистов, которая касается абсолютно всех. Но моя точка зрения иная: нет проблемы как таковой. Есть следствия того бардака в экономике, который творился последние 30 лет, теперь нам это аукается. И такие вузы, как нархоз, сейчас максимально разворачиваются в поисках путей соприкосновения. Забегая вперед, Павел Анатольевич ещё расскажет: студентов НГУЭУ сейчас начинают разбирать чуть ли не с первого курса. И главная цель общения практиков и вуза — это укрепление нашего взаимодействия с точки зрения кадров.
Для всех собравшихся ректор НГУЭУ Павел Новгородов крупными штрихами обрисовал тренды в сфере высшего образования, рассказал о структуре НГУЭУ, его достижениях и сложностях. Говоря об отдельных проектах, реализуемых университетом, ректор упомянул Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», нацеленный на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи, в рамках которого действуют предпринимательская «точка кипения», тренинги предпринимательских компетенций, межвузовский акселератор студенческих технологических стартапов «БизнесТут», партнёрами в этих начинаниях выступают и другие вузы. Содействие финансовому просвещению населения идёт по проекту «Финансовая грамотность при поддержке АНО «Новосибирский дом финансового просвещения». НГУЭУ — опорно-методический центр проекта «ДНК России» в Сибирском федеральном округе, отвечающий за внедрение дисциплины «Основы российской государственности» и актуализацию дисциплины «Экономика» для неэкономических специальностей во всех вузах страны. Не малы списки научно-исследовательских разработок, реализованных для органов власти, среди недавних — проект «Туристический атлас России» в консорциуме с МГИМО в рамках государственной программы «Приоритет 2030». Атлас России — это цифровой продукт, который дает помогает понять, куда можно инвестировать. Он будет анонсирован в Москве в декабре.
Среди существенных достижений года — то, что план по реализации совместной программы с МГИМО «Правовое сопровождение международного бизнеса для иностранных и азиатских рынков», анонсированный на собрании Попечительского совета в апреле, реализовался с превышением: набрано в 2 раза больше студентов, чем намечали изначально. Программа направлена на подготовку юристов с глубокими экономическими знаниями, которые будут сопровождать внешнеэкономические сделки, прежде всего с Китаем. Следующий шаг — разработка совместного проекта с Дальневосточным федеральным университетом, договорились делать программу по высокотехнологичному бизнесу с Китаем. Набор планируется в следующем году.
После этого было сказано о возможностях сотрудничества с вузом. Помимо предоставления исследовательской и образовательной помощи и проведения совместных мероприятий, НГУЭУ готов предлагать предприятиям совместную разработку образовательных программ и дисциплин. Студентов можно привлекать на стажировки, формировать тематику курсовых и дипломных работ, влиять на разработку стартап-проектов.
— У нас есть такая программа «Золотой фонд», куда мы отбираем студентов самых ярких, самых активных, и нашим партнерам индивидуально из этого золотого фонда готовы рекомендовать ребят, направлять их и на практики, и на стажировки, — подчеркнул Павел Новгородов.
— Вы говорили, что некоторых студентов с первого курса забирают уже, — включился в разговор председатель Совета директоров Группы компаний F1 Александр Абалаков. — Но вот какой практический вопрос: когда мы столкнулись с набором выпускников и студентов, увидели, что у них свое представление о условиях работы, у нас свое. Не в том смысле, что они хотят большую зарплату, а мы не готовы, нет, просто это как два мира и два представления. Можно ли как-то привлечь вуз для создания мостика между нами? Чтобы вуз рекомендовал ребятам хорошие предприятия, а предприятия могли бы предложить студенту то, что он хочет, ведь вы студентов лучше знаете. Мы готовы заранее брать их на практику, чтобы они адаптировались, готовить какие-то лаборатории и так далее, и хочется, чтобы вуз создавал некое информационное поле, которые сближало бы позиции и ожидания.
— В рамках совместной программы с МГИМО у нас уже организованы подобные мероприятия, — согласился Павел Новгородов. — Раз в месяц к нам приходит руководитель компании, который рассказывает про свой бизнес, какие-то свои задачи, проблематику. Есть и отдельный телеграм-канал, где мы рассказываем про компании Новосибирска, чем они занимаются. Есть и другие форматы.
Живое обсуждение вызвал вопрос специализированных аудиторий, оформляемых с участием партнёров вуза.
— Насколько эффективны для вуза именные аудитории, нужно ли это реально? — поставил вопрос Владимир Женов. — Мы уже сейчас готовы открыть именную аудиторию «Банковского клуба». Главное — понять, насколько это будет эффективно, будет ли от этого реальная польза, а не просто красивая табличка.
— Именные или корпоративные аудитории сейчас очень востребованы, ведь это вклад в инфраструктуру, — ответил ректор. — Ведь имущественный фонд большой, и до некоторых помещений с 70-х годов не доходили ни руки, ни финансы. Это важно, но главное, в таких аудиториях идёт реальная тематическая работа. У нас есть аудитория ВТБ, аудитория Росгосстраха. В аудитории Краснозерского санатория ребята занимаются по теме туризма и гостеприимства. В этом году открыли очень хорошую аудиторию логистики совместно с «Байт Транзит-континент».
— Действительно, это не просто табличка, — отметил президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. — Там реально работающее оборудование, есть логистические программы, студенты непосредственно могут там учиться, нарабатывать навыки. Кроме того, в рамках СТЭЛС мы создали такую постоянно действующую структуру, как логистический клуб, куда приходят представители наших компаний, рассказывают студентам о своей работе. Второе заседание обязательно проведем на базе НГУЭУ.
Аудиторию «Банковского клуба» было решено отремонтировать летом и открыть к новому учебному году.
Сближение теории и практики должно касаться не только отдельных аудиторий и курсов, а всего процесса обучения, уверен ректор. Поэтому он анонсировал и новый предмет:
— Студенты вузов, обучаясь какому-то инструментарию, порой не очень понимают, как он может приводиться в конкретной жизни. У нас есть такая идея, мы с 1 сентября 2025 года будем вводить специальную дисциплину, сквозную для всех, как философия или иностранной язык, с условным рабочим названием «региональная проблематика». Мы хотим, чтобы в рамках этой дисциплины по расписанию приходили представители внешней среды — органов власти, бизнеса, и рассказывали про отраслевую и региональную проблематику, какие-то срезы. Это должен быть механизм системный, не разовый. Сейчас мы проектируем эту дисциплину.
Проректор по внешним связям Владимир Ромашин представил собравшимся новый бренд НГУЭУ:
— Мы готовили ребрендинг, наверное, не меньше года. Самая активная фаза была летом, мы узнавали мнение студентов, преподавателей, выпускников, наших партнеров, многие из членов Попечительского совета также были вовлечены в обсуждение. В ходе работы с фокус-группами были проработаны вопросы восприятия вуза, и всё это помогло нам более тонко понять и почувствовать мотивы молодежи, отношение к образованию вообще, к нашему университету, к тому, что для них важно. И в результате вот этой работы мы пришли к определенным смысловым блокам, родилось представление о том, как люди видят наш университет. Главная суть в том, что мы помогаем студентам воплотить мечту в реальность, и это посыл образа, выбранного для нового бренда. Когда студент приходит, то через фокусировку на его личности мы даем ему расширение горизонта его развития. Отсюда и родилась идея маяка, освещающего путь к новым возможностям и достижениям. Будем надеяться, что эта бренд-модель позволит нам всем лучше понимать предназначение вуза и поспособствует развитию и продвижению дела.
В ходе диалогов Попечительского совета были более подробно обсуждены детали различных проектов, намечены и другие конкретные планы развития.